на главную страницу

6 Августа 2008 года

События. Комментарии

Среда

СЛУЖБА НА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ

На вопросы «Красной звезды» отвечает
командующий Железнодорожными войсками
генерал-лейтенант Сергей КЛИМЕЦ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».
Материалы подготовлены при содействии Службы информации и общественных связей Железнодорожных войск.



     


     
Визитная карточка

     

     Климец Сергей Владимирович родился 4 мая 1958 года в городе Слюдянка Иркутской области. Окончил Ленинградское высшее училище Железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе, Военную академию тыла и транспорта. Прошел должности от командира взвода до начальника штаба - первого заместителя командующего Железнодорожными войсками. Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2008 года назначен командующим Железнодорожными войсками.
     Награжден орденом «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель Российской Федерации.
     

     


     - Сергей Владимирович, стальные магистрали называют кровеносной системой страны. Какова роль железных дорог сегодня и насколько велика роль Железнодорожных войск в обеспечении транспортных перевозок?
     - В современных условиях свыше 80 процентов основного объема перевозок в России выполняет железнодорожный транспорт, который, вне всяких сомнений, составляет основу транспортного комплекса государства.
     Уникальное географическое положение России, ее огромные территории придают особую значимость железнодорожному транспорту в системе военной безопасности нашего государства.
     Железнодорожные войска во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти непосредственно участвуют в реализации государственной политики по вопросам развития железнодорожного транспорта страны. И тут мы не одиноки: железнодорожные войска созданы и функционируют практически во всех экономически развитых странах - США, Испании, Германии, Франции и других государствах.
     Железнодорожные войска России созданы в 1851 году, и сегодня мы отмечаем 157 лет со дня их образования. За это время неоднократно менялись организация войск, система управления ими, принципы обучения и комплектования. Но что бы ни происходило как в мирное, так и в военное время, войска всегда обеспечивали бесперебойную работу железнодорожного транспорта страны.
     - Каковы главные задачи войск?
     - Войска предназначены для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
     Основными задачами Железнодорожных войск являются в мирное время - поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности; организация и проведение подготовительных работ по техническому прикрытию и восстановлению порученных Железнодорожным войскам наиболее важных объектов железных дорог Российской Федерации; накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств для развертывания войск на военное время; обучение и подготовка военнослужащих и гражданского персонала соответствующих специальностей на объектах транспортного строительства, в первую очередь на объектах оборонного значения, а также решение других возложенных на Железнодорожные войска задач.
     В военное время войска осуществляют техническое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны; разминирование и эксплуатацию головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений; наведение и эксплуатацию наплавных железнодорожных мостов и инвентарных эстакад; обеспечивают повышение пропускной способности действующих и строительство новых железнодорожных линий, обходов узлов и мостов на территориях стратегических (оперативно-стратегических) объединений и в тылу страны.
     - Одним словом, покой военным железнодорожникам только снится - масштаб задач даже в мирное время просто огромен!
     - Это действительно так. Вот и сегодня войска проводят мероприятия по обеспечению живучести железных дорог и непрерывности движения железнодорожных поездов по сети в любых условиях. Проводится совместная работа со всеми заинтересованными сторонами (прежде всего это Министерство транспорта России, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Корпорация Трансстрой») по подготовке железнодорожного транспорта страны к работе в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
     - Как бы вы оценили уровень подготовки личного состава, в целом готовность войск к выполнению задач?
     - Железнодорожные войска успешно решают задачи, определенные Правительством Российской Федерации, министром обороны. Основное внимание в войсках уделяется поддержанию соединений, воинских частей и организаций в постоянной боевой и мобилизационной готовности на уровне, гарантирующем выполнение стоящих перед войсками задач при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
     Боевое мастерство личного состава совершенствуется в ходе оперативной, мобилизационной и боевой подготовки. В зимнем периоде обучения 2007 - 2008 учебного года программы подготовки всех категорий военнослужащих отработаны полностью, запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. По итогам контрольной проверки за минувший период обучения оценены на «хорошо» более 60 процентов воинских частей Железнодорожных войск.
     В этом году вопросы практического освоения планов применения Железнодорожных войск, а также организации управления и взаимодействия были отработаны в ходе полутора десятков различных по масштабу учений и других мероприятий оперативной подготовки на территории всех военных округов.
     Личный состав совершенствует свое мастерство в классах, на полигонах, других местах проведения занятий. Наиболее эффективной формой обучения по специальной подготовке является организация учебного процесса на реальных железнодорожных объектах. Именно здесь в ходе выполнения учебно-практических занятий воины-железнодорожники в полной мере приобретают практические навыки действий по штатному предназначению, овладевают передовыми методами ведения восстановительных работ и более совершенными технологиями.
     В 2008 году Железнодорожные войска проводят практическое обучение своего личного состава на 28 объектах Министерства обороны Российской Федерации и 104 объектах других ведомств.
     Количество объектов Минобороны РФ, объемы необходимых ремонтных работ, сроки их выполнения определены «Планом ремонта подъездных железнодорожных путей необщего пользования, находящихся в оперативном управлении министерства обороны Российской Федерации, на 2008 год», утвержденного начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителем министра обороны России генералом армии Владимиром Исаковым.
     Уровень подготовки личного состава, подразделений и воинских частей Железнодорожных войск позволяют сделать вывод, что мероприятия, определенные этим планом, и все другие поставленные войскам на 2008 год производственные задачи будут выполнены в полном объеме.
     СПРАВКА. В течение 2003—2007 годов ремонт подъездных путей необщего пользования, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, производился на значительном количестве объектов, расположенных на 16 железных дорогах страны.
     Силами Железнодорожных войск осуществлен средний ремонт 315 км путей со сменой рельсошпальной решетки (РШР), средний ремонт почти 157 км без смены РШР, выполнена балластировка пути в объеме 570,9 тыс. м3, заменены 520 комплектов стрелочных переводов.

     - Сергей Владимирович, стальные пути связывают Россию со многими странами. Как осуществляется взаимодействие с соседями, многие из которых являются партнерами нашей страны в том числе и в военной сфере?
     - В рамках международного военного сотрудничества продолжается работа командования Железнодорожных войск по интеграции системы технического прикрытия железных дорог государств - членов Объединенного Договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) и Союзного государства (Россия и Белоруссия). На основании достигнутых договоренностей, продолжается постоянное уточнение планов этой работы.
     - Железнодорожные войска который год продолжают решать задачи по обеспечению бесперебойного движения поездов на территории Чеченской Республики. Что стоит за этими словами?
     - Подразделения Железнодорожных войск в этом регионе осуществляют техническое прикрытие железнодорожных объектов, проводят инженерную разведку и разминирование, при необходимости - восстанавливают железнодорожные пути и искусственные сооружения, осуществляют боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов и транспортов.
     С августа 1999 года на территории Северокавказского региона силами Железнодорожных войск обезврежено более 2.000 взрывоопасных предметов, силами специальных поездов ЖДВ проведена техническая разведка около 400 тысяч километров железнодорожных путей. Только в нынешнем году сопровождено около 3,5 тысячи единиц подвижного состава, перевезено более 7,5 тысячи человек личного состава.
     За успешное выполнение специальных задач на территории Чеченской Республики в период проведения контртеррористической операции и специальных мероприятий 1.277 военнослужащих ЖДВ награждены государственными наградами.
     - Подразделения воинов-железнодорожников выполнили задачу по восстановлению участка железнодорожной магистрали, связывающей Сухуми с населенным пунктом Очамчира в Абхазии. Как вы оцениваете результаты гуманитарной операции?
     - Задача, поставленная руководством России и Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, выполнена. Военные железнодорожники, направленные в Абхазию с гуманитарной миссией, с намеченным фронтом работ справились в полном объеме и с опережением графика. По восстановленному участку уже началось движение.
     За время нахождения в регионе подразделениями Железнодорожных войск восстановлены 54 километра пути, восемь железнодорожных мостов на реках Кодор и Моква, заменено более 10 тыс. шпал, отремонтирован один тоннель. Все остальные необходимые работы пообещала взять на себя абхазская сторона, оставшаяся довольной качеством работ, осуществленных россиянами.
     - Какой бы мощной и совершенной ни была техника, многое зависит от профессионализма тех, кто ею управляет...
     - Считал и считаю: главное наше богатство - это люди: командиры, инженеры, специалисты, которые своим напряженным, ратным трудом добывали и укрепляют авторитет Железнодорожных войск.
     На сегодняшний день общая укомплектованность войск военнослужащими составляет более 94 процентов.
     Откуда берутся специалисты? В войска для прохождения военной службы по призыву поступают ребята из учебных воинских частей Минобороны и ЖДВ. К нам также приходят призывники, получившие воинские специальности в организациях РОСТО - ДОСАФ, и молодые люди с начальным профессиональным образованием, полученным в учебных заведениях Министерства образования РФ.
     Вместе с тем необходимо отметить, что войска с нынешнего года перешли на одногодичный срок военной службы по призыву. В связи с этим изменены принципы комплектования войск, внесены коррективы в программы подготовки и обучения.
     Параллельно ведется работа по укомплектованию военнослужащими по контракту должностей младших специалистов, а также солдат и сержантов, связанных с работой на сложных машинах и механизмах. Сегодня треть сержантов и солдат в ЖДВ проходит военную службу на профессиональной основе.
     - Переход на контрактный принцип комплектования - задача сложная. Он предполагает выполнение целого ряда условий. Причем не только со стороны самих добровольцев...
     - У нас в реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» принимают участие два отдельных восстановительных железнодорожных батальона. На данный момент они полностью укомплектованы военнослужащими по контракту.
     Для выполнения установленных требований по обустройству этих батальонов в 2008 году запланировано ввести в эксплуатацию 5 объектов - 2 общежития с учебными классами и медпунктом, 2 культурно-спортивных комплекса, газовую котельную. Многое уже cделано для улучшения условий службы, жизни и быта военных профи: командование войск понимает, что контракт предполагает взаимные обязательства, которые надо непременно выполнять.
     - Растущее количество военных профессионалов как-то повлияло на уровень дисциплины и правопорядка в войсках?
     - В определенной мере. Но этот фактор далеко не решающий. Основным же является то, что поддержание здорового морально-психологического состояния в воинских коллективах, обеспечение правопорядка и воинской дисциплины - одно из главных направлений деятельности органов военного управления ЖДВ.
     Организаторская и воспитательная работа, проводимая в войсках, способствует поддержанию устойчивого морально-психологического состояния личного состава, поддержанию на должном уровне правопорядка и воинской дисциплины. В 2007—2008 годах мы сумели сохранить положительную тенденцию по снижению количества происшествий и преступлений, гибели личного состава.
     За прошедший период 2008 года не допущены катастрофы и аварии с вооружением и военной техникой, хищения оружия и боеприпасов, пожары, массовые заболевания и отравления, преступления, связанные с нарушением уставных правил несения гарнизонной, караульной и внутренней службы.
     Сохранена динамика сокращения ряда преступлений по отдельным видам, таким как преступления на почве неуставных отношений (с 54 до 47), превышение должностных полномочий (с 16 до 7), уклонение от исполнения обязанностей военной службы (с 31 до 21). Эти показатели свидетельствуют о положительных тенденциях в вопросах снижения преступности. Но ни в коей мере не успокаивают командование Железнодорожных войск, органы военного управления подчиненных соединений и воинских частей в вопросах укрепления воинской дисциплины и обеспечения безопасности военной службы.
     - Неужели в войсках нет острых проблем?
     - Конечно есть. Остается напряженной проблема обеспечения военнослужащих жильем. На сегодняшний день мы учитываем 2.606 семей, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наибольшее число бесквартирных в гарнизонах Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Смоленск.
     В текущем году в результате освоения запланированных бюджетных средств планируется ввести в эксплуатацию 4 жилых дома общей площадью 22,4 тыс. кв. м, а также 2 общежития на более чем 600 мест.
     Продолжает действовать программа государственных жилищных сертификатов. В этом году запланировано получение 60 ГЖС на сумму 86,4 млн. рублей. заработала накопительно-ипотечная система. На сегодняшний день в ней участвуют 1.319 военнослужащих.
     С учетом того, что руководство государства и Министерство обороны принимают решительные и масштабные меры по обеспечению военнослужащих жильем, мы считаем, что в ближайшие годы эта проблема будет решена.
     - Что бы вы пожелали военнослужащим Железнодорожных войск в канун профессионального праздника?
     - Задачи, стоящие перед Железнодорожными войсками в 2008 году, - сложные, много предстоит сделать, но у меня нет никаких сомнений в том, что личный состав успешно с ними справится.
     А в праздничный день я желаю ветеранам ЖДВ, всем воинам-железнодорожникам, членам их семей счастья, здоровья, удачи, новых трудовых свершений и мирного неба над головой.
     

     
СТРОКОЙ ИСТОРИИ

     История Железнодорожных войск берет начало 6 августа 1851 года, когда Николаем I было утверждено «Положение об управлении Санкт-Петербурго - Московской железной дороги», согласно которому для ее охраны и эксплуатации должно было быть сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты.
     Боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
     Важным для Железнодорожных войск России событием явилась русско-японская война 1904—1905 годов. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом.
     В ходе Первой мировой войны военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные работы: перешивать западноевропейскую колею, производить заградительные работы, строить железные дороги широкой колеи, реконструировать дороги для увеличения их пропускной способности, перестраивать узкоколейные железные дороги на широкую колею, развивать узлы и станции в станции снабжения; оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны.
     В результате коренных изменений, происшедших в политической жизни страны, 27 января 1918 года по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы. Однако Гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в воссоздании военных железнодорожных подразделений. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета республики № 41 от 5 октября 1918 года в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот.
     За время войны (с 1918 по 1920 год) Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тыс. км железных дорог, восстановили 3.169 железнодорожных мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939 г.).
     В 1939 году при подготовке наступательной операции восточнее реки Халхин-Гол в условиях пустынно-степной местности за 76 рабочих дней была построена 324-километровая железная дорога Борзя - Баин - Тумен. В ходе советско-финской войны в 1940 году за 47 рабочих дней в исключительно тяжелых зимних погодных условиях была построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск - Суоярви.
     Большой вклад внесли военные железнодорожники и в победу в Великой Отечественной войне. Воинские части и соединения Железнодорожных войск вступили в войну буквально в первые ее часы и были непременными участниками всех крупнейших сражений и битв. Главной задачей Железнодорожных войск было осуществление заграждения, восстановления и технического прикрытия железных дорог.
     За годы Великой Отечественной личным составом Железнодорожных войск и спецформирований НКПС было восстановлено и построено около 120 тысяч километров главных, вторых и станционных железнодорожных путей, 15 тысяч искусственных сооружений, в том числе более 2,7 тысячи больших и средних мостов, 46 тоннелей, около 100 тысяч километров железнодорожных линий связи, почти 8 тысяч станций и разъездов, обнаружено и обезврежено свыше 2 млн. мин, артиллерийских снарядов и фугасов, около 60 тыс. не разорвавшихся авиабомб.
     После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей.
     С 1953 по 1965 год Железнодорожными войсками было построено 1.720 км железных дорог на целине. Большой объем работ по строительству железных дорог выполнен в Монгольской Народной Республике, где было введено в эксплуатацию 950 км главных и станционных путей от Улан-Батора до китайской границы.
     В те же годы минеры Железнодорожных войск вели сложную и опасную работу по обезвреживанию неразорвавшихся бомб и боеприпасов, оставшихся с времен Великой Отечественной войны. Они обследовали свыше 5 тыс. км железнодорожных путей, обнаружили и обезвредили более 52 тыс. взрывоопасных предметов.
     В 1970-х годах (до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) войска принимали участие в строительстве железнодорожной линии Тюмень - Тобольск - Сургут, Ивдель - Обь, Абакан - Тайшет, Суоярви - Юшкозеро и другие. Руками военных железнодорожников в те годы было также построено свыше пяти тысяч километров вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КамАЗ.
     Одной из важнейших вех в летописи Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 год было построено 1.277 искусственных сооружений, в числе которых 50 больших, 604 средних и малых мостов, уложено 1.465,8 км главных и 443 км станционных путей.
     Железнодорожные войска, будучи высокомобильными и хорошо подготовленными привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах. Это восстановление мостов, разрушенных стихией, на Сахалине, сооружение объектов различного назначения на станции Арзамас, ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взрыва на станции Свердловск, землетрясения в Армении - вот неполный перечень того, что восстанавливалось войсками.
     Являясь наследниками боевой и трудовой славы фронтового поколения военных железнодорожников, нынешние воины стальных магистралей в период с 1945 года по настоящее время капитально восстановили и построили свыше 40 тыс. километров железных дорог, более 43 тыс. погонных метров больших и средних мостов, обнаружили и обезвредили десятки тысяч взрывоопасных предметов. За эти годы в войсках подготовлены тысячи специалистов, востребованных в народном хозяйстве.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex