на главную страницу

27 Августа 2008 года

Геополитика

Среда

АНКАРА: СМЕНА ВЕХ?

Вадим ТИМОХИН, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     В МАССОВОМ СОЗНАНИИ сложилось устойчивое политическое представление о Турции как о «второсортной» стране, верном союзнике США в Малой Азии, форпосте НАТО в Закавказье и т.п. Такой образ соседа России по Черноморскому бассейну возник еще в годы «холодной войны», и с тех пор он не претерпел существенных изменений, разве что многие россияне открыли для себя в 1990-е годы достоинства недорогих турецких морских курортов да российский малый бизнес успешно освоил «челночную торговлю», давшую работу в трудные годы рыночных реформ сотням тысяч наших соотечественников. Между тем недавние трагические события в Южной Осетии и реакция на них официальной Анкары обязывают политологов по-новому взглянуть на Турцию - государство на стыке Европы и Азии и двух цивилизаций: исламской и европейской.
     В драматические августовские дни турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган приехал в Москву и встретился с Президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. «Я приехал продемонстрировать солидарность Турции с Россией», - заявил Эрдоган, обращаясь к главе российского государства. Ситуация в Осетии, подчеркнул турецкий премьер, «позволяет под новым углом взглянуть на отношения между нашими странами, солидарность между которыми имеет огромное значение для всего региона».
     В такой конструктивной атмосфере прошла и встреча турецкого гостя с главой российского правительства. По словам турецкого премьера, «в настоящее время Россия является партнером номер один во внешней торговли Турции», что «способствует сближению народов наших стран и дружба между нашими государствами чем дальше, тем больше укрепляется, что вызывает огромное удовлетворение». «Во многих сферах, в политической, экономической, в туризме, в оборонном сотрудничестве наблюдаются очень положительные сдвиги», - констатировал Эрдоган.
     Одновременно появились симптомы, что отношения между Турцией и США не так безоблачны, как это принято считать. Первый сигнал прозвучал, когда в 2003 году Турция не разрешила использовать свою территорию для вторжения американских сухопутных войск в Северный Ирак (еще ранее, осенью 2001 года, США заблаговременно не сообщили Анкаре о начале военной операции в Афганистане). В этом месяце турецкие власти явно медлили при согласовании с ними вопроса о проходе военных кораблей стран НАТО в Черное море. Когда полное поражение грузинских войск стало для США очевидным фактом, в Вашингтоне решили оказать «гуманитарную помощь» своему незадачливому союзнику Саакашвили и привлекли для переброски «гуманитарных грузов» ВВС и ВМС. О том, что американские военные займутся проведением «гуманитарной операции» в Грузии, президент США Джордж Буш заявил 13 августа. «Я приказал Роберту Гейтсу (министру обороны США. - Ред.) начать гуманитарную миссию в Грузии, - сказал хозяин Белого дома. - Она будет интенсивной и бессрочной».
     В иностранных СМИ сообщалось, что, помимо боевых кораблей, речь первоначально шла и о двух плавучих госпиталях, которые предполагалось перебросить к побережью Грузии из Средиземного моря. Но американцам пришлось начать консультации с турками, так как вопрос «уперся» в требования конвенции Монтре - международного договора 1936 года о статусе турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Соглашение семидесятилетней давности воспрещает проход через проливы военных кораблей водоизмещением свыше 15 тыс. тонн. Кроме того, корабли ВМС стран, не имеющих прямого выхода к Черному морю, могут находиться в нем не более 21 суток и при условии, что их общее водоизмещение не превышает 30 тыс. тонн.
     В итоге закрытых консультаций турецкие власти все же согласились на проход многонациональной группы кораблей НАТО. Тем не менее сам факт задержки с одобрением провокационной затеи США говорит сам за себя. Кстати сказать, эти шаги Вашингтона еще более усилят антиамериканские настроения, наблюдающиеся в турецком обществе, где все более дает о себе знать исламский фактор.
     ЭКСПЕРТЫ отмечают, что турецкое правительство раздражает политика США, дестабилизирующая обстановку в Кавказском регионе. Турция, через территорию которой проходят транзит нефти и природного газа из района Каспийского моря, заинтересована в стабильности на Кавказе и в бассейне Черного моря. Неприятие Анкары вызывает и заигрывание Вашингтона с иракскими курдами, поддержавшими операцию по свержению Саддама Хусейна. Американцы, вероятно, ведут дело к предоставлению независимости Иракскому Курдистану, и турецкие власти опасаются, что это государство может стать тыловой базой для операций отрядов сепаратистов из Курдской рабочей партии, ведущей уже много лет вооруженную борьбу в юго-восточных районах Турции.
     Турецкая элита на протяжении двух последних столетий привычно воспринимала Черное море как «внутреннее море», принадлежащее ей и России. И новая ситуация, когда в результате приема в НАТО Болгарии и Румынии на их территории появились военные объекты США, дискомфортна для Анкары.
     В этих условиях потенциальным союзником Турции является Россия, также заинтересованная в стабильности в Закавказье и невмешательстве «третьих сил» в события в регионе. Поэтому объяснимо, что Анкара выступила с инициативой подписания «Пакта мира» для поддержания стабильности на Кавказе. Его участниками могли бы стать Россия, Турция, Грузия, Армения и Азербайджан. Предлагаемый Эрдоганом «Пакт мира» мыслится, видимо, как некий региональный аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
     Инициатива Анкары стала неприятной неожиданностью для Вашингтона. Заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза на брифинге для иностранных журналистов в Вашингтоне, посвященном развитию событий в Грузии, сказал, что был удивлен турецким заявлением о «пакте стабильности на Кавказе». Разумеется, степень разногласий между США и Турцией не следует преувеличивать. Эти государства имеют немало общих политических и экономических интересов, а турецкая армия сильно зависит от заокеанского союзника в военно-техническом отношении. Турция в рамках скоординированных усилий стран НАТО на протяжении последних лет оказывала военную помощь Азербайджану и Грузии. В этом месяце турки начали дополнительные поставки электроэнергии в Грузию по просьбе Тбилиси.
     Надо также учитывать, что не испытывающее особых симпатий к США правительство Эрдогана, сформированное представителями Партии справедливости и развития (оппозиция обвиняет ее в попытках демонтировать светские принципы турецкой государственности), находится в весьма непростом положении внутри страны. Турецкая армия, играющая исключительно важную роль во внутриполитической жизни, весьма настороженно относится к этой партии. Офицерский корпус (начальник Генштаба является верховным главнокомандующим вооруженными силами) рассматривает себя как гаранта светского характера турецкого государства, и поэтому попытки «исламизации» общественной жизни могут вызвать самый жесткий отпор со стороны военных, которые в прошлом веке не раз выходили на политическую сцену. Так что наметившиеся тенденции во внешней политике Анкары (отказ от безоговорочной поддержки США) могут иметь лишь краткосрочный характер.
     В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, считают многие политологи, турецкое руководство взяло курс на закрепление позиций страны как региональной державы, ведущей в регионе свою геополитическую игру. Этому способствуют успехи в индустриальном развитии, а также наличие довольно мощных вооруженных сил, по численности которых - более 800 тысяч человек - Турция занимает первое место в Европе. Во внешней политике Турции явно выражен европейский фактор: Анкара добивается принятия в Евросоюз. Даже Эрдоган, которого эксперты порой называют «системным исламистом», высказывается за интеграцию страны в единую Европу.
     

     От редакции. Геополитические амбиции турецкой элиты не ограничиваются только Закавказьем и Черноморским регионом. Помимо Центральной Азии, рассматриваемой в Анкаре как часть «тюркского мира», Турция старается расширить свое присутствие в Африке. Недавно в Стамбуле прошел первый в истории турецко-африканский экономический саммит. Представители правительств 50 африканских стран (18 делегаций возглавляли президенты или главы правительств) обсудили с руководителями Турции перспективы совместных экономических проектов, а также меры по развитию культурного и оборонного сотрудничества.
     

     На руку туркам работает возрастание энергетического фактора в мировой политике. Через территорию страны каспийское углеводородное сырье, в котором так нуждается европейская экономика, может попасть в Евросоюз в обход России. Турция превратилась в транзитное государство, роль которого в обеспечении энергетической безопасности ЕС будет только возрастать. Европейцы, одержимые идеей диверсификации маршрутов импорта энергоносителей и уменьшения зависимости от России, сегодня не могут обойтись без транзитных услуг Турции.
     Во-первых, через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы проходят танкеры, вывозящие ежегодно на экспорт многие десятки миллионов тонн нефти и нефтепродуктов из России, Азербайджана и Казахстана (из черноморских портов РФ и Грузии). Во-вторых, через территорию Турции проложено несколько важных трубопроводных маршрутов. Это нефтепровод Баку - Тбилиси - средиземноморский порт Джейхан (пропускная способность - около 1 млн. баррелей в сутки, т.е. 50 млн. тонн в год); газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум (пропускная способность - до 7 млрд. кубометров в год, возможно увеличение до 16 млрд.).
     Этот газопровод уже соединен с Грецией, несмотря на разногласия между Анкарой и Афинами по поводу территориальных споров в Эгейском море и на Кипре. 285-километровый газопровод между городами Качарабей на севере Турции и Комотини в Греции позволяет с 2011 года доставлять азербайджанский газ в Италию. Соответствующий меморандум о поставках до 8 млрд. кубометров газа в год уже подписан.
     Анкара поддерживает планы Евросоюза по строительству газопровода «Набукко» (с пропускной способностью до 30 млрд. кубометров в год). Он должен быть проложен к 2011 году из Азербайджана в Австрию через Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию и Румынию. Турецкие представители принимают сегодня самое активное консультации по поводу наполнения трубопровода, ибо очевидно, что азербайджанского «голубого топлива» с месторождения «Шах-Дениз» не хватит из-за ограниченных возможностей эксплуатационных скважин.
     

     Наша справка. Запасы месторождения «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспия - до 1,2 трлн. кубометров газа. Добыча ведется с 4 эксплуатационных скважин. На первом этапе разработки месторождения Турция должна получать 6,6 млрд. кубометров газа, Азербайджан - 1,5 млрд., Грузия - 0,3 млрд. На втором этапе планируется увеличение добычи до 12 млрд. кубометров с последующим доведением объема добычи к 2015 году до 20 млрд. кубометров.
     

     ПОЭТОМУ существует вариант подключить к проекту иранскую газодобывающую промышленность, проигнорировав мнение Вашингтона, стремящегося к международной изоляции Ирана. Предварительные договоренности по совместным проектам в газовой сфере были достигнуты министрами энергетики Ирана и Турции летом 2007 года. Предполагалось строительство нового магистрального газопровода из Ирана в Турцию, а также участие турецких компаний в освоении иранского месторождения «Южный Парс», с которого около 30 миллиардов кубометров газа в год должно поступать в турецкую газотранспортную сеть. На состоявшихся в середине августа с.г. переговорах между президентами Ирана и Турции Махмудом Ахмадинеджадом и Абдуллой Гюлем этот вопрос находился в центре внимания. Но вопреки ожиданиям соглашение о строительстве газопровода и поставках газа подписано не было, хотя стороны договорились продолжить переговоры. Наблюдатели расценили это как отказ Анкары от газовой сделки с Тегераном под давлением США.
     Между тем переговоры между сторонами будут продолжены, и, как отмечают эксперты, перспективы получить большие объемы иранского газа могут перевесить предостережения из-за океана. Тогда Турция пойдет на инвестирование своих средств в месторождение «Южный Парс» и участие в сооружении трубопровода, который станет частью «Набукко». В конечном счете, судьба иранского варианта «Набукко» решится в штаб-квартире Евросоюза, который склоняется к мысли получить через Турцию иранский газ, невзирая на недовольство Вашингтона.
     Сами турки опровергают утверждения, что они проявили «слабину» под давлением США. Президент Турции Гюль так высказался по этому поводу: «Несомненно, Турция имеет союзников... Но мы будем против, если кто-то думает, что мы действуем по чьей-то указке».
     У Турции существует еще один важный с геополитической точки зрения трубопроводный проект. Турция готова сотрудничать с Израилем в строительстве трубопровода, который соединит Красное и Черное моря. Этот проект может быть реализован при участии российского «Газпрома», который экспортирует в Турцию природный газ по подводному трубопроводу «Голубой поток», сооруженному при участии итальянской компании «Эни». По трубопроводу можно прокачивать до 16 млрд. кубометров газа в год, но пока он заполнен лишь частично из-за неготовности турецкой стороны принять весь объем газа.
     У российской стороны есть несколько вариантов использования Турции как транзитного государства. Эта расположенная в Малой Азии страна может стать новым транзитным коридором для российских поставок газа в Грецию, Италию и даже в Ливан и Израиль. Турция представляет интерес для «Газпрома» как некий транспортный перекресток для маршрутов экспорта российского углеводородного сырья.
     Для поставок газа из России в Израиль потребуется построить трубопровод Самсун - Джейхан, а далее проложить маршрут под водой до побережья Ливана и Израиля. Летом с.г. министр инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элиэзер вел переговоры в Москве о рамочном соглашении, по которому будут осуществляться поставки газа в его страну в ближайшие 20-30 лет. На первом этапе «Газпром» может поставлять
     4 млрд. кубометров газа, в перспективе - 8-10 млрд. кубометров.
     В Турции, помимо «Газпрома», успешно работает российский
     «ЛУКОЙЛ». Его дочернее предприятие на днях подписало соглашение о покупке сбытовой компании, владеющей 693 автозаправочными станциями в Турции (занимает 5 процентов турецкого розничного рынка нефтепродуктов). Поставки нефтепродуктов на реализацию будут осуществляться с принадлежащих «ЛУКОЙЛ» нефтеперерабатывающих заводов в болгарском Бургасе и на итальянской Сицилии. «Приобретение крупных сбытовых активов в Турции увеличивает нашу зарубежную розничную сеть сразу на 18 процентов», - заявил по этому поводу президент «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. По его словам, эта покупка является важным элементом стратегии компании на черноморском и средиземноморском рынках по доставке до конечного потребителя продукции с высокой добавленной стоимостью.
     В СМИ сообщалось также об интересе российских нефтяников к приобретению в Турции нефтеперерабатывающих мощностей. Среди экономически привлекательных объектов - нефтеперерабатывающая компания «Tupras», принадлежащая турецкому холдингу «Koc Holding» (компания владеет четырьмя НПЗ, перерабатывающими 28 млн. тонн «черного золота», нефтехимическим заводом и сбытовой сетью в
     1.280 АЗС).
     
* * *

     Новые внешнеполитические ориентиры Турции и ее экономическая заинтересованность в сотрудничестве с Россией предоставляют возможность окончательно подвести черту под эпохой конфронтации в истории наших отношений. Сближение Москвы и Анкары дают шанс к превращению Закавказья в зону стабильности и сотрудничества и нейтрализации усилий «третьих сил» по поддержанию здесь очага геополитической напряженности.
     На снимке: Президент РФ Д.А. МЕДВЕДЕВ и премьер-министр Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН, 13 августа 2008 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex