на главную страницу

17 Сентября 2008 года

История Отечества

Среда

ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ

Федор БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Среди юбилейных дат наступившего тысячелетия особое значение для России и Европы имеет 200-летие Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение, по праву названное Наполеоном «битвой гигантов», явилось ярчайшим событием, отразившим силу русского духа и мощь российского оружия.


     Праздник, организованный Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником и Международной Военно-исторической ассоциацией в ознаменование 196-й годовщины сражения, традиционно открыли церемониалы на командных пунктах Михаила Илларионовича Кутузова в деревне Горки и Наполеона - у деревни Шевардино, а затем и у Главного монумента. Участие в них приняли как официальные лица, так и представители военно-исторических клубов. Также у батареи Раевского прошел международный фестиваль «Музыка Побед», в котором приняли участие 15 музыкальных коллективов из России, ближнего и дальнего зарубежья.
     Но, конечно, для собравшихся на поле зрителей (а их число, по приблизительным подсчетам, превысило 100 тысяч) эти торжества были вторичны. Намного больше их интересовало центральное мероприятие праздника - военно-историческая реконструкция эпизодов сражения, которая должна была состояться на ставшем уже традиционным месте - плац-театре недалеко от села Бородино. Зрелище обещало стать потрясающим - участие в нем должны были принимать военно-исторические клубы и объединения из России, Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии и Казахстана, всего около 800 человек при 30 орудиях и двух сотнях лошадей.
     Забегая вперед, скажу, что зрелище действительно получилось незабываемым, никого из зрителей не оставило оно равнодушным. Позволю себе привести цитату с одного из форумов в интернете: «На меня происходящее на поле произвело очень положительное впечатление. Может быть, потому, что я был на реконструкции эпизода Бородинского сражения впервые. Такая масса людей в форме того времени, да еще и организованно дефилирующая по полю среди грохочущих пушек, - это что-то невероятное. Праздник, по-моему, удался. Еще поразило, сколько обычных людей пришли посмотреть - тысячи!»
     Я на Бородинском поле был уже не в первый раз, приходилось и самому участвовать в реконструкции сражения. Но, признаюсь честно, каждый раз открываешь для себя что-то новое, будто отрываешься от реального мира и оказываешься в XIX веке. И уже не реконструкторы перед тобой, а русские солдаты и ополченцы, наполеоновские двунадесять языков. Умом прекрасно понимаешь, что все это «не по-настоящему», что заряды в пушках холостые, что ружья не стреляют...
     Иногда энергетика того, что происходит на поле, настолько захватывает не только зрителей, которые на полном серьезе со своих мест криками подбадривают русских солдат. Вот возвращается упавший с лошади французский кирасир к своим товарищам. Рядом проносятся русские кавалеристы, один из них тоже падает с лошади, и они, оба уже в пешем строю, начинают рубиться, приводя наблюдающих за этим в полный восторг. Вот добивает ударом приклада наш солдат врага...
     Внимательный читатель, возможно, зацепится глазами за эту фразу - почему же добивать приходится прикладом, а не штыком? И вот здесь мы подошли к весьма печальному моменту. По ряду обстоятельств выйти на поле с исторически достоверным оружием у большинства реконструкторов не было возможности. Мнения о том, чем был вызван этот запрет, расходятся, но факт остается фактом - «воевать» пришлось с винтовками Мосина - хорошо всем известными трехлинейками. Потому и штыков у большинства из участников не было. Последствия такое решение имело весьма печальные - ряд участников фестиваля просто отказался выходить на поле, что сократило ряды реконструкторов еще приблизительно на 200 человек. Да и штыковая без штыков смотрелась уже как-то не так...
     Одной из причин, по которой на поле не допустили исторически достоверное оружие, было стремление максимально обезопасить и зрителей, и самих участников. Однако при этом другой вечной беды избежать не удалось - вновь значительная часть лошадей оказалась необстрелянной. Животные попросту пугались оглушительных взрывов, стрельбы и сотен людей, оказавшихся рядом с ними, сбрасывали своих наездников, стремясь сбежать куда-нибудь подальше.
     И все-таки, несмотря ни на что, хочется с искренней радостью отметить, что праздник удался. Удался хотя бы потому, что красные, мокрые от пота лица участников, покидавших поле, были полны неподдельного удовольствия. В данном случае мокрые от пота лица - это вовсе не преувеличение, пот с участников и в самом деле лился ручьями. Дело в том, что в Москву и область в эти дни пришло настоящее «бабье лето» - столбик термометра перевалил за 30 градусов.
     Пример того, как к происходящему на поле действу отнеслись зрители, я уже привел в начале своего рассказа. Да и сами подумайте, что можно почувствовать, когда в течение целого часа перед твоими глазами разворачивается то, что и в кино-то увидеть можно весьма редко. Передо мной калейдоскопом сменяли друг друга самые разные картинки. Мерно шагающие в атаки ряды пехоты... Дым, заволакивающий поле после артиллерийской стрельбы... Ожесточенная рубка между нашими и французскими гусарами... Наскоки кирасир на ощетинившееся стволами ружей каре... Отступающие русские полки... А вот уже и французы обратились в бегство... Барабанная дробь... Ружейные залпы... Только успевай крутить головой, иногда даже и не знаешь, на что смотреть - на рукопашную, в которой сошлись два полка пехоты, или на готовящихся к стрельбе артиллеристов. В общем, рассказывать об этом можно бесконечно, но в полной мере передать те чувства, которые возникали у всех присутствующих все то время, что длилось сражение, все равно не получится - это нужно видеть. Так что через год, 6 сентября, приезжайте на Бородинское поле - не пожалеете!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex