на главную страницу

5 Августа 2008 года

Армия и церкоь

Вторник

Делим радости и трудности

Наш корреспондент беседует с заведующим сектором ВДВ Синодального отдела иереем Михаилом Васильевым

Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА.



     - Отец Михаил, как осуществляется взаимодействие православного духовенства с Воздушно-десантными войсками?
     - В настоящее время в этих войсках фактически существует нештатная структура полковых священнослужителей. Ее возглавляют священники, прикрепленные к штабу ВДВ. Координация с органами военного управления, прежде всего с командованием, поддерживается постоянно. Священники участвуют в мероприятиях разного масштаба, связанных и с повседневной службой, и с большими воинскими событиями.
     - Расскажите о деятельности вашего сектора.
     - Иногда в шутку аббревиатура ВДВ расшифровывается как «возможны двести вариантов» или «войска для войны». И в этой шутке отражается действительно огромное значение данного вида войск и его специфика. В соответствии с ней и строится работа по духовно-нравственному воспитанию, которую наши священники ведут в частях и подразделениях. Мы принимаем в жизни десантных войск самое активное участие. Делим с ними и радости, и трудности. Правда, нас мало. Но мы, как говорится, тоже в тельняшках.
     Во время перехода от зимнего периода обучения к летнему, который начался в июне, мы участвовали во всех значимых событиях в десантных войсках.
     - Наверное, не только учебных?
     - Подразделения Воздушно-десантных войск, не секрет, привлекаются сегодня к решению миротворческих задач в Кавказском регионе. Грузинские власти не прекращают провокации. Мне и нескольким другим священнослужителям в это время приходилось бывать, в частности, в Кодорском ущелье.
     - И чем вы занимались?
     - Крестили - восемнадцать человек приняли Святое Крещение на этой древней христианской земле. Причащали запасными дарами, служили молебны, освящали технику - словом, как и везде, совершали обряды и Таинства Церкви. Я надеюсь, благодаря этому наши воины стали ответственнее выполнять свои миротворческие задачи. Десантники участвовали в паломничестве к святыням, в Ново-Афонский монастырь, на место мученической кончины святителя Иоанна Златоуста.
     - А как к вам относилось местное население?
     - Мы с ним не общались. Мы не участвовали в богослужениях с местным духовенством. Каноническое право на эту территорию принадлежит издревле Грузинскому Патриархату. Объектом нашего пастырского попечения были исключительно наши воины-миротворцы, в большинстве своем православные. По существу, это наши прихожане, по долгу службы временно оказавшиеся здесь.
     - Расскажите о других направлениях работы.
     - Одно из главных - участие в подготовке и проведении учений по плану боевой подготовки войск. Недавно прошли учения «Кавказский рубеж-2008» на территории Северной Осетии. Вместе с благочинным 76-й воздушно-десантной дивизии протоиереем Олегом Тэором мы благословляли эшелон с десантниками. Были отслужены молебны, освящена боевая техника. Несколько тысяч военнослужащих получили напутствие священника, были розданы иконочки.
     В Казахстане, на армейском полигоне под Алма-Атой, также прошли учения «Мирная миссия-2008». В них принимали участие военнослужащие отдельной воздушно-десантной бригады, дислоцированной в Ульяновске. Симбирская епархия провела большую работу по подготовке к учениям: священнослужители благословляли воинов, освящали оружие, технику. Пребывание десантников на учениях было кратким, поэтому священника с ними не направляли. Что же касается длительных заграничных командировок, например в Китай, Индию, то здесь мы уже определили методику пастырской работы и будем принимать участие во всех значимых международных учениях. Некоторые из них состоятся еще в этом году.
     - Постоянным объектом ваших забот является Рязанское высшее воздушно-десантное училище. Что нового вы можете о нем рассказать?
     - Участие священников в жизни училища действительно уже стало доброй традицией. В нынешнем году в летнем учебном центре «Сольцы» оборудована полевая часовня. В самом училище круглогодично работает аэромобильный храм, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери. Священник училища отец Лаврентий Таскаев еженедельно служит Божественную литургию, проводит индивидуальную работу с курсантами. Каждую литургию тридцать – пятьдесят человек причащаются Святых Христовых Тайн.
     - Что такое «аэромобильный»?
     - Это храм, созданный на базе армейской палатки. Он со всей утварью может быть при необходимости десантирован на особой платформе и развернут за несколько часов. У нас есть антиминс, подписанный Святейшим Патриархом, нам разрешено служение на территории всех российских воинских частей, независимо от епархиальной принадлежности. В любом месте, куда направляются войска ВДВ, мы можем совершать литургию, требы и Таинства.
     - И есть опыт такого служения?
     - Да, в Боснии, в Косово. Там мы, естественно, обращались к правящим архиереям, и они подтверждали благословение Святейшего Патриарха. Этот храм также три года находился в базовом лагере десантников в Веденском районе Чечни. Был он и на учениях в Китае в 2005 году. Так что, как говорится, все параметры отработаны.
     - А постоянные храмы, немобильные, строятся в гарнизонах?
     - Да, завершено строительство храма во имя Живоначальной Троицы в 242-м учебном центре ВДВ, ранее приостановленное из-за нехватки средств. На Духов день митрополит Омский и Тарский Феодосий освятил его архиерейским чином. В этом храме сейчас служит замечательный священник, отец Дионисий. Это было радостное для нас событие - открылся наш двенадцатый храм. Строятся еще два храма. Один из них, в 45-м полку, мы надеемся достроить к концу года. Храмы большие, кирпичные, красивые.
     - Как сектор участвовал в боевой учебе ВДВ?
     - Когда совершались парашютные прыжки, мы служили молебны перед иконой Божией Матери «Благодатное Небо». Только ночных прыжков в этом году было около двух тысяч. А всего - от трех до пяти тысяч.
     - Какая работа ведется в других учебных заведениях?
     - Для нас крайне важны те люди, которые будут формировать нравственный облик десантников. Поэтому мы ведем работу в 331-й школе прапорщиков. Здесь есть походная часовня, которая разворачивается во время полевых сборов будущих прапорщиков - фактически младших командиров. Диакон Сергий Архипов проводит с ними еженедельные занятия в самой школе, участвует в десантировании. В этом году мы также принимали активное участие в разработке Концепции воспитательной работы. Всем очевидно, и в первую очередь командованию, что та концепция, которая реализовывалась в советское время, в наше время использоваться не может. Приходящее в армию «поколение пепси», тем более на такой короткий срок - один год, требует особенного внимания и усилий. С другой стороны, Воздушно-десантные войска на три четверти состоят из контрактников, это люди сформировавшиеся. О чем с ними говорить? Видимо, нужно делать упор на индивидуальные формы работы, организацию досуга, паломничеств. Необходимо воспитывать стремление к созданию семьи - счастливой, дружной, в которой бы рождались дети и росли на радость родителей и всех окружающих. Надо рассказывать, объяснять - просто учить, что такое хорошо и что такое плохо. Им ведь ни в школе, ни в семье этого не обьясняли.
     На сегодня у нас сложилось доброе сотрудничество с офицерами-воспитателями. Мы вместе, дополняя друг друга, работаем, искореняя грех во всех его проявлениях, но до победы еще, конечно, очень далеко.
     Я сам тружусь в штабе ВДВ уже девять лет. Наше взаимодействие развивается успешно, и за это я благодарен командованию.
     На снимке: Священника Михаила ВАСИЛЬЕВА хорошо знают в Воздушно-десантных войсках


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex