на главную страницу

5 Августа 2008 года

Страна и мир

Вторник

Давление нарастает

Игорь КАПУСТИН, «Красная звезда».



     Ситуация вокруг Ирана обретает все новые признаки того, что достижение компромисса маловероятно. И это при почти непрерывных заявлениях сторон о предпочтительности дипломатического решения проблемы. Желание вроде бы как и есть, а движения нет.
     В Вашингтоне в связи с этим вновь прозвучали заявления о неизбежности ужесточения международных санкций против Ирана. Как сообщил прессе представитель миссии США при ООН Ричард Гренелл, стало очевидно, что Иран не собирается подчиняться требованию мирового сообщества прекратить обогащение урана. Соответственно, по его словам, у Совета Безопасности ООН теперь не будет иного выхода, кроме принятия обновленного пакета мер давления на Тегеран.
     В аналогичном плане высказываются в Берлине. В частности, по мнению министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штанмайера, иранскому руководству надо перестать «тянуть время» и дать четкий ответ на предложение Запада по ядерному вопросу. Глава германского МИД напомнил, что стимулирующий пакет международных инициатив, представленный еще 14 июня Ирану «шестеркой» стран-посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия), предполагает отказ от новых санкций против Исламской Республики в обмен на замораживание программы обогащения урана и отмену установки новых центрифуг на 6-недельный период.
     Обвинения в адрес Тегерана в том, что тот затягивает время, были также сделаны премьер-министром Израиля Шаулем Мофазом. Как он считает, Иран уже к 2009 году сможет производить высокообогащенный уран, а к 2010 году получит возможность производить уран на военном уровне.
     Тегеран продолжает парировать предупреждения со стороны членов «шестерки», заявляя, что, во-первых, он заинтересован в разрядке напряженности и диалоге. И, во-вторых, что он не отступится от своего законного права развивать национальную ядерную экономику.
     Как сообщает ИТАР-ТАСС, на совместной пресс-конференции с сирийским коллегой Башаром Асадом президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: «Мы серьезно относимся к диалогу и заинтересованы, чтобы он был основан на законных принципах и привел к практическим результатам». Иранский лидер при этом выразил надежду, что «и другие проявят серьезный подход и будут готовы обсуждать различные региональные и международные вопросы».
     Иначе говоря, президент Ирана вновь дал понять, что предметом переговоров с Западом могут стать любые проблемы и вопросы, за исключением национальных прав ИРИ, в частности предусматривающих продолжение деятельности по обогащению урана на собственной территории. Он еще раз категорически опроверг, что национальная ядерная программа Ирана имеет военную составляющую. По его словам, стратегической целью страны является достижение самодостаточности в сфере обеспечения ядерным топливом будущих иранских АЭС.
     Пользуясь случаем присутствия президента Сирии, Ахмадинежад сослался на мнение своего «доброго друга», который «подтвердил неотъемлемое право Ирана на мирный атом».
     Что же касается режима нераспространения, то, как считает Ахмадинежад, в современном мире нет гарантий его соблюдения. И по этой причине, указывает он, «государства, говорящие на языке силы, продолжают создавать атомные вооружения и одновременно осуждают мирные разработки в ядерной сфере других стран под предлогом борьбы с распространением атомного оружия».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex