на главную страницу

27 Августа 2008 года

Российское оружие

Среда

ХРАНИТЕЛИ ГОСЗАКАЗА

Беседовал Андрей ГАРАВСКИЙ.



     Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) ведет свою историю с 11 марта 2003 г., когда был образован Государственный комитет по оборонному заказу при Минобороны России. В марте 2004 года Госкомитет преобразован в Рособоронзаказ. Задача перед этой структурой сформулирована предельно четко - контроль и надзор за эффективным использованием всеми госструктурами бюджетных средств, выделяемых на гособоронзаказ (ГОЗ), повышение качества военной и специальной техники, тылового обеспечения и капитального строительства. Сегодня на вопросы «Красной звезды» отвечает директор Федеральной службы по оборонному заказу Сергей МАЕВ.
     - Сергей Александрович, Рособоронзаказ находится в ведении Министерства обороны России. Как складываются ваши взаимоотношения с военным ведомством в свете увеличения полномочий министра обороны РФ по управлению Федеральной службой?
     - Действительно, мы находимся в ведении Министерства обороны РФ.
     Напомню, что ранее наша подведомственность министру обороны заключалась в основном в том, что мы организовывали свою деятельность в соответствии с утверждаемым министром ежегодным планом и показателями на соответствующий год. Министру обороны ежеквартально подготавливались доклады о результатах контрольно-надзорной деятельности за размещением и выполнением заданий государственного оборонного заказа.
     В марте с.г. в соответствии с указом Президента РФ полномочия Министерства обороны России по управлению федеральной службой были существенно расширены. Теперь министр уполномочен давать мне поручения, приостанавливать или отменять решения, если это входит в сферу ответственности военного ведомства. И это нами только приветствуется. Отношения же между двумя структурами, на мой взгляд, не изменились, и объясню почему.
     Рособоронзаказ, как преемник Государственного комитета по оборонному заказу при Минобороны России, был и остается по своей сути структурой, выросшей из военных ведомств. И сегодня в службе существует, развивается и крепнет живая связь с данными структурами. Поскольку Министерство обороны основной заказчик по оборонному заказу, то, безусловно, и большую часть задач мы решаем совместно. И моя работа как директора Федеральной службы по оборонному заказу с министром обороны вполне естественна.
     Поэтому как раньше, так и сейчас мы выполняем все задачи, которые ставит перед нами министр обороны как наш руководитель.
     С другой стороны, увеличилась наша ответственность перед военным ведомством, работа стала более слаженной и продуктивной. Так, мы теперь гораздо плотнее работаем с военными структурами, отвечающими за заказы и закупки, а также с финансистами и инспектирующими органами. Можно сказать, что мы работаем «в одной упряжке» с заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовью Куделиной, с финансовой инспекцией министерства обороны, возглавляемой Еленой Карповой.
     - Сегодня в Вооруженных Силах России и оборонно-промышленном комплексе идут серьезные реформы, как это отразилось на вашей деятельности? Какие новые задачи поставлены перед службой?
     - Наша служба функционирует уже пятый год, и, безусловно, за этот период многое изменилось, в том числе и задачи, которые перед нами стоят.
     Сегодня мы определяем, насколько эффективно расходуются средства по ГОЗ по всем финансово-экономическим показателям. Если раньше мы уделяли больше внимания организации госзаказа, то теперь служба старается прежде всего оценить финансовую эффективность расходования государственных средств. Но мы не оставляем без внимания и организацию всего процесса госзаказа. В этом, кстати, наше отличие от Федеральной антимонопольной службы, с которой нас часто сравнивают. Они отслеживают только размещение заказа, а мы работаем на всем цикле ГОЗ.
     Вторая особенность связана с тем, что полномочия службы увеличились. На нас указом президента возложена задача лицензирования предприятий. Функция эта забрана у Роскосмоса и у ликвидированного Федерального агентства по промышленности. На мой взгляд, это правильное решение, так лицензирование - одна из форм контроля. И мы по роду своей деятельности имеем достаточно полную информацию о реальном состоянии дел на предприятиях ОПК.
     Еще одна наша новая функция - ведение Реестра единственных поставщиков. Это делается впервые. Напомню, что еще совсем недавно предусматривалось проведение конкурса и для размещения заказов на те виды ВиВТ, которые в России выпускаются одним предприятием.
     15 августа с.г. мы представили этот реестр в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Позднее на основании этого документа в постановлении Правительства РФ по ГОЗ на 2008 год будут обозначены единые поставщики. Они будут иметь право сразу заключать контракт, минуя все конкурсы.
     Отмечу, что под новые задачи нам пришлось поменять структуру федеральной службы, у нас появились новые подразделения. Например, мы создали отдельное управление, на которое возложено создание методологической основы по выполнению задач, связанных с оценкой нецелевого, неэффективного, неправомерного расходования бюджетных средств при выполнении государственного оборонного заказа. Данное управление своей деятельностью призвано усилить работу всей службы в целом в вопросах финансово-экономического контроля, как заказчиков, так и предприятий - исполнителей гоз.
     Также сейчас мы разрабатываем серьезную программу надзора за размещением госзаказа. Мы собираем информацию о конкурсах в режиме онлайн и тщательно анализируем ее. Как правило, часть признаков нарушений можно выявить уже на этой стадии и предотвратить их.
     - Подведите итоги деятельности Рособоронзаказа за первое полугодие 2008 года.
     - В первом полугодии 2008 года Рособоронзаказом проведено более 750 контрольных и надзорных проверок. Это порядка 500 млрд. руб., выделенных по госзаказу.
     В ходе проверок было выявлено более 3 тыс. нарушений действующего законодательства в сфере ГОЗ, в том числе финансовых нарушений с признаками нецелевого и неправомерного расходования бюджетных средств на сумму более 3,5 млрд. руб., а также неэффективного использования на сумму около 19 млрд. руб. Возбуждено более 500 дел об административных правонарушениях. Выдано постановлений о наложении административных штрафов более чем на 100 должностных лиц государственных заказчиков на сумму, превышающую 5 млн. руб. Аннулированы результаты десятков торгов, материалы отдельных проверок переданы в прокуратуру. Рассмотрено более 300 жалоб участников торгов и множество обращений руководителей организаций и предприятий ОПК. Существенно увеличился объем судебной работы, связанный с обжалованием предписаний Рособоронзаказа. Результаты судебной практики в целом подтвердили правомерность принимаемых Рособоронзаказом решений.
     Приходится констатировать, что и сегодня многие предприятия продолжают жить по правилам, сложившимся в кризисных 1990-х годах прошлого века. Это и серые зарплатные схемы, и различные приписки. Тогда это делалось, чтобы выжить, но сейчас, извините, совершенно другие экономические условия. Денег «оборонка» получает столько, что многие предприятия даже не могут их освоить и идут на различные незаконные хитрости, чтобы перенести финансовые средства ГОЗ на следующий год.
     От этих старых схем нужно как можно быстрее уходить, они, как ржавчина, разъедают всю систему госзаказа. Заказчикам же со своей стороны необходимо делать все, чтобы предприятия вовремя получали деньги и могли выполнять ГОЗ уже с начала года.
     - Вы проверяете, как расходуются средства на разработку и производство очень сложных, наукоемких, а значит, дорогостоящих объектов и систем. Как организован этот процесс?
     - Вначале тщательно анализируются предмет и задачи, стоящие перед проверкой. Изучается состояние дел проверяемых крупных структур, у них выявляются неблагоприятные признаки реализации задач по гоз, составляется предварительная оценка.
     Формируется комплексная группа, в которую могут входить представители других контрольных органов, по соглашению с нами, также представители финансовой службы, контрольных органов Минобороны РФ. Например, с этого года мы создаем большие комплексные группы, в которые входят и представители заказчиков - военпреды. Готовится программа проверки, включающая в себя все интересующие нас аспекты. На ее основании проводятся 1 - 3-дневные занятия с участниками рабочих групп. При необходимости проводится деловая игра. Затем на предприятие посылаются уведомление о времени начала проверки, выписка из приказа, программа проверки, методические рекомендации. Возможна организация оперативного штаба во главе с одним из моих замов. После этого группа выезжает на предприятие, представляется его руководителю, проводит установочное совещание. Подчеркну, что мы стараемся минимизировать отрыв персонала от исполнения им служебных функций.
     В настоящее время работает комплексная группа, в состав которой входят 200 человек. Данная группа должна проверить более 100 предприятий-смежников.
     - Какие рычаги влияния на недобросовестных исполнителей ГОЗ у вас есть?
     - В этом году мы стали активно применять функции, которые предусмотрены Кодексом о административных правонарушениях. Федеральный закон №54 дал нам право накладывать различного рода наказания за административные нарушения, допущенные при размещении ГОЗ. В том числе и штраф. Максимальный штраф для физического лица - 30.000 руб. Но поскольку некоторые должностные лица при проведении конкурса умудряются допустить сразу несколько нарушений Административного кодекса, то эта цифра иногда возрастает до 500 тыс. руб.
     Эта мера очень существенная. Многие из тех, на кого были наложены эти штрафы, оспаривают правомерность нашего решения в судах. Я уверен, что постепенно количество подобных правонарушений будет снижаться. Оштрафованный чиновник вряд ли еще раз пойдет на нарушение.
     Тут есть еще один момент - председатель конкурсной комиссии сегодня имеет гораздо меньше возможности давить на ее членов, лоббируя чьи-то интересы. Согласно положению о конкурсных комиссиях каждый член комиссии несет персональную ответственность за подпись, которую он поставил под неверным решением. Стало быть, участвуешь в сговоре - получи штраф. Поэтому подобных фактов становится все меньше и меньше.
     - Если это возможно, приведите конкретные примеры злоупотреблений в сфере госзаказа.
     - Безусловно, сама организация госзаказа улучшилась. Но характерные недостатки, которые были и 2 и 3 года назад остались. В частности, при размещении ГОЗ появляется очень много посредников. Если говорить конкретно, то особые претензии у нас к тем, кто размещает заказы на закупку медицинского оборудования, радиоэлектронных средств и средств связи для Вооруженных Сил. Конкурсы выигрывают посредники, которые прибавляют к закупочной стоимости изделий свой интерес, увеличивая ее 1,5-2 раза, и уже за эту цену пытаются реализовать их в Минобороны.
     - Как Рособоронзаказ содействует повышению качества вооружения и военной техники? Ведь сегодня это наша ахиллесова пята.
     - Совсем недавно было заседание Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, на котором объявили об увеличении ГОЗ в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 25 процентов. Но не гарантировано, что это приведет к увеличению количества поставляемой в войска продукции, улучшению ее качества. Наша задача - устранить этот дисбаланс.
     Отмечу, что между нашей структурой и Торгово-промышленной палатой РФ подписано Соглашение о сотрудничестве. Мы активно используем экспертов ТПП для оценки качества товаров и услуг для Вооруженных Сил. Основная часть экспертной деятельности ТПП РФ в регионах касается обмундирования и продуктов.
     Сегодня у нас в службе работает ряд высококвалифицированных специалистов, которые вышли из Вооруженных Сил. Они в силу своего опыта могут давать методические рекомендации, помогающие реально повысить экономическую эффективность в той или иной сфере деятельности.
     У нас есть также подразделение, предназначенное для проверки менеджмента качества на предприятии.
     - Другое слабое место ОПК - коррупция. Как с ней можно эффективно бороться?
     - Большая проблема, особенно при проведении аукционов, - картельный сговор между их участниками. В результате мы получаем ту закупочную стоимость продукции, которая выгодна исполнителям ГОЗ. Поэтому вся идея аукционов теряет смысл, поскольку никакого снижения цены на производство продукции они не обеспечивают.
     Механизм здесь такой - участники аукциона договариваются заранее о нижней ценовой планке и о том, кто выиграет конкурс. «Проигравшая» же сторона получает потом часть заказа или выигрывает уже в другом аукционе. Об этой проблеме, кстати, упоминается и в плане Президента России по борьбе с коррупцией. В странах с давно установившейся рыночной экономикой за картельные соглашения предусматривается достаточно серьезная уголовная ответственность. Мы пока к этому не пришли.
     Сейчас разрабатывается новый закон о госзаказе. В нем пересмотрены многие важные моменты. Так, требования к участникам ГОЗ будут распространяться не только на головное предприятие, но и на всех смежников. Начиная от поставщиков металла и электроэнергии. Они, безусловно, как участники госзаказа, будут иметь определенные преференции, но с них будет и особый спрос, как и с головного предприятия. Сегодня же получается, что государство требует с «головняка» не задирать стоимость продукции, а он вынужден крутиться и по-рыночному решать ценовой вопрос со смежниками. В одиночку справиться с монополистами на поставку материалов головное предприятие не в состоянии.
     - Обрисуйте перспективы Гособоронзаказа и собственно госзаказа.
     - Безусловно, мы рассчитываем, что и в будущем будет улучшаться организация государственного оборонного заказа. И основа этого процесса заключается в нескольких факторах: в повышении сознания тех, кому доверено от лица государства осуществлять формирование, размещение, выполнение оборонного заказа, в дальнейшем совершенствовании законодательной, нормативно-правовой базы в данной сфере, в повышении объективной ответственности за оснащение Вооруженных Сил России новыми видами вооружения и военной техники. Задачи же службы - сделать результаты своей контрольно-надзорной деятельности прозрачными. Мы нацелены на оказание помощи и заказчикам, и исполнителям государственного оборонного заказа в выстраивании работы таким образом, чтобы эффективность от вложенного государственного рубля возрастала при достижении намеченного результата. Мы открыты и готовы к сотрудничеству со всеми участниками выполнения столь ответственного государственного задания, которым является оборонный заказ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex