на главную страницу

3 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

«ГРАД» СРЕДИ ЯСНОГО НЕБА

Подготовили Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда»,
Владислав БЕЛОГРУД (фото).



     «ЦЕНТР-2008»


     Рев, давящий на барабанные перепонки; пламя, рвущееся из сопел стартующих ракет; тучи пыли вперемешку с комьями земли... Кажется, еще немного - и все это разнесет, как говорил один из киногероев, «вдребезги напополам». А затем - тишина над позицией. И лишь гул в ушах еще какое-то время напоминает о том, что происходило здесь несколько минут назад.
     По отношению к залпу сразу нескольких батарей реактивных установок «Град» глагол «впечатляет» - не то слово. «Град» завораживает, пробуждая естественное уважение к мощи столь грозного оружия и вызывая сочувствие к обреченности цели. Стоя в полусотне метров от «Града», невольно представляешь, что довелось испытать мирным жителям Цхинвала ночью 8 августа.
     - «Град» - действительно страшное оружие, - поддерживает затронутую тему начальник штаба дивизиона майор Вадим Люльченко. - Мне не единожды доводилось видеть результат «работы» наших «реактивщиков»: на месте подрыва боеприпаса - неглубокая воронка и «чистое поле» в радиусе 200 метров. А теперь представьте «срабатывание» нескольких сотен таких реактивных снарядов в районе цели. Вон, видите березовую рощицу на окраине боевой позиции батареи. Достаточно залпа одной нашей установки, чтобы если не «снять ее с корня», то повалить взрывной волной.
     И, немного помолчав, Люльченко добавил: «Можно лишь выразить искреннее сочувствие цхинвальцам, оказавшимся под огнем грузинских «Градов» в ту злополучную ночь агрессии».
     Майор знает, о чем говорит. Продолжить ему помешал звонок его мобильного телефона.
     - А я даже не сомневался, - выслушав собеседника, совершенно без иронии ответил в трубку Вадим Люльченко. Затем, дав мобильнику отбой, пояснил:
     - Это подполковник Злобин звонил - наш командир дивизиона. Он сейчас на Пашиной (имеется ввиду гора Пашина, где находится наблюдательный пункт совместного российско-казахстанского учения). Сообщил, что руководство совместным учением осталось довольно нашим залпом: говорит, точность проведенного огневого налета - отличная.
     Иначе, по словам Люльченко, и быть не могло. Ведь нынешние «реактивщики», что так ловко управляются с доверенным им вооружением, - все как один военнослужащие контрактной службы. Взять хотя бы старшего наводчика огневого взвода младшего сержанта Михаила Гуртова. Он два года в должности, и у него это не первый выезд на полигон.
     К тому же, делает в рассказе акцент майор Люльченко, 60 процентов военнослужащих из действующего состава дивизиона - те, кто в свое время служил в этом же подразделении по призыву.
     - Впрочем, - тут же добавляет начальник штаба дивизиона, - даже те, кто к нам приходит, что называется, со стороны - бывшие танкисты, мотострелки и даже пограничники, осваивают «Град» в считаные недели. Все потому, что согласно бытующей у нас шутке в познании боевой машины нет ничего сложного: два привода, «пакет», панорама - наводи и стреляй. Вот почему те же коллеги-«самоходчики» за глаза говорят, будто мы, «реактивщики», служим в белых перчатках. А мы не обижаемся. Ведь «самоходы» точно знают, что и наш ратный труд не сахар: на виду друг у друга «работаем».
     И будто в подтверждение сказанному в сотне метров от крайней огневой позиции батареи «Града» раздалась канонада батареи «Мста-С». «Самоходчики» вели огонь по подавлению выявленных целей.

     На снимках:
Начальник штаба дивизиона майор Вадим ЛЮЛЬЧЕНКО.
Батарея «ГРАД» делает залп.
Старший наводчик огневого взвода младший сержант Михаил ГУРТОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex