на главную страницу

6 Сентября 2008 года

Армия и общество

Суббота

В бою мужают быстро

Дмитрий СЕМЕНОВ, «Красная звезда».



     Минометная батарея старшего лейтенанта Константина Плесского вышла на позиции у юго-осетинского селения Хетагурово 9 августа. Задача - поддержать огнем наши подразделения, продвигающиеся по направлению к кишащему грузинскими формированиями Цхинвалу. И такая необходимость возникла: колонны, шедшие на разблокирование российского миротворческого батальона, несколько раз подвергались нападениям со стороны грузинских войск.
     Место для развертывания огневых позиций минометчиками было выбрано неплохое: с поляны, возвышающейся над местностью, хорошо просматривалась вся округа. Для размещения огневых средств, для стрельбы - условия самые что ни на есть подходящие.
     Оперативно выставили пять минометов, и по заданным координатам, по указанным целям один за другим полетели наши 120-миллиметровые «подарки». Почти 6 часов кряду, поддерживая продвигающиеся войска, минометчики работали по целям. Каждый солдат, сержант знал свое место, делал свое дело четко, без лишних указаний.
     ...Первые мины противника разорвались на позициях нашей батареи примерно в 3 часа дня. Огневой налет грузинской артиллерии был массированным, внезапным, а еще - кучным. Таким, что мины ложились одна к другой. Грузинам удалось «вычислить» минометчиков и нанести по ним удар.
     Романов и сегодня не может забыть свист мин, летящих в нашу сторону. Где разорвется, куда ударит - неизвестно...
     - У нас сразу же погибли двое ребят, - вспоминает Роман. - Сержанты Антон Горьковой и Сергей Белозеров. Еще четверых ранило.
     Командир подразделения моментально дал команду на вывод людей. Минометчики укрылись в более-менее безопасном месте. И вдруг, как разрыв снаряда, страшная мысль: совсем рядом - машины с минами! Если рванет - мало не покажется. Да еще и боеприпасы потеряем, технику.
     Нет, не могли они допустить, чтобы потом их обвинили в невыполнении приказа, тем более - в трусости. Это грузинские «рейнджеры», в панике убегавшие при одном только виде наших десантников, превыше всего ставили спасение собственных шкур. Но русский солдат слеплен из другого теста. У нас готовность жертвовать собой, выполнять приказ и воинский долг до последнего - в крови.
     Старший лейтенант Плесский, сержант Романов, рядовые Иван Калинин, Павел Кренев, Евгений Петик. Из-под огневого шквала им удалось вывести пять батарейных «Уралов» и ГАЗ-66. Потеряли всего две машины.
     Позже они еще вытаскивали с позиций минометы, частью подцепляя, а частью загружая их на руках в кузова грузовиков. А сержант Романов в это время мчал в медсанбат с ранеными сослуживцами в кузове своего «Урала». Артему Панченко там же, в полевом госпитале, вынули из плеча кусок металла. Доставь его Романов чуть позже - неизвестно, чем бы все кончилось. Алексея Стародубцева и Евгения Петика слегка «поцарапало», они вернулись в строй практически сразу. А вот Ильнуру Тимганову осколок проник глубоко в ногу, пришлось «поваляться» в госпитале. «Созваниваемся, - говорит Роман. - Говорит, скоро обещают выписать».
     Минометчики старшего лейтенанта Плесского выполнили свою задачу. Огнем батареи в тот день были уничтожены два КП противника, взорван ангар, где находился штаб одного из грузинских подразделений, подавлена точка, откуда велась корректировка огня по нашим войскам. Навесным огнем велась также стрельба и по танкам противника, пытавшимся атаковать наши подразделения. Минометчики и в последующие дни продолжили выполнять задачи в составе своего батальона, находясь в населенных пунктах Сачре и Додоти. И с ними было то самое оружие и та самая техника, которую они вытащили тогда из-под шквального обстрела противника.
     ...Удивляет, насколько все-таки извращенным и сегодня еще остается мнение некоторых далеких от армейской темы представителей общества, особенно СМИ, о наших Вооруженных Силах. «Дедовщина», «непрофессионализм», «повсеместное стяжательство» - вот лишь немногие ярлыки, которые продолжают щедро навешивать армии.
     Да, проблемных моментов у нас хватает, многие «болевые точки» на виду. Но вот одно обвинение - в непрофессионализме - после нынешней кампании на Кавказе я точно бы снял. Российские военнослужащие показали в ходе операции по принуждению к миру не просто умение воевать и высочайшие профессиональные навыки, но и патриотизм, готовность выполнять свой воинский долг, а еще - мужество, отвагу, храбрость. Так что миф о «тотальном развале» армии, о ее «деградации» сегодня, похоже, развеян полностью.
     Теперь можно понять и ценность развернутой в последнее время в армии интенсивной боевой учебы. Те же минометчики батареи Константина Плесского только в июле завершили свой двухмесячный полевой выход, во время которого принимали участие в батальонном и полковом тактических учениях. Занятия, стрельбы, сдача нормативов - обычная жизнь личного состава подразделения, комплектуемого, как и весь полк постоянной готовности, военнослужащими по контракту. Результат - каждый здесь освоил свою специальность так, что, когда пришлось действовать в настоящем бою, в экстремальных условиях, никому ничего объяснять не потребовалось.
     Опыт, знания передаются здесь друг другу и вне учебных часов. Скажем, командир минометного расчета сержант Вячеслав Сухомлинов (он в составе батареи тоже принимал участие в операции по принуждению к миру и представлен к награждению медалью Жукова) из учебной части выпускался оператором-наводчиком БМП-1. А служить по контракту выпало в минометной батарее, причем должность оказалась связанной с расчетом координат для стрельбы. Вячеслав новую науку постигал как на занятиях, так и в общении с более опытными сослуживцами. И эти навыки сержант вместе со своим расчетом подтвердил теперь уже не только на полевых выходах...
     Сейчас подразделение уже выведено в пункт постоянной дислокации. Замерли на стоянке в парке боевых машин посеченные осколками, но выведенные из-под огня и оставшиеся в строю грузовики. Один вид этих зияющих пробоин - в дверях, бортах, тентах - невольно заставляет передернуться. А каково было ребятам под этим смертоносным «дождем»?
     «Хоть сегодня снова готовы в бой», - как один говорили мне солдаты и сержанты подразделения старшего лейтенанта Плесского, побывавшие в тот августовский день под огнем на высоте у села Хетагурово.
     Нет, это уже не ребята, не вчерашние мальчишки. Это настоящие мужчины. Те, кто в 20 лет видел в бою настоящую смерть, но не испугался ее холодного дыхания, имеют право так называться. На войне мужают быстро.
     На снимке: сержант Роман РОМАНОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex