ДВО - 90 ЛЕТ
Служба на Курилах не поддается обычным характеристикам и избитым формулам. Чаще новички, реже нерасположенные к разговору старожилы, говоря о ней, произносят фразу «островная специфика». Впрочем, Курилы действительно «маленькая страна» на окраине большого государства, осколок цивилизации с местными правилами, обычаями и своей системой отношений. Но, пожалуй, самая ценная особенность Курил в том, что там с ходу разбираются в людях. Новичок, окунувшись в островную жизнь и службу, раскрывает свое истинное лицо уже в первые дни.
В общем на Курилах невольно вспоминаешь известное изречение востоковеда Цветова: «Кто прожил здесь пять лет, тот узнал острова; кто прожил десять, тот начал их по-настоящему понимать; кто прожил 15 лет - ничего о них не знает...» - и с этой меркой подходишь к людям.
Прошлый год для этого уникального соединения выдался непростым. Причиной тому - наличие большого числа проблем, к которым на протяжении многих лет не находили своевременных и грамотных подходов. Как следствие - неудовлетворительное состояние техники, снижение уровня воинской дисциплины, серьезные упущения в боевой подготовке.
В корне поменять ситуацию - решить актуальные проблемы островной дивизии - предстояло новым людям с материка. Решением командования ДВО на юг Курильской гряды были направлены десятки офицеров с семьями из различных частей и соединений не только Дальнего Востока, но и из других военных округов страны.
Первым в их числе, уже в мае 2007 года, острова начал обживать полковник Валерий Асапов. Стиль его руководства, энергию и крутой нрав при реализации принятых решений в подразделениях сравнивают с мощью ледокола. Заручившись всесторонней поддержкой руководящего состава ДВО, новый комдив ввиду важности и масштабности поставленных перед ним задач с ходу погрузился в работу.
Зачатки лидерских качеств у Валерия Асапова были заложены еще в детстве. Родившись в первый день Нового, 1966 года, он был первым ребенком в семье рабочего и вскоре стал старшим еще для троих братьев. По окончании средней школы лишь он один выбрал карьеру офицера, подав документы в Рязанское высшее военное командное училище Воздушно-десантных войск. Однако даже пятибалльный аттестат и успешная сдача вступительных экзаменов не позволили абитуриенту пройти по конкурсу: из каждых 19 парней путевка в ВДВ вручалась только одному. Это означало дорогу домой: назад к отцу, матери, братьям.
Впрочем, мысли о возвращении Валерий отмел сразу и на месяц подался, как тут шуточно выражаются, в рязанские леса, в «партизаны». Такова многолетняя традиция, дающая последний шанс самым стойким парням, которые не мыслят себя без ВДВ. «Партизанщина» - настоящая школа выживания. За ночлег, тепло, пищу и воду экс-абитуриенты боролись с дикой природой. В итоге несколько человек все-таки были зачислены в училище дополнительным приказом. Спустя четыре года после этого испытания, в 1987 году, Валерий уже примерял лейтенантские погоны.
Первым местом службы молодого офицера стала знаменитая Псковская дивизия. Десять лет - и полный набор командных ступеней в личном деле: от командира взвода до комбата. В тот период, в начале января 1995 года, состоялась командировка майора Асапова в Чечню. В Грозном он, начальник штаба батальона, был тяжело ранен в ногу. Врачи на год приговорили офицера к больничной койке. В госпиталях Ростова-на-Дону, Пскова и Санкт-Петербурга ему было суждено перенести четыре операции. К боевым наградам добавился постоянно напоминающий о себе чеченский «трофей» - неустранимая хромота.
Впрочем, это не помешало боевому комбату поступить в Военную академию имени М.В. Фрунзе и через три года получить диплом с отличием об ее окончании. Выпускник получил назначение заместителем командира отдельного парашютно-десантного полка в составе миротворческих сил в Абхазии. Через год офицер уже командовал этим хозяйством. Так прошли еще два года.
Примечательный штрих. В рамках оргштатных мероприятий воинская часть миротворцев была выведена из состава ВДВ и переподчинена командованию СКВО. В результате комполка «крылатой пехоты» пришлось на некоторое время упрятать в шкаф голубой берет. Вспомнить о нем заставили события 2003 г. и новая должность - заместитель командира дивизии ВДВ, дислоцированной в Ивановской области.
Спустя полтора года на стол начальника лег рапорт замкомдива с согласием на переназначение на должность начальника штаба этого соединения. В общей сложности выслуга полковника Асапова в дивизионном звене управления составила 4,5 года. А на рубеже 2003 - 2004 годов, возглавив группировку ВДВ, замкомдива довелось еще раз встретиться с Чечней.
В конце 2006 г. от командующего ВДВ Валерию Асапову поступило предложение отправиться на Дальний Восток - округу нужны были комдивы. Собеседование с командующим войсками ДВО определило полковнику новый курс - на Курильские острова.
Итак, в мае 2007 г. островное пулеметно-артиллерийское соединение возглавил офицер-десантник. Мимоходом проводя водораздел между спецификой ВДВ и службой на Курилах, он говорит: «Разница лишь в том, что не прыгаем с парашютом. В остальном - войска как войска. Да, техника другая: танки, МТ-ЛБ, с которыми я раньше никогда не соприкасался. Да, климат тут суровый. Но в целом - ничего сверхсложного».
Тем не менее Валерий Григорьевич остро и сразу ощутил местные проблемы. Основная из них была связана с отрывом от материка, планированием жизнедеятельности от навигации к навигации. Чем запаслись островитяне в погонах в ходе летнего завоза, на то и рассчитывали до следующего года.
«Проверяющие иногда с иронией меня спрашивают: «За что здесь год за два дают? Погода-то чудная: солнышко греет, ветер утих», - рассказывает с улыбкой командир дивизии. - А у нас, если ясное небо, значит, образовался воздушный коридор, жди борт, комиссию... Остальное время - тайфуны, сильные ветра, облачность. Порой люди по две недели не могут улететь в отпуск: аэродром не принимает и не выпускает самолеты. По статистике, на год приходится в среднем 19 ясных дней, остальное время - пасмурно, дождливо, туманно».
Отсюда еще одна проблема: ненадежное сообщение с островом Кунашир. Во-первых, вертолеты идут туда только по погоде. Во-вторых, для этого нужно выстроить целую цепочку многоуровневых согласований с объединением ВВС и ПВО. Пока идет череда согласований, погода меняется. Была бы эскадрилья в прямом подчинении: сел бы комдив и полетел. А так работать даже в соседнем полку проблематично.
Говоря о задачах, поставленных перед ним командующим войсками округа, полковник Асапов выделил несколько направлений. Первое - состояние воинской дисциплины и правопорядка. Потрясения декабря 2006 г. переполнили чашу терпения командования. Корень зла тогда состоял в том числе и в перекосах с комплектованием частей. Численность призванных выходцев из республик Северного Кавказа в подразделениях одного из полков доходила до 40%. Такого не должно было быть в принципе.
Второе направление работы - кадровая ротация офицерского состава. Когда начали вникать в ситуацию, выяснилось, что в подразделениях и частях есть офицеры, прослужившие в одной должности 19 лет. Многие из них уже занимались не службой, а решением личных вопросов, в том числе по заготовке икры и рыбы. В течение прошлого года были заменены практически каждый второй или третий офицер соединения.
Следующая тяжелая задача - восстановление техники, которая находилась в убогом состоянии. Даже сейчас, спустя год, несмотря на комплекс принятых мер, до конца это дело новый комдив, по его же признанию, пока не довел. Во-первых, парк сам по себе давно устарел. Во-вторых, руководство бывшего армейского корпуса детально в проблемы соединения не вникало, а в прямое подчинение округа соединение перешло относительно недавно. Но ситуация - благодаря активной помощи управления и служб округа - сдвинулась с мертвой точки. В итоге одних только запасных частей и агрегатов в прошлом году завезли столько, сколько дивизия не получала, наверное, за десять предыдущих лет. Появилась возможность ремонтировать как гусеничную, так и колесную технику. Часть машин отправилась в ремонт или была списана, что-то поступило с центральных баз госрезерва. Скоро комдив планирует этот вопрос закрыть полностью. И по его словам, все эти направления работы тесно взаимосвязаны, а качественный сдвиг на том или ином участке зависит от успешного решения всех других задач учебного и воспитательного характера.
Отправлять на острова только лучших, наиболее грамотных и хорошо подготовленных офицеров - такое требование впервые было официально озвучено представителями штаба ДВО весной прошлого года. Потом было еще одно условие - из частей, комплектовавшихся в ходе выполнения Федеральной целевой программы по переходу на контракт, кандидатов на замену не отбирать. Сейчас эти планы реализованы. Офицерский десант с семьями высадился на островах, обустроился и уже почти год там работает.
Оценивая уровень профессиональной подготовки офицеров, прибывших на Курилы в рамках ротации, полковник Асапов отмечает, что сама задумка убрать оседлых и потерявших интерес к службе и прислать вместо них достойных «новичков», со свежими силами - разумна. Вот только бы разобраться до конца и принципиально в понятии «лучший, наиболее достойный офицер части». Подготовленный офицер сегодня везде на вес золота. И, конечно, можно понять командиров полков, соединений, которые, с одной стороны, не желают расставаться с ценными кадрами, а с другой, обязаны выполнять приказ. В итоге каждый руководитель искал свой выход из ситуации. Не в ущерб, разумеется, себе.
- Как проходили аттестационные комиссии в частях, по каким критериям отбирали «самых-самых», остается только догадываться, - комментирует ситуацию комдив. - Если это лучшие, то какие тогда худшие? К сожалению, к нам пришли офицеры в основном из сокращенных подразделений, где солдат по пальцам пересчитать можно. А здесь вам, пожалуйста, - личного состава полный комплект. Рулите, командуйте, сплачивайте и обучайте подразделения. Не всем хватает опыта. Учим, помогаем...
Немногословен был командир соединения и по поводу офицерского балласта, от которого он избавлялся без колебаний. Благо в самом начале мог себе это позволить. Зачастую эта борьба продолжалась в залах судебных заседаний, куда обращались с исками смещенные с должностей. Но раз за разом представители командования соединения выигрывали судебные споры. И поток исковых заявлений на якобы неправомерность решений должностных лиц иссяк. Сегодня комдив персонально разбирается с конкретным офицером, и, выяснив причины его недостойного поведения, лично готовит документы на перевод в иное место или увольнение.
Показателен в этом смысле недавний пример. Документы на увольнение офицера ждали подписи, прощальной резолюции. Но человек в очередной раз неадекватно повел себя на утреннем субботнем построении. Комдив, не проронив ни слова, ушел в свой кабинет. Вечером того же дня приказ об увольнении был подписан.
Другая сторона медали - по-настоящему достойные офицеры, которые пополнили соединение, стали всерьез заниматься военным делом, а не тратить время впустую. На них командование и делает ставку. Для молодых Курилы - прекрасная возможность быстрого становления в должности, приобретения бесценного опыта. Для старших офицеров - чуть ли не гарантированное продвижение по карьерной лестнице. Так, например, командир пулеметно-артиллерийского полка подполковник Роман Макушенко в обозримом будущем примет контрактный полк в Амурской области. Планируются и другие кадровые перемещения.
Еще в недавнем прошлом соединение ком
плектовалось по остаточному принципу, и дефицит личного состава ощущался особенно остро. Этот вопрос стал объектом особого внимания со стороны командующего войсками округа Героя России генерал-полковника Владимира Булгакова. В кратчайшие сроки ситуация поменялась.
Коррективы в систему комплектования подразделений военнослужащими по призыву были внесены серьезные. В первую очередь на 100 процентов были укомплектованы должности солдат и сержантов. Для такого потока призывников поначалу даже не хватило кроватей. Если бы мебель хранилась на складе в соответствии с нормами по списочному составу, то какие тут проблемы? Но ее просто не было в наличии. Ни много ни мало, а 800 человек нужно было разместить на постоянный ночлег. Опять-таки поставить точку и в этом вопросе помог округ.
Сегодня с учетом потребностей соединения треть военнослужащих по призыву поступает из учебных подразделений, остальные - в составе команд из региональных сборных пунктов.
Что касается неформальных земляческих группировок, то приняты простые, но эффективные меры. Доля военнослужащих, призванных из Северо-Кавказского и других проблемных регионов, сокращена и не превышает в подразделениях восьми процентов.
От перехода к призыву на один год в дивизии чего-то положительного не ожидают. Что касается специалистов, то они после «учебки» успеют только освоиться и через 3,5 - 4 месяца, благодаря увеличенному отпуску, отправятся домой. Ощутимой пользы от них не будет. Примерно такая же ситуация с теми, кто придет служить на Курилы на два учебных периода.
Вероятно, решением проблемы может стать включение соединения в рамки Федеральной целевой программы по комплектованию его профессионалами. По мнению полковника Асапова, это было бы верным решением, тем более что в подразделениях есть положительные примеры. Военнослужащих по контракту немного, но условиями службы, быта они довольны, да и служат на совесть. Хотя бы три года. Так за год в соединении бы вырастили подготовленного бойца и еще два года не имели бы к нему претензий. Тем временем контрактник поднакопил бы средств для гарантированного устройства в гражданской жизни. А может, и остался бы на повторный контракт. Как ни тяжело тут, а острова многих притягивают.
Протяженность зоны ответственности соединения по островам Итуруп и Кунашир в общей сложности достигает порядка 400 км. Главная задача - организация и ведение противодесантной обороны. Поэтому, несмотря на наличие неполнокровных подразделений, боевая учеба на Курилах организована в полном объеме. Часть зенитных подразделений постоянно несет боевое дежурство. По штатной организации, условиям местности аналогов этому соединению в ДВО нет, и новый комдив от своих решительных замыслов отступать не намерен.
Так, он планирует возродить практику стрельб по морским целям. В основном морские цели имитируются, а мишенная обстановка создается на суше. В таком случае роль учебной береговой линии играет речка или овраг. Также в рамках недавнего лагерного сбора артиллерия работала с равнины по горным ландшафтам.
Стрелять же по океану пока рискованно. Причин тому несколько. Во-первых, необходимо закрывать акваторию и воздушное пространство от посторонних судов. Во-вторых, нужны катера для подготовки участка стрельбы. Специфика самой стрельбы по надводным целям требует дополнительной сноровки по определению дальности, направления огня, который, кстати, ведется в условиях отсутствия ориентиров, при визуальном скрадывании водного пространства, а также при наличии морских волн. В общем, пока этот вопрос детально не проработан, но командование дивизии ищет пути его решения.
Недавно решилась проблема с сектором стрельбы для артиллеристов на Кунашире.
- На мой взгляд, это история из разряда недоразумений, - поясняет Валерий Григорьевич. - 30 лет артиллеристы били в один и тот же «котел», и вдруг местные власти посчитали, что этот участок вроде как находится в зоне лесов 1-й категории. На деле оказалось, что заповедник расположен в стороне. Мы изучили, осмотрели основное направление стрельбы, сделали фотографии и на уровне администрации Южно-Курильского района вопрос решили. Зимой мы там стреляли и по «котлу», и по надводным морским целям. Без всякого ущерба для заповедной зоны.
В числе такого рода достижений и приличный мини-танкодром, оборудованный в этом году на территории одного из заброшенных складов ГСМ.
Кроме того, на Кунашире отстроен новый мост. Надо сказать, это шикарное сооружение получили в подарок как военные, так и местное население. Кстати, администрация с его строительством тоже помогала. Теперь комдив надеется найти точки соприкосновения еще в одном вопросе. Если власти пойдут навстречу, войсковое стрельбище из района села Лагунное будет перенесено, чтобы дачников шумом не тревожить да и глубину участков стрельбы увеличить.
Но не только дачники реагируют на начало учебно-боевой работы подразделений соединения. Начеку и сопредельная сторона на Хоккайдо. «Только я выхожу в радиоэфир по штатным средствам связи, как буквально через 5 - 10 минут меня начинают «давить» станциями радиопомех. Поэтому работаем в закрытом режиме либо переходим на запасные частоты», - рассказывает полковник Асапов.
На лето на Курилах запланированы полковые тактические учения, которые будут носить экспериментальный характер. Новизна в том, что полк полностью отмобилизуют, развернут по соответствующему штату. Приписной состав будет призван на 25-дневный сбор, пройдет боевое слаживание, и на завершающем этапе состоятся ПТУ с боевой стрельбой. Ключевые вопросы - отработка временных нормативов после получения команды «Сбор» и организация доставки личного состава.
В марте этого года на Кунашире сгорело общежитие. Деревянное строение вспыхнуло как спичка и превратилось в пепел за считанные минуты. Весть о беде облетела все военные гарнизоны ДВО. К счастью, люди остались живы.
Причиной возгорания стала забытая включенной плитка. Сгорело имущество, личные документы, ценные вещи. Общий ущерб составил около трех млн. рублей. Помогали всем миром. Своими силами за несколько дней дивизия собрала теплые вещи для детей, жен, военную форму для погорельцев-офицеров и 530 тыс. рублей. Еще 900 тыс. рублей добавили другие соединения и части, штаб и управление округа. Каждому пострадавшему в виде материальной помощи выплатили по окладу денежного довольствия. В настоящий момент семьи расселены, холостые пока живут в казарме. О строительстве нового общежития пока решения нет. По самым скромным подсчетам, принимая во внимание островную наценку (в среднем на все виды продовольствия и товаров на Курилах накладывается коэффициент 2,5), стройка обойдется государству в 30 миллионов рублей.
Недавно пулеметно-артиллерийское соединение отметило 30-летие со дня формирования. Были приглашены ветераны, комдивы разных лет, представители областной и местной администраций, а также командования округа. Отправлены благодарственные письма родителям лучших военнослужащих, вручены подарки достойным.
Юбилей стал еще и своего рода подведением итогов проделанной за год работы. С учетом набранных Курильским «ледоколом» темпов, планов комдива и командования ДВО крепнет уверенность, что качество жизни и службы на юге Курильского архипелага будет только расти.