на главную страницу

7 Августа 2008 года

Страна и мир

Четверг

Эстония вновь играет в нацистов

Владимир КУЗАРЬ.



     В отношениях Москвы и Таллина должно быть меньше эмоций, считает новый посол Эстонии в России Симму Тиик. «Я мечтаю о том, чтобы в эстонско-российских отношениях было - имею в виду политические и экономические отношения - меньше эмоций и больше здравого крестьянского мышления», - сказал, как сообщают информационные агентства, Тиик перед убытием в Москву. По словам посла, «самой срочной проблемой является осознание, что ничего ужасно срочного нет. Все вещи можно и нужно воспринимать спокойно. Нет никаких оснований метаться еще до первой петушиной песни».
     Что ж, и пожелания, и метафоры у посла неплохие. Однако как могут в Москве, да и все россияне, спокойно воспринимать, например, начавшуюся в среду военно-спортивную игру под названием «Поход «Эрны», которая проводится министерством обороны республики в честь эстонского диверсионного отряда гитлеровского абвера. История этого отряда хорошо известна. Он появился в Финляндии, где инструкторы германской военной разведки (абвера) накануне войны с Советским Союзом начали создавать из эмигрантов эстонского происхождения боевые группы для диверсионно-подрывной работы на территории Эстонской ССР. С началом войны Германии против СССР на основе этих боевых групп был создан батальон особого назначения как спецподразделение немецкого абвера. Командиром назначили обер-лейтенанта К. Рейнхардта, который якобы и дал подразделению название «Эрна». В начале июля 1941 года «Эрну» для последних приготовлений перед высадкой в Эстонии передислоцировали на остров Пиртти. Перед ней была поставлена задача вести активную разведывательную и диверсионную деятельность на шоссейных и железнодорожных магистралях в тылу советских войск, в частности дезорганизовать железнодорожное сообщение на участке Таллин - Нарва.
     В ходе высадки в ночь на 10 июля в районе деревни Сальмисту на берегу залива Колга передовые группы наткнулись на советский военный конвой и были вынуждены вернуться. В назначенном месте удалось десантироваться лишь группе в 37 человек полковника Курга, который предпринял тридцатикилометровый рейд в южном направлении. Продовольствие и ночлег эрновцам предоставляли местные жители. В районе хутора Мустйыэ в отряд влились 62 вооруженных «лесных брата». По свидетельству участника рейда Ю. Йыги, в ходе операции диверсанты убивали местных коммунистов, советских активистов и мирных жителей, заподозренных в связях с большевиками, организовывали засады и налеты на отступающие колонны Красной Армии и гражданской администрации.
     С 19 июля «Эрна» осуществляла наблюдение за штабом 8-й Советской Армии в местечке Поркуни и передвижениями войск 10-го стрелкового корпуса РККА, который в это время вел тяжелые бои за города Тюри и Пайде. Здесь к отряду Курга присоединилась группа в 17 человек Рейнхардта, выброшенная с парашютами над северной Эстонией. К тому времени в окрестностях Каутла, где скрывалась «Эрна», сконцентрировалось до 1,5-2 тысяч «лесных братьев». 26 июля диверсанты предприняли штурм волостного центра Альбу, где был расквартирован один из советских истребительных батальонов. Штурм провалился, а особый отдел штаба 8-й армии получил точные данные о дислокации группы и приступил к уничтожению ее базы силами шести истребительных батальонов. Есть данные, что в операции принимал участие и 1-й латышский добровольческий стрелковый полк.
     К 31 июля группировка диверсантов и их пособников была рассеяна, однако ее ядру удалось выйти из окружения. До 4 августа оставшиеся в живых эрновцы скрывались в лесах и болотах к западу от Каутла, дожидаясь подхода фронта. 6 августа им удалось войти в контакт с германскими войсками. Они были включены в состав 311-го пехотного полка вермахта в качестве отдельного батальона. По данным Ю. Йыги, к началу боев за Таллин (20-28 августа) подразделение пополнилось 149 эстонскими добровольцами, участвовавшими в захвате Тарту в рядах немецких войск, и насчитывало 260 человек. В начале сентября батальон был фактически заново сформирован и получил наименование «Эрна-II» и в составе 217-й пехотной дивизии вермахта участвовал в захвате Моонзундских островов. 10 октября 1941 года остатки «Эрны-II» расформировали, а часть личного состава перевели в созданные германскими оккупационными властями подразделения местной «самозащиты».
     Сегодня в Таллине действия этого отряда преподносятся как яркий пример «борьбы эстонского народа за свою независимость и свободу с оккупировавшим Эстонскую Республику Советским Союзом». Сами же эстонские диверсанты изображаются в качестве «рыцарей без страха и упрека». Упор в создаваемой мифологии делается на якобы высокогуманной и героической миссии «Эрны», принявшей неравный бой с «творившим насилие на территории оккупированной Эстонии НКВД». В частности, в прошлом году министр обороны Эстонии Я.Аавиксоо подчеркивал, что непосредственной задачей этой группы и ее «самой долгой и успешной операции на Восточном фронте в ходе Второй мировой войны была защита местного эстонского населения от злодеяний превосходящего по численности и жестокости врага». На месте боя «Эрны» под м. Каутла в 90-х годах прошлого столетия был установлен памятный знак, а на базе легенды похода ежегодно проводится международная военно-спортивная игра, в которой участвуют спецназовцы вооруженных сил ряда стран НАТО.
     Восхваление «Эрны» проходит на фоне других акций, предпринимаемых Эстонией по написанию собственной истории и обретению национальных героев. Так, например, традиционными стали сборы ветеранов эстонской дивизии «Ваффен СС» и членов «Союза борцов за освобождение Эстонии». В России проведение подобных мероприятий с явно провокационным подтекстом воспринимают как потакание попыткам популяризации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны. Они омрачают светлую память и солдат, павших в борьбе с гитлеровским режимом. МИД России не раз выражал озабоченность тем, что страны антигитлеровской коалиции мирятся эстонской трактовкой истории. Более того, посылая своих представителей на игрище «Эрны», они тем самым морально поддерживают тех, кто весьма своеобразно понимает историческую роль подразделения СС и абвера.
     Свое возмущение действиями Эстонии выражают и в Израиле. «После таких акций европейские партнеры должны отвернуться от Эстонии, - так заявил в связи с проведением игры «Эрна» глава иерусалимского отделения Центра Визенталя Эфраим Зурофф. - Мало того что эстонцы с гордостью вспоминают свое позорное фашистское прошлое. Министерство обороны выделяет на игры деньги! Это говорит лишь о том, насколько необразованны эстонские власти. Они не осознают, какой трагедией для всех нас были события того времени».
     Однако в европейских странах хранят молчание. Лишь председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдер отметил, что его организация всегда выступала и будет выступать «против проведения подобного рода мероприятий. С их помощью нацистское прошлое пытаются представить в героическом свете».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex