на главную страницу

29 Августа 2008 года

Армия и общество

Пятница

Живи в мире, Абхазия!

Андрей ЛУНЕВ, «Красная звезда». Фото Константина РАЩЕПКИНА. Абхазия.



По вечерам в Сухуме уже третьи сутки не смолкает стрельба. В результате 15-летней борьбы Абхазия наконец обрела свободу и независимость! Признание Россией суверенитета республики здесь считают истиной в последней инстанции. И, стреляя в воздух, люди салютуют своей победе. А оружие - пистолеты, автоматы и пулеметы - имеется в каждом доме. Таковы последствия агрессии 1992 года, когда режим Шеварднадзе внезапно атаковал Абхазию силами армейских подразделений и толпами выпущенных на свободу уголовников. Те адские дни, когда только алчность увлекшихся мародерством нападавших сорвала коварные планы грузинского лидера по захвату Абхазии и позволила абхазам успеть организоваться для отпора противнику, научили их всегда держать порох сухим.

     Даже небольшой экскурсии по Сухуму и его окрестностям достаточно, чтобы понять, почему в Абхазии так ненавидят грузинские власти. Зияющие пустыми окнами многоэтажки и полуразрушенные частные дома даже сегодня, спустя полтора десятка лет после тех кровавых событий, встречаются здесь на каждом шагу. А время в Абхазии делят на «до войны» и «после нее». С тех пор, даже несмотря на присутствие в непризнанной республике российских миротворцев, абхазский народ все время жил под страхом новой войны. А с нападением грузинской армии на Цхинвал этот страх обрел еще более реальные контуры. «Неужели все позади, неужели мы можем теперь спать спокойно?» - спрашивают местные женщины российских военных, не веря, что это страшное время ожидания новой войны безвозвратно кануло в Лету, не веря своему счастью.
     После того как Президент России Дмитрий Медведев объявил на весь мир о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, на центральную площадь Сухума вышли тысячи человек. Город пестрит абхазскими и российскими флагами. Люди братаются, пьют вино и шампанское, поздравляя друг друга. Когда же в порт заходят российские военные корабли, праздник сразу перемещается к набережной. И, по словам местных жителей, для них нет сегодня более ласкающей взор картины, чем швартующиеся к причалу и встающие на рейд в нескольких километрах от Сухума корабли российского Черноморского флота.
     Радость избежавших большой войны и получивших национальную независимость местных жителей становится еще более понятной после разговора с командиром 7-й десантно-штурмовой дивизии гвардии полковником Владимиром Кочетковым. Говоря о том, что бескровный рейд на грузинскую территорию напомнил дивизионное командно-штабное учение - с войсками обозначения и еще с реальным противником, комдив в то же время отмечает, что грузины, прежде чем удрать без боя, более чем основательно подготовились к предстоящей войне.
     - Осмотрев горы взятых нами и спецназом в Сенаки и Поти трофеев, я понял, что главный удар планировался именно здесь, - говорит Кочетков.
     В Сенаки, где, помимо авиабазы, дислоцировалась пехотная бригада грузинской армии, десантники взяли более 70 единиц бронетехники, более двух тысяч единиц стрелкового оружия, тысячи противотанковых и противопехотных мин и миллионы патронов. Не менее богатый улов достался «голубым беретам» и в Поти, откуда грузинская армия должна была начать морскую десантную операцию по захвату городов Сухум и Гагры.
     - Только одних ПТУРов типа «Штурм» взяли в Поти более тысячи, - рассказывает комдив. - А ведь это очень дорогое оружие. Мы, например, привлекая к процессу боевой подготовки армейскую авиацию, получаем вместе с парой вертолетов на проведение батальонного или полкового учения 2-3 подобных ПТУРа, а тут - сразу целая тысяча!
     - Если бы не батальон десантников 7-й дшд, подошедший в апреле усилить дислоцирующийся в Абхазии российский миротворческий контингент, первый удар Саакашвили обрушил бы не на Цхинвал, а именно на Сухум, - продолжает тему генерал, командовавший действовавшей на абхазском направлении группировкой российских сил, ссылаясь на трофейные документы. - И уничтоженные нами в Сенаки и Поти богатые арсеналы вооружения и боеприпасов - наглядное тому подтверждение.
     Абхазию, по словам командира 7-й десантно-штурмовой дивизии полковника Владимира Кочеткова, грузинские генералы планировали захватить в течение 42 часов силами трех пехотных бригад. Но в итоге позорно бежали, даже не вступив в противоборство с российским десантом. «И как тут не скажешь, что легенды о ВДВ живут и побеждают?» - задается риторическим вопросом комдив.
     - Деморализованные грузинские вояки в панике отступали, - констатирует начальник боевой подготовки ВДВ генерал-майор Николай Беляев, также руководивший действиями российских десантников.
     А вот Кодорское ущелье брали сами абхазы. Таково, по словам возглавлявшего до минувшего вторника российскую группировку генерала, было политическое решение.
     Перед отлетом в Москву генерал вместе с заместителем министра обороны Абхазии генерал-майором Заканом Намбой облетает Кодорское ущелье на вертолете. В одном из сванских сел (сваны - это проживающий на территории Грузии и Абхазии малочисленный горный народ), в Верхних Гвенцах, видим бывшую грузинскую военную базу. Полтора десятка контейнеров на бетонном фундаменте позволяют сделать вывод, что здесь находилось до сотни грузинских военных. Спросить, сколько точно, не у кого. Состоящее из четырех десятков домов село покинуто местными жителями. В истории взаимоотношений между абхазами и сванами были не только периоды мирного сосуществования, но и времена вражды, поэтому, подогретые грузинской пропагандой, сваны оставили свои дома и ушли в горы.
     - После освобождения нами Кодорского ущелья сванам бояться нечего, через неделю они поймут это и вернутся назад, - говорит летавший с нами министр абхазского правительства по налогам и сборам Вахтанг Пилия.
     А вот к грузинским властям активный участник грузино-абхазской войны 1992 - 1993 годов относится с нескрываемой ненавистью. И просит контролирующих село российских миротворцев снять ему на память со здания местной школы вывеску на грузинском языке.
     Два дня назад подступы к этому селу взяли под контроль российские миротворцы. Рота 15-й миротворческой бригады Приволжско-Уральского военного округа теперь контролирует подступы к селу и горные дороги. Также в функции миротворцев входит охрана пустующих сванских домов. Впрочем, по словам заместителя командира роты по воспитательной работе старшего лейтенанта Сергея Чалого, задача эта скорее формальная. Потому что несущие службу по соседству абхазские военные больше чем кто бы то ни было заинтересованы в приходе мира на эту многострадальную землю.
     - Знали бы вы, как нам за эти 15 лет надоело лазить по лесам, - говорит заместитель министра обороны Абхазии генерал Закан Намба, - нам же тоже, как всем нормальным людям, хочется не воевать, а отдыхать с семьями на пляжах.
     Кстати, генерал Закан Намба был одним из участников десантной операции, предрешившей исход противостояния в Кодорском ущелье. Когда четыре абхазских вертолета за полдня высадили в тыл грузин более четырех сотен абхазских резервистов, вышколенные хвалеными американскими инструкторами грузины почему-то бежали. Бросив на разбросанных по Кодорским горам базах и схронах не только более двух тысяч единиц стрелкового оружия и РПГ, но и системы залпового огня «ЛАРС» американского производства. Впрочем, слова «ополченцы» и «резервисты» генералу Намбе явно не нравятся.
     - Здесь ополченцев нет, - сухо соглашается абхазский генерал на предложение сфотографироваться со своими бойцами - участниками этого исторического для Абхазии десанта.
     Операция в Кодорском ущелье была одной из самых обсуждаемых тем и на торжественном ужине, данном председателем правительства Абхазии Александром Анквабом в честь завершения деятельности российской группировки.
     Отдавая дань уважения профессионализму и смелости абхазских военачальников, российские генералы не жалели добрых слов в адрес своих коллег. Помимо поддержки ходатайства перед президентом Абхазии о присвоении очередных воинских званий комбригу резервистов полковнику Виктору Твамбе и замминистра Абхазии генерал-майору Закану Намбе, российские гости в шутку отметили, что теперь эти два абхазских военачальника могут по праву считаться десантниками и имеют все основания купаться 2 августа в московском Парке Горького в фонтане.
     Но больше всего теплых слов на этом вечере прозвучало, конечно же, в адрес российского руководства и российских военных, благодаря которым Абхазия обрела независимость и уверенность в завтрашнем дне.
     - Российские военнослужащие сегодня могут сказать: мы с честью выполнили свой долг, - констатировал премьер-министр Абхазии Александр Анкваб. - Сегодня случилось то, чего мы ждали 15 лет. Случилось историческое событие. И давайте поклонимся за этот подвиг великому русскому солдату. За все время с 1992 года здесь погибло более 100 российских миротворцев. Как нам объяснить рязанской матери, за что погиб ее сын? Как ответить на вопрос, насколько Абхазия обязана ей тем, что сегодня наконец пришел мир на нашу многострадальную землю? Сегодня мы не можем прийти и ей поклониться, но мы это обязательно сделаем. Потому что сегодняшний день начался 12 лет назад, когда на абхазскую землю пришел первый российский миротворец. С этого дня мы знали: что бы ни случилось, Россия не даст растоптать ни Южную Осетию, ни Абхазию. Россия доказала всему миру, что она не позволит, чтобы расцвело зло. Дай бог процветания стране, которую мы никогда не называем «этой страной», а про которую говорим «наша Россия»! Вы не представляете, какое сейчас настроение у людей - они впервые за 15 лет спят спокойно. Мы это сделали! И за нами еще много добрых дел!
     На снимках: российские миротворцы в селе Верхние Гвенцы Кодорского ущелья; абхазские резервисты - участники вертолетного десанта в Кодорское ущелье; заместитель командира роты по воспитательной работе старший лейтенант Сергей ЧАЛЫЙ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex