на главную страницу

3 Сентября 2008 года

События. Комментарии

Среда

В ТАНКОВОЙ «ШКУРЕ» БЫЛИ НЕ ВИТЯЗИ

Виталий ДЕНИСОВ.
Фото Юрия ГУТОРОВА.



     Уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а», «б», «е» ч. 2 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации (убийство двух и более лиц в связи осуществлением ими служебной деятельности, совершенное общеопасным способом) военное следственное управление Следственного комитета прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому военному округу возбудило еще 8 августа 2008 г. - в первый день нападения на контингент российских «голубых касок», находящихся на территории Южной Осетии в составе Смешанных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта.
     На сегодняшний день в составе следственной группы работает порядка 80 военных следователей и криминалистов со всей России. В их распоряжении 20 передвижных криминалистических лабораторий.
     К их работе привлечены группа судебно-медицинских экспертов 111-го Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз, а также судебно-медицинские лаборатории СКВО и Объединенной группы войск (сил) в Северокавказском регионе Российской Федерации.
     В настоящий момент все силы сосредоточены на проведении неотложных следственных действий, таких как осмотр места преступления, тел погибших, допрос свидетелей. В качестве последних выступают, в частности, эвакуированные на территорию России раненые военнослужащие из состава СМС по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, чье состояние здоровья позволяет давать показания. Таковых допрошено уже более 30 человек. Проведен осмотр нескольких десятков тел. Назначены экспертизы.
     По мнению руководства Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в данной ситуации нужно не только быстро закрепить следы преступлений, но и - что не менее важно - скрупулезно подойти к оформлению полученных результатов. Именно поэтому говорить о сроках окончания работы военных следователей в регионе еще рано.
     Как заявил заместитель председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - руководитель военного следственного управления генерал-майор юстиции Александр Сорочкин, расследование уголовного дела по факту убийства мирного населения Южной Осетии не входит в компетенцию военных следственных органов. Оно находится в производстве у гражданских коллег - Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.
     По его словам, военные следователи прилагают сегодня все усилия для того, чтобы установить истинную картину произошедшего. Все произошедшее настолько чудовищно, что никакая тайна следствия его не скроет - до Цхинвала мировая практика еще не знала случая, чтобы не какие-то там повстанцы или бандформирования, а регулярная армия государства, подписавшего международное соглашение о неприменении силы в зоне конфликта, прямой наводкой расстреливала миротворческий контингент.
     Он также отметил, что следственная группа располагает доказательствами того, что раненых российских солдат из состава СМС действительно добивали. Так, при осмотре тела одного из российских миротворцев на нем обнаружено два сквозных пулевых ранения. Первое, не смертельное - в ногу. Второе - в голову. При этом входное отверстие расположено в теменной области головы, а выходное под подбородком. На стрельбу с близкого расстояния указывает тот факт, что вокруг входного отверстия обнаружены следы ожогов пороховыми газами. По вполне понятным причинам имя погибшего не называется. Работа по осмотру тел погибших продолжается.
     В военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации нам предоставили уже имеющиеся в распоряжении следственной группы показания свидетелей.
     Механик-водитель БМП рядовой контрактной службы Наиль НУРГАЛИЕВ:

     - В апреле я был прикомандирован во 2-й батальон миротворческих сил, дислоцированный в г. Цхинвале. Наше подразделение располагалось на возвышенности над городом. Неподалеку от нас находился южноосетинский батальон миротворческих сил, со стороны Республики Грузия - грузинские военизированные формирования.
     С середины июля по 6 августа я и мои сослуживцы неоднократно становились свидетелями того, как со стороны зоны ответственности грузинских миротворцев звучали выстрелы. По траектории полета трассирующих пуль можно было понять, что из стрелкового оружия обстреливаются близлежащие южноосетинские села. Иногда обстрелу подвергался и г. Цхинвал, а также южноосетинский миротворческий батальон. Слышал, что в результате этих обстрелов были раненые.
     В ночь с 7 на 8 августа с грузинской стороны вновь начался обстрел
     г. Цхинвала и близлежайших сел. Несколько позже стали работать тяжелая артиллерия и установки залпового огня «Град». Через некоторое время минометному обстрелу со стороны Грузии подвергся и наш батальон. При оказании помощи своему сослуживцу, который позже скончался от большой потери крови, был ранен минометным осколком. Первую медицинскую помощь оказал себе сам. Позже сослуживцы вынесли меня из-под огня орудий в подвал казармы - я уже не мог самостоятельно передвигаться...

     Гранатометчик рядовой контрактной службы Александр ОЧЕРЕДЬКО:
     - Утром 8 августа грузинские воинские подразделения - личный состав и боевая техника - начали входить в г. Цхинвал. Мы не стреляли по грузинской стороне, так как не было такого приказа. Лишь после того как грузинские подразделения открыли огонь сначала из стрелкового оружия, а потом из минометов по территории нашей части, командир роты приказал открыть ответный огонь на поражение. Я оборонялся из вверенного мне оружия - РПГ-17, а также из автомата АКСУ-74. Около 10 часов утра я получил осколочное ранение.
     Пулеметчик рядовой контрактной службы Дмитрий СУВОРОВ:
     - Около 7 утра 8 августа воинские формирования Грузии начали обстрел наших позиций с использованием танков и минометов. Огонь велся по расположению российских миротворческих сил. Чуть позже началось наступление на наши позиции трех танков Т-80, принадлежащих вооруженным силам Грузии. Я занял оборону в караульном помещении, где и был ранен осколком разорвавшегося танкового снаряда.
     Командир отделения младший сержант контрактной службы Олег ГОВОРУХА:
     - Утром 8 августа 2008 года один из грузинских танков в 300 метрах от позиций батальона открыл огонь прямой наводкой по нашим казармам. Ответный огонь мы не открывали, так как не было соответствующего приказа. Обстрел велся около часа. После того как танк двинулся к КПП, командир дал команду выдвинуть БРДМ и БМП за территорию батальона, чтобы перекрыть проход танку. В итоге обе миротворческие машины были повреждены огнем с грузинской стороны, но и прорвавшийся танк был также подбит нашим гранатометчиком. После небольшого затишья вновь начался обстрел грузинскими танками территории батальона.
     Примерно в 12-14 часов дня я с подчиненными находился возле узла связи, когда около нас прогремел взрыв. Скорее всего, это был выстрел из танка... Я пришел в себя, уже когда мне оказывали помощь - ранило в бедро. Этим же выстрелом был убит один из моих сослуживцев - разведчик, который прибыл к нам на усиление...
     К вечеру меня, а также других военнослужащих, получивших ранения в бою, эвакуировали в г. Владикавказ. По дороге, за Цхинвалом, мы снова подверглись обстрелу со стороны грузинских войск.

     
* * *

     Восемь веков назад грузинский поэт Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре». К сожалению, подлинник этого произведения безвозвратно утрачен. Может быть, он превратился в пепел в то время, когда грозный Джалал-ад-дин в 1225 году сжег Тбилиси, или позже при аутодафе христианских рукописей, устроенном монголами на площадях Тбилиси. Возможно, он был изорван в клочья во времена набегов персидских кизилбашей и турецких аскеров. Многое было уничтожено и потеряно для Грузии в те черные времена. Но, несмотря на все это, и сегодня можно встретить в Грузии людей, которые наизусть знают полторы тысячи строф величайшего произведения, переведенного на 40 языков мира.
     Секрет такого долгожительства кроется в любви, которую прославлял поэт. Танки, в упор расстреливающие миротворцев, заслуживают другого - быть проклятыми. И теми, кто там был, и теми, кому посчастливилось быть вдали от Цхинвала, когда туда пришли не грозный Джалал-ад-дин, не монголы, не персидские кизилбаши и турецкие аскеры, а потомки великого поэта...


     На снимках:
Обгоревшая медаль одного из погибших российских миротворцев.
Так выглядит казарма миротворцев после обстрела грузинскими агрессорами.

     

      Материал подготовлен при содействии пресс-службы военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex