на главную страницу

10 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

Романтика морей и океанов

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда». Фото из архива автора и Виталия АНЬКОВА.



     В августе порт Владивосток на центральном причале главной базы Тихоокеанского флота торжественно встретил учебное парусное судно Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета «Паллада», которое возвратилось домой после девятимесячного кругосветного плавания в Мировом океане.
     Столь дальний поход самого быстрого в мире парусника был посвящен 190-летию кругосветного плавания русских кораблей под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева и 50-летию начала российских исследований Антарктиды. Соответственно и весь его маршрут организаторы составили с учетом посещения тех мест, где когда-то побывали наши соотечественники - военные моряки, первооткрыватели, исследователи, путешественники.
     - Это был удивительный поход, - рассказал корреспонденту «Красной звезды» бессменный в течение 19 лет капитан «Паллады» Николай Зорченко. - Большая часть плавания нашего фрегата проходила в стороне от привычных маршрутов регионального судоходства. Мы посетили районы Мирового океана, открытые русскими моряками начиная с 1804 года. К ним относятся остров Петра I, значительная часть островов Туамоту, известная по архивным данным под названием Острова россиян. Маршалловы острова в 1816—1853 годах почти полностью принадлежали россиянам. Кроме того, на подходе к Японии находятся два открытых нашими предками острова Бородино и Конафидино.
     Конечно, участники кругосветки отдали дань памяти русским мореплавателям, побывав на местах их захоронений за границей. Например, в греческой Пирее находится православное кладбище, на котором покоится прах десятков моряков царского флота. А в Порт-Саиде (начало Суэцкого канала) советским правительством в 1955 году был установлен памятник погибшему броненосцу «Пересвет», который подорвался на мине в 1917-м. В целом же маршрут нашего кругосветного плавания включал в себя западную часть Тихого океана, Австралию, Панамский канал, Атлантический океан, Средиземное море, Суэцкий канал, Индийский океан. Оглядываясь на прошедшие месяцы и преодоленные морские мили, могу сказать, что мы приложили максимум усилий к тому, чтобы на международном уровне продемонстрировать реальные достижения Российского флота в истории исследований Мирового океана, а также подготовить квалифицированные кадры в условиях полноценной океанской практики, повысить престиж профессии моряка.
     Между прочим, в трех этапах дальнего похода приняли участие, наряду со штатной командой парусника, 366 курсантов морских учебных заведений не только Дальнего Востока, но и других регионов страны, в том числе 24 юнги, причем разных национальностей. К примеру, когда экипаж пополнили курсанты из Астрахани, то среди них оказались и калмыки, и казахи. Все парни, что называется, оморячились, сполна хлебнули морской романтики и трудностей плавания. Подавляющее большинство утвердилось в верности избранной профессии.
     По словам же капитана, главная трудность для человека, который впервые шел в столь дальний поход, - настроить себя на длительное расставание с родными и близкими людьми, привычным укладом жизни. Ведь первая смена экипажа произошла лишь через пять месяцев в Гаване. Мореходам пришлось пережить свою адаптацию в новом коллективе, достаточно долгое время находиться в чужих странах, в совершенно иных климатических условиях. При этом суровые испытания в морские будни экипажа привнесла Атлантика, которую фрегат преодолевал в феврале. Там приятно путешествовать летом, а в зимний период бушевали штормы. Свои сюрпризы позже преподнесло и Средиземное море, где очень интенсивное судоходство. А какого напряжения стоило преодоление Аденского залива и прохода у берегов Сомали, где особую опасность представляют для гражданских судов местные пираты! В те дни с целью повышения безопасности мореплавания на борту российского фрегата регулярно проводились различные учения, а представители Госкомрыболовства обратились в Министерство иностранных дел России за помощью. Вопросы безопасности наших участников кругосветки решались на международном уровне: «в случае чего» на выручку мог подойти английский военный корабль, который находился в том же районе мореплавания. Более того, из Красного моря «Паллада» вышла в составе, можно сказать, целого каравана из десятка гражданских судов. Моряки специально держались по возможности «кучно» и недалеко от берега, чтобы отразить возможное нападение здешних пиратов. Между прочим, в Индийском океане «Паллада», уходя от циклона, развила небывалую скорость под парусами - 18,8 узла, - превысив свой же мировой рекорд среди подобных судов.
     О том, в каких заморских государствах побывал российский фрегат, мы увидели на установленном на причале планшете карты мореплавания и развернутой здесь же большой фотовыставке «Наша кругосветка». А своими впечатлениями о походе, об интересных встречах за рубежом, о том, чему научились в море, поделились участники разных этапов кругосветки, которые были в этот день на причале и на борту судна.
     Денис ВАЛЬТОН, курсант судомеханического факультета рыбохозяйственного университета:
- Не был дома четыре с половиной месяца, а ощущение - словно отсутствовал целую вечность! За это время наш парусник пересек весь Тихий океан, вышел в Атлантику, а позади осталось более 16 тысяч морских миль.      Впечатлений после такого путешествия, конечно, хватает с избытком - можно написать целый рассказ. Но были иной раз такие волнительные минуты, которые отложились в нашем сознании, наверное, на всю оставшуюся жизнь. Например, момент отдания почестей героям Цусимского сражения в русско-японской войне, когда мы проходили по Корейскому проливу. Мне и Диме Абашкину, тоже курсанту Дальрыбвтуза, доверили опустить в море памятный венок от экипажа «Паллады». Представьте себе: в тех местах отдали жизнь за Отечество шесть тысяч русских моряков!
     Дмитрий ШЕСТОПАЛ, курсант Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова:
     - Мне в составе группы наших курсантов довелось участвовать в первом этапе кругосветного плавания. Для каждого из нас прошедший дальний поход от Владивостока до Кубы на «Палладе» - не только романтическое путешествие по всему миру, но и серьезный опыт работы в море, возможность проверить себя и свои силы. И пока наши однокашники познавали военно-морскую науку в теории, мы усваивали опыт мореходов прошлых веков непосредственно в океанских просторах.
     Что можно сказать об этом походе, оглядываясь назад? «Мечты детства сбываются!» - подумал, наверное, каждый из нас, кому посчастливилось подняться на борт «Паллады». В море мы несли вахты у руля, работали со снастями, получали практические навыки офицера-дублера, изучали устройство и оборудование судна радиоэлектронными средствами. Среди нас были курсанты разных институтов и училищ, но всех объединяло желание как можно больше узнать о профессии моряка, испытать свои знания на практике. Океанское плавание предоставило нам возможность задуматься и о важности своей будущей профессии. Школа паруса - это школа, пройдя которую, ты многое откроешь в себе, ответишь на мучающий тебя вопрос: что же такое море?
     Александр КОВАЛЬЧУК, курсант Дальневосточного мореходного училища:
     - Каждая страна - а мы посетили за это время девять иностранных портов - по-своему удивительна. Можно сказать, из зимы в лето попали с заходом «Паллады» в индонезийский город Морсби. Сюда прохладу приносят лишь дожди, и это большое событие для местных жителей.
     От русских, которые там работают, мы много узнали о жизни наших вдалеке от Родины. Любопытно отношение местных жителей к белой женщине. Ее здесь воспринимают как чудо. Считается, что прикосновение к такой иностранке приносит счастье. Поэтому наши соотечественницы поначалу даже ощущали неловкость, когда кто-то словно невзначай касался их плеча или руки на улице либо в магазине.
     Кстати, к россиянам в Индонезии относятся особенно душевно. Стоит сесть в такси и сказать: «Горбачев, Ельцин, Путин...», как водитель сразу добреет и снижает цену. Не любят здесь американцев. Если узнают туриста из США, то отказываются сажать его в такси даже за большую плату. Так и говорят: «Американец - bad, Россия - friend!». Как нам рассказывали, у России и Индонезии существуют давние традиции военно-технического сотрудничества. В свое время СССР помог первому президенту этой островной республики Сухарно создать второй по силе флот в Азии. Индонезийцы добра не забывают, поэтому, несмотря на длительный разлад в отношениях, сейчас руководство республики проявляет не только заинтересованность в приобретении российского вооружения, но и общий доброжелательный интерес к нашей стране.
     Максим ЧЕБЕРЯК, курсант ТОВМИ имени С.О. Макарова:
     - Очень многому мы научились у штатной команды «Паллады» - там работают настоящие профессионалы. Особенно трудно было новичку в первые недели плавания, когда идет привыкание к необычному распорядку дня, когда осваиваешь азы морской науки управления парусником. Да и далеко не каждый мог выдержать сильную бортовую качку при попутном ветре, к примеру во время выхода судна из Сангарского пролива: там два дня бушевал циклон. И в районе острова Тайвань, мимо которого мы вошли в тропические воды Филиппинского моря, в течение нескольких суток судно так бросало на больших волнах, что лица иных ребят попросту «позеленели» от такого состояния. Зато потом чувствовали себя настоящими моряками!
     

     Наша справка: весь путь «Паллады» по морям и океанам составил 34.400 морских миль, в среднем - около 200 миль в сутки. Преодолено 23 моря, 3 океана. За время мореплавания парусник посетил 19 стран мира, было сделано две смены экипажа. Первый этап похода - плавание от Владивостока до Гаваны, второй - от Гаваны до Новороссийска, третий этап - от Новороссийска до Владивостока.
     

     Ярких впечатлений много. Чего только стоят встреча Нового года в открытом море, праздник перехода экватора, знакомства с достопримечательностями разных стран. При этом мы не забывали, что в ходе кругосветки отдаем дань уважения русским первооткрывателям и исследователям Мирового океана. Разве можно было без волнения ступать на землю, на которой когда-то побывал адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен?
     Михаил БУТЕНКО, курсант Дальрыбвтуза:
     - Когда мы под марш «Прощание славянки» покидали Новороссийск, уходя на последний этап кругосветки, поверьте, душу щемило, мурашки по коже пробегали - это такое волнение! А торнадо в море, пойманная акула неподалеку от порта Пинанга - все это просто незабываемо. Но были и тяжелые вахты в машинном отделении, потому что жара там стояла несусветная - до 60 градусов. Страшно было подниматься в первый раз на мачту. Каждый из нас в ходе такой практики побеждал прежде всего самого себя, преодолевая робость, качку во время морского циклона - это ли не главный результат?!
     Все было невероятно интересно. В портах захода «Палладу» открывали для посещений. И, знакомясь с людьми чужих стран, мы убеждались в том, что простые люди с нескрываемым интересом относятся к нам. По сути, мы отчасти выполняли дипломатическую миссию, рассказывая иностранцам о своем государстве, о нашей жизни, о русских мореплавателях, которые несколько веков назад укрепляли позиции России за рубежом.
     На снимках: Теперь они - настоящие морские волки. Первый подъем на реи - он самый трудный. «Паллада» в море. Рулевой, так держать! В штормовом море. Между небом и морем. Эпизоды похода. Во время встречи во Владивостоке ректор Дальрыбвтуза Георгий КИМ вручает капитану дальнего плавания Николаю Зорченко жареного поросенка. После вахты можно в руки и гитару взять. В родном порту.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex