на главную страницу

3 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

НА САМЫХ ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ

Елена ТОЛМАЧЁВА.



1.000 километров от Владивостока и около 800 по побережью от Находки... Пограничное отделение «Светлая» - пожалуй, единственное в Приморском крае место, куда еще не ступала нога корреспондента. Добраться сюда возможно только по воздуху.

     
Долгожданный рейс

     У меня на руках полетный лист, по плану которого мы должны проследовать по маршруту: Озерные Ключи - Находка - пгт Ольга - п. Каменка - пгт Светлая. Офицеры управления, глядя на мою полную готовность, сочувствующе качали головой. В запланированный вылет Ми-8 на отдаленные участки Службы в городе Находка мало кто верил - уже третий месяц из-за погодных условий рейсы один за другим откладывались. Вот и на этот раз дежурный по вылетам сообщил об отмене борта до полудня. «Так обычно и бывает: сначала откладывают до 12.00, а потом сообщают об отмене рейса», - подытожили офицеры. Но мне повезло: «небесная канцелярия» смилостивилась, рассеяв над городом плотный туман.
     Экипаж нетерпеливо поглядывал на часы и, едва завидев нас на аэродроме, тут же приготовился к взлету. Через несколько минут «вертушка» поднялась в небо, а мне вспомнились строки из песни: «Там, где пехота не пройдет, где бронепоезд не промчится, могучий танк не проползет, - там пролетит стальная птица!» Авиаторам части и сегодня приходится летать там, где порой не пройдет даже вездеход. Перелет требует от летчиков высокого мастерства и предельной собранности. Ведь легких полетов в Приморье не бывает, особенно в пору туманов и затяжных циклонов.
     О том, что лететь придется в большой компании, мы поняли, приземлившись в Находке. Как только шасси коснулись бетонной площадки, с багажом наперевес к ней устремились военнослужащие части. С грузовой машины, подъехавшей к вертолету, в спешке разгружали коробки и тюки с продовольствием, медикаментами, бытовой техникой. За считаные минуты Ми-8 «нашпиговали» так, что, как говорится, яблоку негде было упасть. Штурман схватился за голову:
     - Вертолет не грузовой - пассажирский. Не взлетим!
     - Выгружайте половину, - скомандовал летчик.
     - Да вы что! - возмутились пограничники. - Мы вас с марта как манну небесную ждали! Неизвестно, когда теперь следующий борт.
     Повиноваться все-таки пришлось. С огромным сожалением отгрузили часть багажа и оставили одного из пассажиров.
     - Почему решили высадить ветеринара? - поинтересовалась у старшего группы начальника отделения охраны границы Службы в городе Находка Андрея Алешина.
     - А кого еще? - развел он руками. - Вот, например, начальник финансово-экономического отдела подполковник Радик Зарипов везет зарплату пограничникам за три месяца. Многим перечисляют на сберкнижки, но местные жители, которые служат в отделениях по контракту, предпочитают получать «наличкой». Без доктора тоже не обойтись. Начальник медпункта майор медицинской службы Валерий Мосейко должен провести плановую вакцинацию от дифтерии и энцефалита. Группа отделения технического развития обеспечивает месячник инженерного совершенствования границы. С нами и капитан 3-го ранга Игорь Мишин, он летит на «Светлую» принимать должность зама. Тут и его будущие подчиненные...
     Кстати, один из подчиненных Мишина подсел к нам уже в Каменке - это назначенный в отделение «Светлая» старшина старший прапорщик Станислав Зубков. Чтобы попасть к новому месту службы, он добирался от Малой Кемы до Каменки попутным транспортом, где еще две недели ждал борта. Представьте его реакцию, когда ему сообщили, что вертолет перегружен.
     - Я здесь уже полмесяца! Заберите меня! - просил старшина у авиаторов.
     - Он легкий. В конце концов, если надо, еще пару коробок скинем. Видите, как человек на службу рвется, - поддержали офицеры.
     
Искушение браконьеров

     Путь до бухты Светлой с остановками занял семь часов. Вертолет садился в горно-лесистой местности, где раскинулись восточные отроги горной системы Сихотэ-Алинь, изрезанные лощинами и покрытые местами каменистыми россыпями. Величественными остаются творения природы, куда не проложили еще дорог: зеленое кружево тайги, багульник, пестреющий на сопках сиреневым цветом, и море синее синего. Кроме того, в этой части Приморского края свой микроклимат. Перепад температуры я ощутила, как только спустилась с трапа вертолета. Север, однако.
     - Погода здесь непредсказуема, - рассказывает подполковник Алешин. - Как-то зимой прилетел борт. Ночью его замело так, что не смогли откопать. А по весне половодье - нередкий случай: заставу два раза сильно затапливало.
     От вертолетной площадки до отделения минут десять пешего хода. Пока мы идем, мимо на бешеной скорости проносятся иномарки без госномеров.
     - Местные лихачат, - объясняют мне офицеры. - Здесь ведь ГИБДД отродясь не было.
     К слову, о жителях. Они тут делятся на две категории: тех, кто работает вахтовым методом на лесозаготовках, и тех, кто бездельничает, предпочитая «глушить» самогон. От последних можно ожидать чего угодно. Неудивительно, что практически у каждого жителя в доме есть оружие. Ведь основные виды промысла здесь рыбалка да охота. Но если аборигены браконьерничают по-малому, чтоб прокормить себя и семью, то приезжие доставляют пограничникам намного больше хлопот. В период нереста здесь можно наблюдать вопиющую картину вандализма: побережье реки Светлой завалено красной рыбой со вспоротыми брюшками. Браконьеры предпочитают извлекать икру, оставляя гнить тушки.
     С незаконным промыслом пограничникам стало бороться намного труднее, когда отменили пограничную зону. Теперь, поймав нарушителя за руку, они могут лишь составить на него протокол, который отправляется в рыбоохрану Тернея. Есть и другой способ: связаться с зональной инспекцией. Но пока та долетит до места, браконьеры уже успеют свернуть сети. Их не пугают ни законы, ни расстояние. Искушение слишком большое: прибрежные воды богаты красной рыбой и такими морепродуктами, как трепанги, мидии, креветки, гребешки. Попробуй тут уследить, когда протяженность вверенного пограничному отделению участка по береговой полосе - больше 100 километров и по морю около 140. Для этого и предназначен пункт технического наблюдения (ПТН), где круглые сутки ведется визуальный и радиолокационный контроль. Основная его задача - отслеживать и опознавать проходящие суда, отклонение их от рекомендуемого курса.
     От отделения до мыса Сосина, где располагается ПТН, несколько километров. Чтобы вкусить всей романтики мужской профессии, я прошла этот путь вместе с нарядом. Когда вскарабкались по пограничным тропам на высоченную сопку, передо мной открылся великолепный вид. Но, признаться честно, было уже не до любования красотами пейзажа, поскольку от усталости падала с ног и пугала перспектива идти пешком обратно. А военнослужащие отделения преодолевают такие расстояния регулярно. Для них это - привычная работа.
     
Не место мальчикам-мажорам

     Если остались еще пограничные подразделения, где несут службу исключительно представители сильной половины человечества, то к таким относится и отделение «Светлая». Наверное, так и должно быть. Суровые и порой экстремальные условия не подходят для дам и инфантильных «мальчиков-мажоров». Здесь несут службу настоящие мужчины, которые не пасуют перед трудностями. У каждого из них свои мотивы...
     Оставить перспективную должность в штабе, городскую квартиру, налаженный быт согласится не каждый офицер. А новый заместитель начальника отделения по воспитательной работе капитан 3 ранга Игорь Мишин говорит, что «теплое» место не для него, и считает, что главное богатство в отделении - люди. С каждым из них он успел познакомиться, когда был начальником группы профотбора. Приходилось по восемь месяцев в году пропадать на границе, постигать характер пограничников, несущих службу в самых отдаленных подразделениях Службы города Находки.
     Старший лейтенант Андрей Власов был направлен сюда на должность зама начальника отделения - начальника поста технического наблюдения сразу после окончания Калининградского пограничного института. Из цивилизации он попал на самую периферию, где вот уже второй год проходит офицерскую закалку.
     Два года для «Светлой» - большой срок. За время службы Власова здесь полностью сменился личный состав. Многие пришли по собственному желанию. Например, два товарища, что летели с нами из Находки: рядовой Виталий Горнаков из Кемеровской области и Денис Макаревич из Краснодарского края. Оба учились в полку связи г. Владивостока, а потом служба раскидала их: один остался в отряде, другого направили в бухту Преображения.
     Рапорт о переводе на «Светлую» Виталий написал почти год назад, и вот мечта осуществилась. До окончания второго контракта ему служить еще два года. Но это, по словам пограничника, не предел, поскольку есть твердое намерение продолжить службу.
     Денис тоже строит планы: «До следующей весны здесь, а потом в отряд переведусь». У парня есть желание связать свою жизнь с пограничной службой и все перспективы стать офицером. На вопрос, почему после института не пошел на год лейтенантом, улыбается: «Так ведь не испытаешь суровой романтики».
     До призыва младший сержант Алексей Краснов из Чувашии тоже планировал получить высшее образование. Но в Казанском высшем артиллерийском командном училище завалил последний вступительный экзамен. Вторую попытку решил сделать после срочной, но вот втянулся в службу, заключил первый, затем второй контракт. Говорит, здесь особенно ощущаешь свою значимость - тебе доверяют охрану государственной границы. А что до трудностей, так они только закаляют характер.
     - Это лишь кажется, что отдаленность пугает. На самом деле сюда многие рвутся, - откровенничает военнослужащий из Калужской области сержант Александр Пантюхов. - Вот и я по собственной инициативе. Правда, есть одна проблема - отсутствие жилья. Куда привезти семью или невесту? Если бы не это, отбоя бы от желающих не было.
     - А у тебя есть невеста? - интересуюсь у Александра.
     - Да, Кристина. Она готова за мной хоть на край света. Но условия не для женщин...
     И все-таки Кристине, по-видимому, придется привыкать к любым условиям. В следующем году Александр поступает в Калининградский пограничный институт. А участь жены военного такова - куда бы ни забросили мужа, сумей создать ему надежный тыл.
     Наверное, проще тем, у кого такой тыл уже имеется. На заставе служат двое семейных, оба - местные. Младший сержант Александр Горковец - из близлежащего поселка Соболевка. Для него особенно важны стабильная работа и постоянный доход, поскольку воспитывает троих детей. Сержант Виталий Евстратов живет со своей семьей в поселке Светлая. По возрасту он старший из контрактников и имеет четкие жизненные цели. В отделение пришел два года назад, отслужив несколько лет в милиции. Теперь учится на заочном факультете в вузе и планирует стать офицером. До недавнего времени исполнял обязанности старшины, пока не прибыл старший прапорщик Зубков.
     Новоиспеченный старшина тоже из этих краев. Почти 20 лет назад был призван на срочную службу в морскую часть Северо-Западного пограничного округа, а в 1993-м стал первым контрактником на заставе «Малая Кема». После окончания школы прапорщиков служил в Тернее, Пластуне, Ольге. За это время успел завоевать авторитет не только сослуживцев, но и местных жителей. О таких, как Зубков, говорят: «классический старшина». Едва он прибыл в отделение, как тут же отправился по его территории: окинул хозяйским взглядом постройки, оценил ситуацию, обозначил фронт работ, отметив, что в первую очередь необходимо привести в порядок овощехранилище. Помимо этих хлопот, старшину заботит и разнообразие в питании пограничников:
     - Сейчас папоротник пойдет, в августе - шиповник, а в сентябре будем бруснику собирать, мариновать грибочки.
     
Будущее «Светлой»

     Сегодня отделение «Светлая» напоминает заставу 1960-х годов. Сборно-щитовая конструкция казармы буквально дышит на ладан. Покосившиеся окна, деревянные прогнившие полы, в спальных помещениях - железные кровати... О кубриковой системе контрактники здесь знают лишь понаслышке. А ведь заслуживают гораздо лучших условий. Чтобы, вернувшись после наряда, можно было сполоснуться в душевой кабине, перекусить в уютной столовой, отдохнуть в просторной комнате отдыха... Казалось бы, мелочи, но именно из таких вот мелочей складывается позитивное отношение к службе. А была бы у офицеров возможность привезти сюда семью, глядишь, и «временщиков» стало бы меньше.
     Нельзя сказать, что отделение не обеспечивается и забыто. Ежегодно командование части выделяет средства на ремонт и обустройство. Но латать латаное - все равно, что пускать деньги на ветер. Нужна полная реконструкция. И обеспечение техникой - тоже немаловажный вопрос.
     Сами военнослужащие отделения на сегодняшние реалии не жалуются. Отмахиваются лишь с улыбкой: «Прорвемся. Мы ведь присягу давали терпеть все тяготы и лишения...» Но все же искренне верят, что у отделения «Светлая» и будущее под стать названию.

     На снимках:
Долгожданный рейс.
Пограничники рядовой В. ГОРЛАКОВ и сержант Д. МАКАРЕВИЧ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex