на главную страницу

20 Августа 2008 года

История Отечества

Среда

ЧЖУРЧЖЕНИ И РУСЬ

Валерий ЧУДИНОВ, доктор философских наук.




     Поводом для данного материала послужило существование на российском Дальнем Востоке музея, отражающего существование там в Средние века государства чжурчженей. Знакомство с ним приводит экскурсантов к выводу о том, что когда-то эти земли не принадлежали России.
     Вообще говоря, русские памятники древности во многих местах позднее переоткрывались многими народами. Так, например, мало кто знает, что Стоунхендж в Великобритании был создан русскими в III тысячелетии до н.э. Однако русские оттуда ушли, их место заняли иберы, а в начале первого тысячелетия до н.э. туда пришли кельты. И сейчас данный памятник считается кельтским. На Кольском полуострове русские монументы из горизонтальных плит (сейды) стали позже почитаться местным населением – саамами, лопарями и вепсами, и ныне наши ученые считают их памятниками данных народов.
     Вполне возможно, что нечто подобное произошло и на Дальнем Востоке, где на исконно русские земли пришли чжурчжени, которые и придумали свои объяснения русским артефактам разного рода. Однако прежде чем выносить какие-либо окончательные суждения по рассматриваемой проблеме, хотелось бы определиться, где и когда существовали на Дальнем Востоке чжурчжени.
     К какому периоду относится государство чжурчженей? В обычных учебниках встретить упоминание данного государства почти невозможно. Однако археологическая литература о нем упоминает и даже дает образцы находок. Процитирую автора статьи «Исследование городищ в Приморском крае», вошедшей в сборник, который увидел свет в издательстве «Наука» в 2001 году: «Археологический отряд ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН продолжил исследование Краснояровского, Шайгинского и Южно-Уссурийского городищ, датируемых XII-XIII веками – временем существования чжурчженьской империи Цинь (1115–1234 гг.). Краснояровское городище расположено в 5 км к югу от г. Уссурийска, на правом берегу реки Раздольной». Таким образом, дается и время существования государства чжурчженей (с точностью до года), и локализация археологических находок.
     О находках мы читаем на следующей странице: «Собран интересный вещевой материал. В первую очередь это эпиграфические находки – эталонные гири, которые еще раз подтверждают верхнюю границу существования памятника – XIII век – время образования на территории Приморья чжурчженьского государства Восточное Ся...»
     Что мне нравится в творчестве археологов, так это отсутствие сомнений по поводу атрибуции любых найденных предметов. В данном случае процитированный автор статьи точно знает, что видит «гирю» (хотя ни по форме, ни по декору данный предмет на гири не похож), что она – эталонная (видимо, археологу удалось побывать в метрологическом центре государства Восточное Ся и сравнить данный предмет с хранящимися там эталонами).
     У меня, правда, дела обстоят много хуже, поскольку я вижу не только китайские иероглифы (кстати сказать, не прочитанные археологом, хотя археолог должен был бы показать данные надписи синологам, то есть специалистам по Китаю), но и массу чисто русских надписей, выполненных как протокириллицей, так и руницей. Наиболее богата надписями нижняя кромка, где можно прочитать много интересного.
     Фрагменты я нумерую с первого по восьмой. На первом фрагменте читаются слова: ЮГА МИР ОКРУЖИНА, а на втором – РОССОВА ШУРШЕНИЕВА. Это можно понять как: ЮЖНЫЙ ОКРУГ МИРА: РУССКИЙ ЧЖУРЧЖЕНИЕВ. Иными словами, перед нами – русская территория, занимаемая в XII – XIII веках дружественным народом, чжурчженями, которых русские называли ШУРШЕНЯМИ. От этого, однако, статус данной территории как русской не менялся.
     На третьем и четвертом фрагментах я читаю надписи в прямом и обращенном цвете МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Из этого следует несколько важных выводов: во-первых, предмет является русским по изготовлению. Во-вторых, он имеет отношение к ритуалу погребения, а вовсе не к торговле, и потому никак не может быть разновидностью гирь, тем более эталонных. В-третьих, чжурчжени хоронились по русских канонам, иначе услуги мастерской Мары им вряд ли бы понадобились.
     На пятом фрагменте можно прочитать слово КУЛОН, что и является подлинной атрибуцией данного предмета. Слово «кулон» является чисто русским, от корня «кул» (круглый) и увеличительного суффикса «он». Иными словами, КУЛОН – это «большой кругляш».
     На шестом фрагменте можно прочитать слова ПОРУСЬЕ МАРЫ И ЯРИЛА. Тут интересно каждое слово. Под ПОРУСЬЕМ вообще понималась окраина Руси, куда заселялись другие народы. Сначала я понимал под ПОРУСЬЕМ только территорию Пруссии, окружавшую Вагрию как собственно Русь (позже эта Русь стала Микулиным Бором, а еще позже – Мекленбургом в составе Германии, тогда как ближняя Пруссия была занята балтскими племенами). Затем я выяснил, что и на территории Северной Италии находилось свое ПОРУСЬЕ, имя которого стало произноситься сначала как Перузия, а потом – как Перуджи. Здесь под Русью имелась в виду Этрурия, населенная преимущественно русскими. Теперь нашему взору открывается третье Порусье – дальневосточное, где Русь была окружена, в частности, чжурчженями.
     Вся южная Евразия, от Средиземного моря до Дальнего Востока, поясню, называлась Русью Яра.
     На седьмом фрагменте я читаю слова КОСТЕР МАРЫ, а на восьмом – НАШ КРАЙ РУСИ. Из этого следует, что кулон был предназначен для трупосожжения; кроме того, тут четко написано, что данное Порусье является просто одним из краев Руси.
     Помимо кромки, надписями являются и орнаменты справа и слева, которые я читаю БОГА ЯРА РУСЬ. И она тоже абсолютно верна, ибо Дальний Восток с позиции древней географии представлял собой именно Ярову Русь.
     Можно прочитать и оборотную сторону «гирьки». Один из фрагментов дает слова РУСЬ ЯРОВА. Это подтверждение надписи на лицевой стороне о том, что Дальний Восток – не Китай (МИР МАРЫ), а все-таки РУСЬ. На других фрагментах можно прочитать слова КНЯЖЕСТВО, ЯРА ЖУРЖЕНЕЙ, КНЯЗЯ ЯРА, РУСИ И КИЕВА РЮРИКА.
     Пожалуй, это самая информативная часть надписи. Из нее мы узнаем, что в это время княжил князь Яр не только всей Руси, но и Киева. В приведенные хронологические рамки (если они верны) попадает князь киевский Ярополк II (годы княжения 1132 – 1139). Так что Русь в то время имела и подчиненные ей княжества на востоке. Это меняет все представления о том, что Русь вышла за пределы Волги в Сибирь и на Дальний Восток только к концу XVI века. Заметим, что княжество Восточное Ся тут называется уже княжеством не ШУРШЕНЕЙ, но ЖУРЖЕНЕЙ, что фонетически ближе к современному прочтению. Заметим также, что термин КИЕВ поясняется – КИЕВ РЮРИКА. Возможно, городов с именем КИЕВ было несколько.
     Можно также прочитать и узор, который гласит: РУСЬ ЖУРЖЕНЕЙ – ТО НЕ РУСЬ. Видимо, речь идет о том, что, хотя территориально государство чжурчженей находится в Яровой Руси и подчинено русскому князю Яру, все же по культуре оно отличается и с полным правом отнести его к Руси нельзя.
     Рассмотренные надписи позволяют утверждать, что еще в XIII веке, во времена Ярополка II, Русь включала в свои владения весь Дальний Восток. Вероятно, известная историкам миссия Карамзина по русским монастырям была предпринята главным образом для того, чтобы скрыть этот факт и изъять «неудобные» документы. Пришедшим к власти в Москве Романовым было крайне невыгодно видеть Рюриковичей правителями огромной державы, поэтому расширение Руси до Сибири было приписано самому последнему Рюриковичу – Ивану Грозному, да и то скорее не ему, а Ермаку. Однако Карамзин только завершил изъятие документов, которое началось, видимо, при «тишайшем» Алексее Михайловиче. Это объясняет тот факт, что его сын Петр I уже не знал истинных границ Российской Империи на востоке и вынужден был отправить для выяснения этого факта экспедицию Беринга.

     На рисунке: надпись на лицевой стороне «гирьки»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex