на главную страницу

5 Сентября 2008 года

Армия и общество

Пятница

ЗЫБКАЯ ГРАНИЦА МИРА

Андрей ЛУНЕВ, «Красная звезда».
Фото Сергея МУХТАРОВА.
Граница Абхазии - Грузии.



Вы въезжаете в зону Коллективных сил по поддержанию мира. Снизьте скорость до 5 км/ч, приготовьте документы. Огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества в зону не допускаются...

     АРМИЯ РОССИИ: ГЕРОИ И ПОДВИГИ


     Всю серьезность требований, написанных на металлических щитах перед каждым российским миротворческим постом на территории Абхазии, понимаешь, когда попадаешь сюда - на самый ее край. За контрольно-пропускным пунктом № 206 уже Грузия. 42-часовой блицкриг по захвату Абхазии, запланированный проамериканскими марионетками, провалился, однако абхазы не стали претендовать на грузинскую территорию и поэтому граница, проходящая здесь по горной реке Ингури, осталась прежней.
     Высокий мост через живописное ущелье, по которому протекает Ингури, - часть бывшей федеральной трассы из России через Абхазию на Грузию и Армению. Сейчас он в полуаварийном состоянии - груженые грузовики пропускают только по одному. А шестнадцать лет назад, 14 августа 1992-го, по нему грохотали колонны грузинской бронетехники. В этом месте армия Шеварднадзе вторглась в Абхазию. Год спустя ее жалкие остатки, разбитые абхазскими ополченцами, спешно отступали здесь уже в обратном направлении. В 1994-м в Абхазию вошли российские миротворцы, взяв под контроль мост и близлежащие территории.
     КПП № 206 - базовый лагерь миротворческой мотострелковой роты, три отдельных наблюдательных поста которой находятся в радиусе 20 километров от границы, в том числе и по ту сторону Ингури. С ротных боевых позиций, оборудованных прямо на краю ущелья, и река, и грузинская сторона на несколько километров вперед видны как на ладони. По обе стороны лагеря - огневые позиции для БТР-80, БРДМ и зенитной установки. Здесь круглосуточно по специальному графику несут службу тридцать военнослужащих во главе с командиром роты капитаном Феликсом Касумовым.
     Основная задача «голубых касок» - не допустить нахождение в «зоне» любых видов оружия и взрывчатки, а также перемещения по ней подозрительных людей. Мост через Ингури здесь называют «дорогой жизни», ведь в основном по нему в обе стороны проходят машины с продовольствием. Несколько лет назад грузинским террористам удалось подорвать часть конструкции, с тех пор несколько метров края моста на абхазской территории заделаны железными листами. Еще в 2007-м людской и транспортный потоки на границе были достаточно плотными, после августовских событий все изменилось.
     - Желающих перейти в Грузию очень мало, - говорит капитан Феликс Касумов. - С началом военных действий на абхазскую территорию к родственникам уходят в основном женщины с маленькими детьми. Проверяем паспорта, обыскиваем автомобили. Подозрительных людей передаем представителям абхазских силовых структур.
     Командир роты и одновременно начальник «206-го» уже четыре года выполняет миротворческую миссию в зоне грузино-абхазского конфликта, за это время нес службу на десятке отдельных постов. Два года пробыл на постах, расположенных в Грузии.
     К грузинам у офицера отношение неоднозначное. Гражданское население, с одной стороны, вроде бы относилось миролюбиво, но с другой - при любой удобной возможности готово было обвинить российских военных во всех смертных грехах. Один раз в деле о пропаже коровы пришлось разбираться лично командующему Коллективными силами по поддержанию мира в зоне конфликта. Местные жители обвинили «голубые каски» в хищении животного и вывозе его в... десантном отсеке БТР. Во время трехдневного спора жители заблокировали пост и не давали россиянам выехать на патрулирование. Каково же было удивление грузин, когда на четвертый день мимо горячо митингующих селян, не спеша, протопала та самая буренка. Перед миротворцами местные, конечно, извинились, но козни строить продолжали. Например, ночью засыпали горные дороги камнями, блокируя продвижение миротворческих колонн.
     А буквально за месяц до нападения Грузии на Южную Осетию, грузинские военные, по словам Касумова, вообще обнаглели. За миротворческими постами на грузинской стороне располагались посты местной госбезопасности. «Генацвали» начали откровенно провоцировать миротворцев, по часу не пропуская их автомобили через свой пост, делая вид, что не видят.
     Контрольно-пропускной пункт - автономное подразделение. За его границы миротворцам выходить категорически запрещено, за исключением случаев, когда раздается стрельба. На нее «голубые каски» реагируют оперативно. С первыми же выстрелами резервная группа быстрого реагирования (штатное мотострелковое отделение на бронетранспортере) в течение нескольких минут выезжает на место. И поверьте, если стрелка находят, то с ним не церемонятся. После некоторых неприятных для него формальностей передают на расположенный неподалеку абхазский пост. В обязанности миротворцам также вменяется сопровождать - по специальному графику - гражданские автобусы и патрулировать близлежащую территорию. В остальное время российские военные находятся только в границах своего подразделения.
     Командировка в «зону» длится год. Отпуска - по строго определенному графику, за исключением особых случаев по семейным обстоятельствам или поощрению. По словам капитана Касумова, именно первые три месяца службы для человека становятся решающими. Или он ломается и, разрывая контракт, уезжает на «большую землю», или остается, отказываясь от всех вредных привычек. Беречь здоровье и отлично нести службу контрактникам помогают отцы-командиры: Касумов и трое его взводных - все в прошлом выпускники спортивных факультетов Дагестанского и Адыгейского государственных университетов. Поэтому в роте сухой закон и практически нет курящих. Зато созданы все условия для занятий спортом. Есть небольшой спортзал, спортивные снаряды: перекладина, брусья, штанга, гантели, а также боксерская груша.
     Во время беседы с командиром роты где-то неподалеку начинают стрелять из автоматов. Вместе с оперативной группой выезжаем за пределы поста к братьям-абхазам. Через пять минут видим типичную для последних двух недель, как нам пояснили потом, картину. Трое граждан без документов пытаются прорваться на территорию Грузии. Абхазские военные стали стрелять в воздух, но это не помогло. И только подъехавшая группа миротворцев урезонила местных жителей. Получается, что только российские парни из самых разных уголков страны - Башкирии, Дагестана, Мурманской, Самарской, Астраханской и других областей, проходящие службу в «зоне», способны поддерживать зыбкую границу мира. Это продолжается уже четырнадцать долгих лет, и цена этому миру - более 100 погибших российских миротворцев.

     На снимке: Мост через Ингури.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex