на главную страницу

24 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

Их оплот – Бежецк

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Бежецк — Москва.
Фото автора.



     Авиагарнизон Дорохово, что неподалеку от городка Бежецка Тверской области, расположен в живописных местах средней полосы России и является типовым по своей структуре: центральная дорога, по бокам которой жилые дома, в глубине здания полка и авиационной базы, других воинских частей, летная и технические столовые и т.д. Поскольку он считается закрытым, военнослужащие могут выехать за его пределы только по рапорту на имя командира.
     Перед КПП гарнизона меня встретил исполняющий обязанности командира части заместитель командира истребительного авиационного полка подполковник Роман Костенюк. Его служебная радиостанция не умолкала, и несмотря на поздний вечер, было очевидно, что командирский рабочий день не закончился. Командир продолжал принимать информацию об изменениях погоды и ставить задачи:
     - Сколько по азимуту? Какой ветер? Сколько метров видимость?..
     В такой обстановке и состоялось мое знакомство с летчиком-снайпером подполковником Романом Костенюком. Позже он пояснил, что в связи с ухудшением метеорологической обстановки борт Ил-76, изначально летевший на соседний аэродром Хотилово, должен совершить незапланированную посадку в Дорохове. А истребитель-перехватчик из Хотилово МиГ-31 уже сел здесь, изменив маршрут.
     На следующий день выяснится, что Ил-76 так и не произвел посадку в Дорохове. Как рассказал мне подполковник Костенюк, над северной частью Тверской области кочевало мощное грозовое облако, и порывы ветра достигали до 40 м/с. А на соседнем аэродроме КСпН погода, наоборот, нормализовалась. Правда, спустя час после моего приезда в Дорохово началась сильная гроза. Ветер ломал деревья, из строя вышла электростанция, были порваны линии электропередачи, повреждена кровля.
     Этот пример отчетливо говорит о том, что погодные условиях в контексте выполнения задач ВВС по предназначению играют особую роль. Прими командир неверное решение, и ситуация резко осложняется, а последствия могут быть очень неприятными. Впрочем, в Дорохове метеорологическая служба сработала грамотно, а командир сделал правильный вывод.
     ...Утреннее построение. Постановка задач на день, краткое подведение итогов за неделю, изучение документов.
     Так, за прошедшую неделю имел место один авиационный инцидент, связанной с ошибкой в технике пилотирования самолета, говорит Костенюк. Выясняется, что сплоховали самые молодые летчики полка. Наказывать их никто за это не стал, но и не заметить происшествие и оставить его без внимания командование тоже не могло. Подполковник Костенюк затем объявляет приказ министра обороны: командиром 2-й авиационной эскадрильи назначен майор Денис Мостовой, выпускник Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина этого года.
     По мнению замкомандира полка, именно 2-я эскадрилья в настоящее время - лучшая в части, да и комэск для личного состава человек не новый - поступал-то Мостовой в академию как раз из дороховского полка, поэтому рекомендации командования свою миссию выполнили.
     Не забыл Роман Анатольевич напомнить личному составу и о предстоящей сдаче нормативов по физической подготовке в соответствии с новыми требованиями. Судя по активной спортивно-массовой работе с военнослужащими гарнизона, запечатленной в фотографиях на стендах в штабе, к соответствующим мероприятиям готовились. Например, в пятницу традиционно проходит день спортивно-массовой работы. Офицеры и прапорщики играют в футбол, волейбол. В свободное от полетов время военнослужащие гарнизона совершенствуют свою физическую подготовку и на соревнованиях между подразделениями, предъявляя к себе все более высокие требования.
     ...В клубе на втором этаже расположен небольшой, но уютный, информационно насыщенный полковой музей. В его экспозиции представлены фотографии, снаряжение, катапультное место с самолета МиГ-31, вооружение истребителей прежних лет. Рассказывая об истории полка, заместитель командира 1-й эскадрильи майор Сергей Шевченко посетовал, что раньше иап (истребительный авиационный полк Командования специального назначения) был смешанным и трехэскадрильным по составу. В 2000-х во многих полках третью эскадрилью на истребителях-перехватчиках МиГ-31 сократили. Остались две - только на Су-27. Лишь два летчика расформированной эскадрильи продолжили службу и переучились на Су-27. Остальные - уволились. Что касается технического состава той эскадрильи, то он был переведен в другой гарнизон.
     Раньше часть участвовала во всех авиапарадах на Красной площади. Однако после возвращения 16-й воздушной армии из ГСВГ этому истребительному авиаполку такой задачи больше не ставили.
     Наша справка. Технический проект на строительство аэродрома Дорохово был утвержден 11 мая 1951 г. До начала строительства на аэродроме имелись: грунтощебеночная ВПП размером 1.150х100 м, грунтощебеночные рулевые дорожки (РД) общей протяженностью 2.150 м. Зданий и сооружений служебной зоны авиагородка не было. Подъезд к аэродрому - улучшенная грунтовая дорога, проходящая через аэродром и соединяющая г. Бежецк с населенными пунктами, расположенными южнее и западнее аэродрома. Расстояние от аэродрома до центра Бежецка - 8 км.
     Летное поле в форме неправильного многоугольника, вытянутого с северо-востока на юго-запад, имело размер 1200х800—1.000 м и общую площадь 70 га. Водоснабжение и электроснабжение отсутствовали.
     В служебной зоне - 56 зданий и сооружений. Два склада ГСМ на 600 метров куб., аэродромный двор. Группы складов, вооружения и технического имущества - на 20 вагонов.
     В 1953 г. было завершено строительство ВПП размером 2000х40 м из монолитного бетона. В дальнейшем проводились реконструкции ВПП в 1968 и в 1987 годах с увеличением размеров на 2500х48 м.
     ...Не обошлось, к сожалению, в истребительном полку и без серьезных авиационных происшествий. Так, 20 марта только благодаря мастерству подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова, пилотировавших в тот злополучный день учебно-боевой истребитель Су-27, катастрофы удалось избежать...
     Плановый полет проходил в штатном режиме, когда на высоте 11 тыс. метров отказала энергосистема самолета. Командир экипажа подполковник Костенюк приказал второму пилоту подполковнику Сидорову идти на снижение. Но на высоте 2.000 метров в кабинах вдруг пропала радиосвязь с пунктом управления полетами, а затем отказал и навигационный комплекс. Между тем полет проходил в сложных метеоусловиях, была плотная низкая облачность. В крошечных, появляющихся на доли секунд разрывах облаков офицеры успели сориентироваться, определили, что пролетают над населенным пунктом Максатиха Тверской области, и сумели вывести машину к аэродрому.
     Как летчикам удалось дотянуть фактически обесточенный самолет до аэродрома и практически вслепую выйти к взлетно-посадочной полосе, одному Богу известно. Но при заходе на посадку возникла другая проблема - у стремительно теряющего управление истребителя не выпускаются шасси. У Су-27 открылись только створки, а колеса так и не вышли. Когда не удается выпустить их ни основным, ни запасным способами, счет идет уже на секунды. От мастерства и самообладания пилотов зависела не только их судьба. Можно катапультироваться, но тогда лишенный управления самолет угодит в аэродромные строения, в которых люди, зацепит стоящие на рулежных дорожках истребители.
     В таких ситуациях настоящие профессионалы принимают верное решение за мгновения. Костенюк с Сидоровым решают садиться на брюхо! Точнее, на титановые катапультные устройства, на которых обычно крепятся авиационные ракеты.
     ...Прижавшись к земле, оставляя за собой ярко-оранжевый шлейф искр, самолет проносится по полосе и через несколько секунд замирает на ее краю. Откинув «фонарь» кабины, летчики перевели дух. Отважные офицеры не только спаслись сами и, может быть, спасли жизни своих товарищей, но еще и посадили дорогостоящий авиационный комплекс, как потом при расследовании происшествия выяснила комиссия, практически без повреждений! «Сушку» отправили на ремонт, а летчики были награждены орденами Мужества.
     Заместитель командира истребительного авиационного полка подполковник Костенюк Роман Анатольевич родился 19 октября 1966 г. в г. Ленинске, в Казахстане. В 1987 г. окончил Ставропольское ВВАУЛ, в 2000 г. - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Военный летчик-снайпер. Налетал более 1.000 часов.
     ...Истребительный авиаполк несет постоянное боевое дежурство по охране воздушных границ государства. На боевое дежурство заступает авиационное звено. В состав дежурных сил входят руководитель приема/выпуска воздушных судов, дежурное звено, экипаж усиления, техники самолета, сокращенная группа руководства полетами.
     В день моего посещения части старший летчик капитан Андрей Дьяченко нес службу дежурным летчиком. В усиление к нему был назначен замкомэска майор Алексей Фигурин. А лейтенант Денис Флегонтов был дежурным руководителем зоны посадки.
     Руководитель приема/выпуска воздушных судов - майор Павел Занин (командир авиационного звена) рассказал, что во время такой службы на его месте может находиться летчик, прослуживший в должности командира экипажа не менее двух лет.
     За последнее время явных нарушений границ воздушного пространства не было, но, как вспоминают старожилы, три года назад такой случай все-таки произошел. Периодически дежурные силы корпуса также поднимаются по тревоге, но это происходит в рамках боевой учебы и для поддержания натренированности летного и технического состава.
     Благодаря увеличению количества летных смен (в неделю доходит до четырех) повысился уровень летного мастерства. Летный состав осваивает теперь самые сложные упражнения в небе. А это значит, что растет классность и уровень подготовки.
     - Интенсивность полетов возросла в три раза в связи с ритмичностью поставок топлива. Нелетающих летчиков в полку сейчас нет, хотя осенью будут летать преимущественно опытные пилоты из-за ухудшения погодных условий. Теперь летный состав готовится по таким видам программы, о которых в 1990-е годы мы почти что забыли. Тогда просто держались в струе или отрабатывали перехваты. В настоящее время летчики осваивают все новые и новые упражнения, показывают навыки маневренного воздушного боя, сложные элементы пилотажа. Бомбометание, фотострельбы, преодоление ПВО, применение средств РЭБ также входит в курс сегодняшней подготовки летного состава, - отмечает подполковник Костенюк.
     Будущее части командование связывает с молодыми летчиками. Их в полку пока двое. Осенью ждут прибытия еще четверых выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
     Лейтенанты Сергей Стрижак и Василий Антипин - летчики 1-й авиационной эскадрильи. Окончили КВВАУЛ в 2007 году. Сейчас становятся на ноги, точнее - на крыло. Конечно, не все получается, не все элементы и упражнения выполняются с первого раза, но все - впереди. Замечания летчиков-инструкторов и даже анализ инцидентов для них не проходят даром. Уясняют ошибки, делают выводы, усердно изучают теорию и практику пилотирования. Словом, молодые летчики шаг за шагом приближаются к уровню воздушных асов.
     Лейтенанты Стрижак и Антипин после окончания летного училища проходили теоретическую доподготовку в Саваслейке и практическую - в Липецком центре подготовки и переучивания летного состава (истребительной авиации). Там за три месяца налетали по 30 часов. Уже в полку инструкторы проверили их на «спарке» Су-27: взлет и посадку, технику пилотирования, умение владеть приборами и т.д.
     По словам командира 1-й авиационной эскадрильи подполковника Александра Сидорова, его молодые подчиненные при выполнении задачи на большой высоте могут ее немного терять, порою не в полном объеме дорабатывают упражнения. Впрочем, со временем и опытом все навыки придут, считает он.
     Что касается технико-эксплуатационной части полка, то она постоянно в делах-заботах. Инженерно-технический состав на самолетах регулярно проводит регламентные работы по установленным срокам. Проверяются радиоэлектронное оборудование, системы вооружения, навигационный комплекс, меняется двигатель, и далее самолет стоит «под током» - проверяются все приборы, силовая установка. Заключение ТЭЧ - это новая «путевка в жизнь» для Су-27.
     К сожалению, исправность авиационной техники оставляет желать лучшего. Средний возраст Су-27 в полку 16 лет. Пройдет еще года четыре, и ситуация может стать очень непростой, рассказывал подполковник Костенюк.
     А вот острота социальных проблем в гарнизоне за последнее время снизилась. Решаются вопросы трудоустройства жен военнослужащих на территории гарнизона, да и в Бежецке женщины могут без труда подыскать себе работу. В гарнизоне есть детсад, общежитие. Приходящие в части (в гарнизоне пять воинских частей) молодые офицеры не остаются без внимания командования: им предоставляются служебные квартиры.
     Однако, по словам подполковника Костенюка, в гарнизоне есть проблема, которую пока не удается решить своими силами. Это обеспечение жильем военнослужащих, уволившихся в запас, но оставшихся в очереди на квартиру. Командиры надеются, что в скором будущем этот камень преткновения удастся сдвинуть с места.

     На снимках:

     Лейтенанты Сергей Стрижак и Василий Антипин: вместе учились, теперь служат в одной эскадрилье.
     Дежурное звено истребителей.
     Подполковник Костенюк: «Вот на такие катапультные устройства для ракет пришлось сажать Су-27».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex