на главную страницу

13 Августа 2008 года

Армия и общество

Среда

Путь к кафедре

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



     ВСЕ НАЧАЛОСЬ с интернетовского сайта, посвященного 876-му отдельному десантно-штурмовому батальону бригады морской пехоты Северного флота, на который я попал, честно говоря, случайно. Один бывший спутниковец оставил на нем короткую весть: «Привет всем! Пишет старший сержант Андрей Макаров, служил в 1-й ДШР, поселок Спутник с 1993 по 1995 годы. Кто помнит, пишите или звоните по телефону номер...».
     На форуме ему ответил старший лейтенант запаса Владимир Варваров: «Здравствуй, Андрей! Здорово, что на сайте появляются ребята, служившие со мной в одно и то же время в Спутнике. На сегодняшний день очень много офицеров, в том числе и тех, с кем ты служил, появлялись на сайте. Думаю, фамилии Дурнов, Дьяченко, Сулимук тебе говорят о многом».
     Между «однополчанами» завязался диалог.
     «Да, я Дурнова помню – отличный мужик, – написал Макаров. – В Грозном он проявил себя как настоящий офицер и просто хороший человек. Мы с ним много размышляли о жизни. Интересно, где он сейчас?»
     «Дурнов, действительно, очень хороший человек. Мы с ним вместе пришли в бригаду. Он выпускник Новосибирского, а я – Екатеринбургского училищ. Игорь попал в ОДШБ, я – в первый батальон морской пехоты. Из офицеров, что пришли в Спутник в 1992 году, мы трое (еще – Олег Валиев из роты связи) быстрее всех въехали в командирские будни. Понятно, имели опыт срочной службы. Помню в Грозном где-то уже только после взятия здания Совмина встретились с Игорешкой. Из всех «замполитов», что убыли на войну 8 января, мы втроем всего остались (Сергей Яшманов еще был), но через неделю и Яшманова увезли – контузия. А Дурнов сейчас преподает в военной академии»...
     ПО РАЗНОМУ приходят люди в морскую пехоту. Игорь Дурнов решил связать жизнь с «черными беретами» еще на первом курсе Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища. Сагитировал его, а точнее, – по-новому зажег давнюю мечту, бывший выпускник училища, а позже сослуживец Дурнова капитан Сергей Полонейчик – замполит спутниковского разведбата. Четыре года нещадно готовил себя Игорь к предстоящей службе: рукопашный бой, кроссовая, воздушно-десантная подготовка и многое другое, что должен знать и уметь морской пехотинец.
     Придя в бригаду «черных беретов» Северного флота, Дурнов понял: попал в свою стихию. Личная подготовка молодого офицера оказалась настолько хороша, что через год службы командование предложило Игорю стать командиром десантно-штурмовой роты.
     Но он отказался от заманчивой перспективы быстрого роста. Считал, что нужно еще многому научиться. Ротный в морской пехоте должен быть уверен в своих способностях, знаниях и умении на все сто. Если закралась в душу хоть толика сомнения в себе, то не стоит и «дергаться». Ибо любое сомнение – это в конечном итоге промахи. А за каждый промах в реальном бою, когда возникнет ситуация «без надежды на скорую выручку», прописанная в морпеховских наставлениях, цена большая – жизни подчиненных.
     Многие советовали:
     - Игореха, брось осторожничать! Хватай быка за рога и дуй по командирской линии. Командиры быстрее растут, чем воспитатели.
     Но Дурнов не осторожничал и не скромничал. Не раз, повидав его на учениях, убеждался: это не в его характере. Тут совсем иное.
     Был убежден, что каждый должен заниматься своим делом. Ему ближе работа с людьми. А если по большому счету, то для Игоря существовала только одна должностная категория – офицер морской пехоты. Для него это, как знак качества, профессионализма, универсальности. По штату Дурнов был заместителем командира десантно-штурмовой роты по воспитательной работе, а значит (и честь «черного берета» к этому обязывала!), должен был быть заместителем ротного во всем, без скидок и поправок на специализацию...
     В январе 1995 года в Грозном после ранения капитана Олега Бурылова уже старший лейтенант Дурнов принял на себя командование ротой. Принял по праву заместителя командира. В морской пехоте так принято, так было, есть и будет. Точно так же поступил при штурме зданий Совета министров Чечни коллега Игоря – замкомроты старший лейтенант Николай Сартин, павший смертью героя в одной из схваток за Совмин. Возглавил в критический момент ожесточенного боя штурмовую группу и заместитель командира десантно-штурмового батальона по воспитательной работе майор Владимир Левчук.
     Когда Дурнов временно стал ротным, то основными чертами действий первой ДШР под его командованием по-прежнему остались четкость, продуманность, решительность, достижение успеха с минимальными потерями. Откуда в нем, офицере-воспитателе, это командирское начало? Новосибирское политическое приложило, образно говоря, свою руку? Или основную роль в становлении Дурнова как воспитателя-командира, то есть по большому счету универсала, все же сыграли асы-ротные, с которыми в свое время довелось служить Игорю? Это Герой России полковник Андрей Гущин, недавний выпускник Военной академии Генерального штаба и полковник Магомедали Магомеджанов, командир 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота.
     Игорь и сам не может ответить на эти вопросы. Возможно, и то, и другое, и вместе взятое. Но, по словам многих сослуживцев Дурнова, Игорь в ратном деле – самородок, таланта которому не занимать.
     Став в Грозном во главе роты, он не порол горячку, не махал геройски шашкой. Он прежде всего думал. Задача была одна: раз попали в самое пекло, то нужно и приказ выполнить, и по возможности всех живыми из кромешного ада вернуть. Поэтому Игорь до мельчайших подробностей продумывал каждую операцию, грамотно расставлял перед боем людей. И еще: зная умение и возможности своих «черных беретов», он доверял им, не перестраховывался. Старший лейтенант Сергей Чернышев вместе со штурмовой группой стоял на блок-посту за три городских квартала от «костяка» роты. Сержант Евгений Кириллов, принявший на себя после тяжелого ранения лейтенанта Буздина командование десантно-штурмовым взводом, долгое время со своими подчиненными выполнял задачи в полном отрыве от основных сил ДШР. И все было нормально, справлялся...
     Из грозненских боев первая десантно-штурмовая рота ОДШБ вышла с минимальными потерями.
     - В тех боевых ситуациях, которые неоднократно возникали в Грозном, – рассказывал мне заместитель командира бригады морской пехоты СФ подполковник Сергей Жуков, бывший в Чечне командиром ОДШБ, – старший лейтенант Дурнов действовал спокойно, уверенно, без суеты. Когда возле здания Драматического театра рота нарвалась на засаду, молодые морпехи было растерялись, но Дурнов умело организовал оборону, его решительность и хладнокровие магически повлияли на подчиненных, от растерянности и следов не осталось. Чечня показала: Дурнов – надежный командир. Поставил перед ним задачу, и можешь не контролировать – выполнит все. И вообще, за три года, что вместе служим в бригаде, я лично не припомню такой ситуации, которая позволила бы усомниться в способностях Игоря, как офицера морской пехоты, специалиста, профессионала...
     НАЧАЛО АПРЕЛЯ 1996 ГОДА выдалось для старшего лейтенанта Игоря Дурнова хлопотным: в качестве командира досмотровой группы он готовился к трехсторонним международным учениям «РУКУС», на которые уходил большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» Северного флота.
     - Заскакивай вечерком домой, поболтаем, – обронил Игорь, когда мы с ним столкнулись у входа в казарму первой ДШР. – Только попозже. А сейчас, извини, тороплюсь на вещевой склад: для досмотровой группы обмундирование получаю.
     «Ладно, – подумал я, – пообщаюсь пока с матросами». Но, разговорившись с парнями, не сразу стал расспрашивать их об Игоре. Поговорили о жизни в роте, боевой подготовке, проблемах. И «черные береты», заявив, что «первая десантно-штурмовая рота всегда была, есть и будет первой, лучшей в ОДШБ и что они никогда не уронят ее чести», неожиданно сами стали мне рассказывать об Дурнове.
     Как-то на железнодорожной станции грузили на платформу зенитно-ракетную технику. Мороз – градусов под тридцать, пронизывающий до костей ветер. Дурнов, взяв в руки кувалду, помогал матросам крепить технику. Другой сказал бы: «Не царское это дело...» – и ушел бы в палатку греться. А офицер не постеснялся работать вместе с подчиненными. И все со шуточками-прибауточками. Мировой мужик!
     На занятиях по боевой подготовке показывал матросам «чеченский» вариант снаряжения автоматных магазинов. Быстрее получается, чем обычным способом. На горном стрельбище, во время ротного тактического учения Игорь, старшина роты старший прапорщик Владимир Багрянцев и матрос-снайпер засели в небольшом строении, а взводы поочередно штурмовали его. По всем правилам боевого опыта Грозного. А потом Дурнов объяснял матросам, кто, где, когда и какие ошибки допустил, как их можно было избежать. Учил маскироваться, передвигаться по открытой местности и в городских условиях. Рассказывали парни о «замовской» науке с восторгом, гордостью, блеском в глазах. «Моральный настрой в первой десантно-штурмовой роте, – вспомнились слова, услышанные накануне в штабе бригады, – самый высокий».
     - И мы стараемся, – говорил мне матрос Павел Княжев, – чтобы на полевых выходах и стрельбах первая ДШР всегда была лучше всех.
     - А в случае чего, – заверил младший сержант Роман Мун, – с нашим замом, да и со всеми офицерами и прапорщиками роты я смело пойду в бой!..
     Поговорить с Дурновым у него дома удалось лишь на следующий день. Когда уже прощались, спросил его:
     - В академию-то не думаешь?
     - Пока нет, – улыбнулся Игорь, – я еще не все сопки вокруг Спутника с ротой исползал. Парней многому нужно научить.
     В это время над входной дверью залился трелью звонок. Дурнов открыл. На пороге стоял, переминаясь с ноги на ногу, матрос:
     - Товарищ старший лейтенант, я к вам. У меня проблема возникла. Личная.
     - Заходи...
     В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ мая 1996 года у английских берегов состоялись трехсторонние учения боевых кораблей России, США и Великобритании
     «РУКУС-96». В Ла-Манше Северный флот ВМФ РФ представлял большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Левченко». Именно тогда состоялась первая в истории отечественного флота работа досмотровой группы морской пехоты СФ старшего лейтенанта Игоря Дурнова, чье профессиональное мастерство не только заслужило высокую оценку со стороны экспертов ООН, но и заставило натовских специалистов засомневаться в совершенстве «заокеанской» тактики проведения досмотровых операций.
     Прологом к «РУКУСу-96» стала... легенда. В одной мифической стране, условно названной Сентлэнд (Центральная земля), крайне обострилась политическая обстановка: военная верхушка с помощью оружия, доставляемого в государство нелегально, стремилась свергнуть законное правительство. Организация Объединенных Наций наложила эмбарго на торговлю с Сентлэндом. Но по поступившим в ООН разведывательным данным к ее берегам шел танкер «Блэк ровэр» с двумя тоннами незадекларированного груза (предположительно – вооружение) и ядерной боеголовкой на борту. При обнаружении судна на него и должна была высадиться российско-англо-американская досмотровая группа с кораблей, задействованных в «РУКУС-96».
     Морпехи старшего лейтенанта Дурнова начали подготовку к учениям сразу же по выходу «Адмирала Левченко» в Баренцево море. Готовили экипировку, изучали имеющиеся в наличии, честно говоря, скудные руководящие документы по действию досмотровых групп, отрабатывали действия по «двойкам», десантирование с вертолета
     Ка-27ПС. Тренировались, постигая несвойственную им науку, до седьмого пота, потому что были убеждены: в Портсмуте придется стать коллегами настоящих профессионалов. И предчувствие не обмануло «черных беретов»: что в Великобритании, что в США досмотровые группы – это спецподразделения с большим «стажем» подобной работы. Англичане, например, в том же Ла-Манше досматривали по 20-30 судов в месяц. А американцы, кстати, возвращавшиеся домой от берегов Югославии, по словам командира их досмотровой группы лейтенанта Дэйва Адамса, с которым Игорь познакомился на «РУКУСе», проверяли в Средиземном море до тридцати судов за... ночь. Так что партнеры у морских пехотинцев были более чем солидными.
     В ПОРТСМУТЕ командиров досмотровых групп «посвятили» в общий замысел учения, довели до них легенду и тактическую обстановку в Ла-Манше. Об «изюминке» контрабандного груза – ядерной боеголовки – не только сказали, но и сообщили, что члены экипажа судна упрятали ее в спортивную сумку, показали фото ЯБП и самой сумки.
     Руководители учения определили и очередность высадки досмотровых партий на «Блэк ровэре». Первыми высаживались двенадцать англичан, которые обеспечивали подход к судну других групп. Тринадцать американцев (вторые) должны были собрать экипаж в одном месте и, в случае чего, предотвратить возможные провокации со стороны моряков танкера. На долю десятки российских «черных беретов» выпадал досмотр надстройки танкера и его кормового трюма.
     Особое внимание на брифинге устроители «РУКУСа» уделили безопасности проведения учения. У англичан в прошлые годы на аналогичных досмотрах из-за личной неосторожности и незнания проекта судна погибли два человека...
     Когда все вопросы наконец-то были решены и командованию доложили, что подозреваемое в перевозке контрабанды судно обнаружено, настало время действовать. Но тут-то в планы учения вмешалась знаменитая своим непостоянством английская погода: усилилось волнение моря, зарядил дождь, с берега надвинулся сильный туман. Это помешало катеру американцев вслед за высадившимися из вертолета «Линкс» на палубу танкера англичанами подойти к борту «Блэк ровэра». Поэтому вторыми на усиление английской досмотровой группы десантировались из Ка-27ПС, пилотируемого подполковником Юрием Андреевым, российские морские пехотинцы. И как десантировались! Англичане высадили из маломестного «Линкса» пять человек за две с половиной минуты. Затем вертолет «отвалил» в сторону своего корабля и доставил остальную часть досмотровой группы лишь спустя пятнадцать минут. Наши же десять «черных беретов», благодаря десантной подготовке морпехов и профессионализму вертолетчиков, с высоты двадцать метров «оккупировали» горбатившуюся на сильной волне палубу за две минуты и двадцать секунд! Группа старшего лейтенанта Дурнова «выходила» из Ка-27ПС по двое при помощи «лебедки», которой мастерски управлял борттехник вертолета.
     Удивлению американцев и англичан не было границ...
     Когда все три досмотровые группы собрались на ходовом мостике танкера, посредники объявили, что в связи с ухудшением метеоусловий досмотр пройдет по сокращенной программе: мол, опасно судно с большим водоизмещением долго задерживать в проливной зоне. Однако при этом не пояснили, что значит «по сокращенной программе», акцентировав внимание командиров групп на изучении чертежей «Блэк ровэра». Затем старший на борту поставил каждой группе задачу.
     Танкер оказался проще по строению, чем многие наши корабли. Морские пехотинцы в момент разобрались с его «начинкой» и, действуя по двое, быстро находили каюты, подлежащие досмотру. Дурнов по радиостанции давал им необходимые указания, советовал, принимал доклады. «Черные береты», страхуя друг друга, действовали организованнее, расторопнее, а где-то и наглее иностранных коллег. А чего миндальничать? Цель же ясна как Божий день: найти контрабандное «оружие», замаскированное под груз хлопка.
     Значительно быстрее англичан и американцев старший лейтенант и его подчиненные досмотрели «нарезанные» им каюты экипажа, трюмы, пост энергетики и живучести танкера, машинное отделение. С морпеховской деловитостью и въедливостью перерыли «Блэк ровэр», как принято на флоте, сверху донизу. И в одном из трюмов первыми нашли задрапированные тентом ящики с «незадекларированным грузом»...
     А спортивная сумка с ядерной боеголовкой как раз и оказалась той сокращенной частью досмотра, на которую из-за шторма решились руководители
     «РУКУСа». Хотя, возможно, и зря.
     НА РАЗБОРЕ УЧЕНИЯ, который проходил уже в Плимуте, иностранцы не просто восхищались действиями морских пехотинцев старшего лейтенанта Игоря Дурнова и вертолетчиков авиагруппы полковника Бориса Соловьева. Англичане и американцы, как признанные в мире авторитеты проведения досмотровых операций, отмечали, что профессиональная подготовка «черных беретов» полностью соответствует необходимому уровню. Правда, с трудом поверив, что на «Блэк ровэре» находилось обыкновенное десантно-штурмовое подразделение морской пехоты, а не спецназ, профиль которого – досмотры судов, иностранцы все же остались при мнении, что «шерстили» танкер как минимум контрактники, а не простые матросы срочной службы.
     Но и после этого североморцы не перестали удивлять своих зарубежных коллег. Во-первых, англичане и американцы заявили, что самый быстрый и безопасный способ высадки на судно в штормовых условиях у наших морских пехотинцев. И специалисты из НАТО, возможно, возьмут на вооружение своих досмотровых групп «русский» метод десантирования, работу борттехника-оператора, выпускавшего морпехов на тросе. Так как англичане, например, спускались подобно скалолазам по канату с помощью тормозной «ручки». При этом скорость высадки была настолько велика, что в непогоду, когда палуба судна ходила ходуном, досмотровик при приземлении рисковал разбиться.
     Когда же командирам досмотровых групп задали на брифинге вопрос: «Что они будут делать, если вдруг экипаж станет противодействовать?», Игорь Дурнов, исходя в первую очередь из специфики морской пехоты, заявил, что, прикрывая друг друга огнем, организует отход подчиненных на вертолетную площадку. Такой тактикой он по меньшей мере шокировал недавних партнеров по досмотру «Блэк ровэра».
     Американцы и англичане, как выяснилось, боятся при возникновении вооруженной провокации перестрелять своих. Поэтому лишь только раздадутся выстрелы, группа, экипированная, кроме всего прочего, в спасательные жилеты, сразу же выбросится за борт, где будет ожидать подхода катера.
     - А я предлагаю для самообороны, что в принципе и предписано инструкцией ООН, – доказывал российский офицер, прошедший в январе-марте 1995 года сквозь уличные бои в Грозном, – организованно, под прикрытием огня отойти на вертолетную площадку. Откуда уже эвакуироваться на свой корабль. В противном случае, выбросившись за борт и уповая на катер, досмотровая группа как минимум на полчаса остается фактически беззащитной.
     Замечания старшего лейтенанта Дурнова заинтересовали экспертов ООН. Правда, они подчеркнули, что раньше таких ситуаций не случалось. А где гарантии на будущее? Поэтому, пообещали они, что, возможно, доводы российского морского пехотинца и войдут в дополнение к инструкции Организации Объединенных Наций для досмотровых групп корабельных миротворческих сил...
     ЛЕТОМ 1999 ГОДА аккурат после высадки на учении
     «Запад-99» морского десанта «черных беретов» на полуостров Средний Игорю засветила учеба на военно-педагогическом факультете Военного университета. Поэтому, когда в августе чеченские боевики вошли в Дагестан, экс-заместитель командира батальона морской пехоты по воспитательной работе капитан Дурнов, образно говоря, сидел уже на чемоданах: должность сдал капитану Олегу Левченко, из квартиры выехал, а контейнер с немудреным домашним скарбом отправил вслед за личным делом в Москву. Словом, по всем статьям в списках бригады не значился. Ожидал лишь выписку из приказа о зачислении слушателем Военного университета, которая пришла не в Спутник, а в Североморск – в управление кадров Северного флота.
     В тот день, когда из флотских «кадров» позвонили, чтобы Дурнов выезжал в столицу, в заполярную бригаду морской пехоты поступила команда: срочно готовить 876-й отдельный десантно-штурмовой батальон к отправке на Северный Кавказ. В Спутнике все пришло в движение. Чуствуя себя до обидного лишним в круговерти происходящего, Дурнов попытался рвануть вместе с парнями. Но кто возьмет на себя ответственность и включит слушателя университета капитана Дурнова в состав ОДШБ?
     - Никто не включит, – объяснили офицеру в штабе бригады и по-дружески напутствовали. -Ты, Игорь, свое в 95-м отвоевал. Не искушай судьбу...
     ...ДЕВЯТЬ ЛЕТ ПРОШЛО с того памятного августа, но и по сей день уже подполковник Игорь Дурнов, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, сомневается: прав ли он, что не махнул рукой на учебу в столице и не рванул вслед за батальоном в Дагестан и Чечню?
     С Игорем Викторовичем мы встретились в Санкт-Петербурге. На Черной речке. Рядом с академическим общежитием, в котором семья кавалера ордена Мужества, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами и медали «За отличие в воинской службе» I степени подполковника Дурнова в течение последних лет занимает отдельную комнату площадью семнадцать квадратных метров.
     - Морская пехота оставила большой след в моей жизни, – говорит Игорь Викторович. – Спутник – это база моего офицерского становления. Самое ценное, что я приобрел в процессе службы как офицер-воспитатель связано именно с бригадой морской пехоты Северного флота. Учителя были достойные на всех уровнях: как в роте, так и в отдельном десантно-штурмовом батальоне и самой бригаде. В Спутнике такого не было, что, например, к кому-нибудь обратился за советом, а от тебя отмахнулись: мол, некогда. А опыт у ветеранов-морпехов такой, что грех было не поучиться. Опыт – вот наша главная ценность!
     Слушая подполковника Дурнова, невольно пришел к мысли, что опыт – безусловно, ценен. Однако на самом деле главная ценность в наших Вооруженных Силах – это такие офицеры, как Игорь Викторович, всегда готовые и бойцов в атаку поднять, и проблемы матросские решить, и за честь Отечества до конца постоять!
     

     На снимках: заместитель командира десантно-штурмовой роты морской пехоты по воспитательной работе старший лейтенант Игорь Дурнов, Северный флот, май 1994 года; преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского подполковник Игорь Дурнов, июнь 2008 года; (второй слева) старший лейтенант Игорь Дурнов в Чечне, февраль 1995 года; кавалер ордена Мужества матрос Игорь Макрушин (в центре) и другие «черные береты» – «фронтовики» из десантно-штурмовой роты морской пехоты старшего лейтенанта Игоря Дурнова.
     Фото автора и Льва ФЕДОСЕЕВА.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex