на главную страницу

20 Августа 2008 года

Армия и общество

Среда

В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА



Скоро исполнится год, как при Прокуратуре Российской Федерации был создан Следственный комитет. Его образование, напомним, было предусмотрено Федеральным законом от 5 июля 2007 г. № 87 ФЗ, вступившим в силу 7 сентября того же года. В соответствии с этим законом в единой системе Следственного комитета были созданы и военные следственные органы. Что дала эта реформа правоохранительной системы? Способствует ли она повышению качества расследования уголовных дел, обеспечивает ли более надежную защиту прав и свобод личности, интересов общества и государства? Об этом наша беседа с руководителем военного следственного управления МВО полковником юстиции Олегом МОРОЗОВЫМ.

     - Олег Алексеевич, когда реформа правоохранительной системы лишь обсуждалась, высказывалось мнение и о том, что военным следователям статус военнослужащего может мешать в работе. Но в результате реформы этот статус сохранен. Может, все-таки зря? И в чем же специфика работы военных следственных органов?
     - Начну с того, что военные следственные органы в соответствии с законом представляют собой составную часть Следственного комитета при прокуратуре страны, а руководитель военного следственного управления генерал-майор юстиции А.С. Сорочкин является заместителем председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Так что внутреннее единство тут обеспечено. Военные следователи – такие же следователи прокуратуры, как и их гражданские коллеги. Только им поручено расследование преступлений, совершенных, выражаясь юридическим языком, специальными субъектами – военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Причем преступлений, совершенных в связи с выполнением этими лицами своих служебных обязанностей или на территории, в расположении воинской части, соединения либо учреждения. К подследственности военных следственных органов относятся и преступления, совершенные иными гражданами с участием военнослужащих
     Каких-то кардинальных перемен, подчеркну, тут не произошло. Военные следователи и до реформы правоохранительной системы занимались этим же. Практика, жизнь убедили: для качественного, глубокого и объективного расследования такого рода преступных деяний – как в мирное, так и в военное время – следователям необходима специальная военная подготовка. Именно такими работниками военные следственные органы и комплектуются.
     Статус военнослужащего, на мой взгляд, военному следователю не мешает. Скорее наоборот, он облегчает общение с командованием воинских частей, а значит, и способствует более оперативному реагированию на разного рода сигналы.
     А то, что военные следователи по-прежнему остаются на обеспечении в органах военного управления, – дело, на мой взгляд, чисто техническое и к расследованию преступлений прямого отношения не имеет. Именно такой механизм обеспечения военных следователей предусмотрен Федеральным законом «О Прокуратуре Российской Федерации». При необходимости статус представителей военных следственных органов законодатель может и изменить, переведя их на иной вид государственной службы.
     Еще раз выскажу личное мнение: качество расследования зависит не от статуса следователя, а от его квалификации, опыта, преданности профессиональному долгу.
     - Скоро вам предстоит подвести итоги первого года работы управления. Каковы они?
     - В целом криминогенная ситуация в Московском военном округе относительно стабильна на протяжении уже нескольких лет. Общее количество преступлений, зарегистрированных в первом полугодии 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2007 года в войсках округа сократилось на 19,1 процента, а тяжких и особо тяжких на 26,4 процента. Весьма заметно – на 37,9 процента – уменьшилось число преступлений, совершенных против установленного порядка обращения с военным имуществом и бюджетными средствами, выделенными на нужды обороны.
     Нельзя не отметить, что это объясняется, конечно же, не реформированием правоохранительной системы. Сказываются повышение социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, увеличение денежного довольствия, реализация программы строительства доступного жилья для офицеров и прапорщиков, переход на контрактную основу комплектования ряда соединений и частей...
     Давно замечено: чем больше заботы проявляется о людях, тем меньше у них поводов преступить закон, пойти на сделку с совестью. В приведенных выше процентах в какой-то мере отразилось и то, что ряд деяний, считавшихся ранее преступными, теперь законом отнесены к разряду административных правонарушений. Сказывается, разумеется, и предупредительно-профилактическая работа, к которой самое непосредственное отношение имеем и мы.
     Что же касается предварительных оценок перемен, обусловленных созданием военных следственных органов, то их скорее определяют цифры, так сказать, нашего внутреннего пользования. Они в общем-то обнадеживают.
     Скажем, в 2007 году суды оправдали 5 лиц, совершивших, по мнению следствия, преступления, а 6 уголовных дел вернули для дополнительного следствия. А за январь – июль 2008 года суды ни одного оправдательного приговора не вынесли, как и не вернули ни одного дела для дополнительного расследования. Между тем в первом полугодии нынешнего года следственным аппаратом военного следственного управления по МВО было принято к производству 1.686 уголовных дел, из них 951 окончено.
     Среднемесячная нагрузка на следователя в нынешнем году составила около 6 дел. При такой нагрузке обеспечить высокое качество, полноту расследования, избежать следственных ошибок непросто. Мы постоянно совершенствуем процессуальный контроль за работой военных следственных отделов в гарнизонах. Надлежащий надзор за процессуальной деятельностью следователей обеспечивают и органы военной прокуратуры. Они же на высоком профессиональном уровне поддерживают государственное обвинение в суде, чем в значительной степени определяется оценка и нашего труда. При правильной организации взаимодействия между прокурором и следственным подразделением общее дело только выигрывает. И тут польза от реформы правоохранительной системы очевидна.
     - Если говорить коротко и доступно для читателя, не посвященного в тонкости юриспруденции, то какие основные задачи решает военное следственное управление по округу?
     - Долго перечислять их не придется. Это обеспечение законности при производстве предварительного расследования, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это оперативное и качественное расследование преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших их совершению, принятие мер к устранению этих обстоятельств. Вот и все наши задачи.
     - Испытывают ли военные следователи в работе сложности, которых хотелось бы избежать?
     - Да, есть и проблемы, не вытекающие напрямую из специфики наших задач. При общегосударственном реформировании правоохранительной системы, полагаю, еще не все устоялось, не все скорректировано под влиянием практики.
     Со времени вступления в силу Федерального закона № 87 ФЗ, то есть с 7 сентября 2007 года, исключительно на следователей возложена обязанность проведения проверки сообщений о преступлениях. Это очень объемная работа. Помимо расследования уголовных дел следователи нашего управления за шесть месяцев 2008 года рассмотрели 3.128 сообщений о разного рода деяниях и по каждому из них приняли законное решение. Никогда раньше следователи этим не занимались. Работа объемная, отнимающая много времени. Важно, чтобы она оставалась посильной.
     Кроме того, обеспечение жизнедеятельности военных следственных органов – это сегодня, к сожалению, дело все тех же следователей.
     В следственном управлении отсутствует самостоятельный криминалистический отдел, не предусмотрены штатами должности старших следователей-криминалистов и следователей-криминалистов в гарнизонном звене. Если раньше военная прокуратура Московского военного округа имела в своем составе 61 специалиста-криминалиста, то в военном следственном управлении по МВО их всего 4. Это никак не согласуется с общей ситуацией и требованиями дня. Значение криминалистической составляющей при расследовании уголовных дел в последнее время только возрастает. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в Следственном комитете при Прокуратуре РФ создано Главное управление криминалистики и его территориальные подразделения укомплектованы соответствующими специалистами.
     Сказываются на качестве нашей работы и некоторые проблемы законодательного характера. Думаю, в УПК РФ следовало бы предусмотреть возможность продления срока доследственной проверки обстоятельств, если при этом возникла необходимость в судебно-медицинских и других экспертных исследованиях. Принесло бы пользу ограничение срока ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемых, не содержащихся под стражей, и их защитников, если будет установлен факт его умышленного затягивания.
     Пользуясь случаем, хочу поделиться с коллегами крупицами некоторого опыта. Мы стремимся по возможности возродить былую традицию посещения судебных заседаний по уголовным делам следователями, которые эти дела вели. Недостатки, упущения, которых следователь на стадии предварительного следствия не заметил или которым не придал значения, в ходе судебного заседания проявляются во всей полноте. Это серьезная школа, через которую прошло не одно поколение следователей и нынешних прокуроров.
     - И последний, Олег Алексеевич, вопрос. Будет ли, на ваш взгляд, реформирование правоохранительной системы способствовать сокращению числа преступлений, оздоровлению криминогенной ситуации?
     - Уверен, что да. В том числе в Вооруженных Силах. Уровень профессионализма, технической оснащенности следственных подразделений растет – это факт. А там, где правоохранительная система на высоте, где общество ей доверяет, убеждается в неотвратимости наказаний за преступные деяния, всегда больше законности и порядка.
     - Спасибо за беседу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex