на главную страницу

24 Сентября 2008 года

Армия и общество

Среда

КАЛЕНЫЕ ОГНЕМ

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



Нынешняя политика Тбилиси не исключает новых вероломных действий по отношению к Южной Осетии и Абхазии - теперь уже соседям. Военное присутствие России в новых государствах - гарантия их безопасности. Свою готовность самоотверженно защищать граждан Южной Осетии миротворцы из батальона подполковника Константина Тимермана в августе доказали кровью.

     АРМИЯ РОССИИ: ГЕРОИ И ПОДВИГИ

     
Они выстояли

     С офицерами и солдатами батальона нам удалось встретиться у нового штаба миротворческих сил в Цхинвале. Их служба в статусе миротворцев продолжается. Как раз готовилась отправка на смену постов в разграничительной зоне. На лицах солдат - улыбки, по их настроению трудно предположить, что им выпало испытать всего месяц назад. По ним тогда грузинские танки били прямой наводкой, но они выстояли. Наверное, краткосрочный отпуск на родину меньше способствовал бы адаптации к обычной службе, чем груз рутинных забот батальона, повседневное деловое общение с друзьями-сослуживцами, проверенными боем.
     Согласно миротворческому мандату численность российских миротворцев в Южной Осетии не превышала 500 человек. Но в полном составе в городке подразделения никогда не собирались - основная служба проходила на постах, которые в тот августовский день оказались передовой для миротворцев. Первый танковый выстрел в их сторону пришелся не по наблюдательному пункту на крыше казармы, как говорилось в ряде публикаций, а по миротворческому посту в разграничительной, буферной зоне. С уничтожения миротворческих постов, не предназначенных для ведения боевых действий, 8 августа 2008 года начался отсчет преступных деяний Саакашвили и его армии.
     Перед вторжением в Южную Осетию грузинская группировка в 14 раз превосходила силы российских миротворцев. И это без учета второго эшелона. По «голубым каскам» наносился удар в четыре этапа: огнем реактивной артиллерии, ракетными авиаударами, обстрелами из танковых орудий и минометов. Массированному натиску миротворцы, как известно, могли противопоставить только стрелковое оружие: автоматы, АГС, минометы и гранатометы. Противотанковых средств остро не хватало, а из брони были только БМП.
     Однако, несмотря на всю грозную силу, главным оружием грузинских войск стал фактор внезапности. Циничный расчет на войну без правил оправдался. Никто не ожидал стрельбы в людей, которые поддерживали мир, порядок и сами никогда ни в кого не стреляли. Миротворцы не предполагали, что им придется почти двое суток сражаться в окружении. Теперь наши солдаты говорят, что если бы знали, что их собираются стереть в порошок, подготовились бы к бою на окраине Цхинвала.
     Силы были слишком неравными. Невозможно было оценить обстановку, поскольку связи мешали американские установки РЭБ. Но миротворцы действовали организованно, не давая выбить себя из городка. Механик-водитель рядовой Нургалиев, один из экипажа, прикрывал передвижение людей своей боевой машиной. Пока его родную «беху» не разорвало, словно бумажную, на части танковым выстрелом. Механик-водитель чудом остался жив, хотя и получил множество ранений.
     Командир гранатометного взвода лейтенант Кирилл Коробецкий в течение двух дней под шквальным огнем передвигался по точкам своих подчиненных, рассыпанных в обороне. Помогал вести прицельный огонь и лучше укрыться. Взвод обошелся без потерь, а с другой стороны, по оценке командира роты, нанес немалый урон грузинской пехоте.
     Санинструктор миротворческого батальона младший сержант Зухра Трамова говорит, что больше всего ранений было вначале: огонь обрушился на людей внезапно. Хрупкая девушка безостановочно перевязывала, вытаскивала раненых.
     - Когда снаряды стали рушить стены, нам просто некуда было деться, - вспоминает Зухра. - Надо было менять позицию. Делаем бросок. И тут комбата ранило в ногу. Кинули дымовую шашку, я под прикрытием завесы смогла добежать до командира и оказала ему первую помощь. Едва сделала перевязку, как по нам начали снова бить прицельно. Видимо, поняли, где мы укрылись.
     Миротворцы сдерживали наступление противника, сколько могли, спасая Цхинвал и его жителей от полного уничтожения. Когда получили команду на отход, грузинские танки уже были на территории парка боевых машин. В спину им били минометы и снайперы. А они отступали, унося на себе раненых, четырехлетнего осетинского мальчика из соседнего дома и оружие. Не обошлось без потерь, но они вырвались из-под обстрела. А утром вышли к своим.
     
Параметры буферной зоны

     Миротворческий батальон подполковника Тимермана пока продолжает выполнять задачи на территории республики и в буферной зоне, размещение в которой предусматривается договоренностями по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов и не противоречит плану Медведева - Саркози. Сейчас там выставлены посты в две линии: на первой - 272 миротворца, на второй - до 180.
     Задачи «голубых касок» в буферной зоне практически не изменились. Изменились условия службы. Перед выводом в Россию 42-я гвардейская мотострелковая дивизия в фортификационном отношении хорошо оборудовала миротворческие посты и установила КПП. Для нормальной жизни и быта в зоне теперь появились вагончики, укрытия. Раньше такой возможности не было. Грузия, нарушая соглашение от 24 июня 1992 года «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта», в демилитаризованной зоне безопасности не допускала создания даже минимума для нормальных условий несения службы российскими миротворцами. Сама же в окрестностях Гори развернула ставшую теперь печально знаменитой крупную военную базу.
     - При наступлении 42-я, выйдя на указанный рубеж, остановилась в 30 километрах от Тбилиси, - говорит заместитель командира дивизии полковник Юрий Штонденко. - У нас, конечно, было достаточно сил и средств, чтобы совместно с 76-й вдд выйти к столице Грузии и блокировать ее со всех сторон. Но такой задачи войска не получали. Мы действовали только в пределах буферной зоны и остановились там, где в соответствии с демаркацией ее граница заканчивалась. строго следовали договоренностям 1992 года. Также аккуратно и вышли, ни шагу дальше условной линии не сделав. Параметры демаркации границы хорошо известны и грузинской стороне. Поэтому обвинения нас в оккупации абсурдны. В буферной зоне мы обеспечили нормальное присутствие российской миротворческой миссии, имеющей на то международное право.
     ...Время не стоит на месте. Согласно новым договоренностям в буферных зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, скоро начнется свертывание наших наблюдательных постов. Подписанные в Москве дополнения к мирному плану Медведева - Саркози должны стать новым моментом в урегулировании конфликта и проявлением доверия в отношениях России и ЕС. Минобороны РФ в соответствии с договоренностями уже вывело миротворческие силы с пяти наблюдательных постов на линии от Поти до Сенаки.
     Полный вывод «голубых касок» из буферных зон на линию, которая существовала до начала боевых действий, будет осуществлен в течение 10 дней - с 1 по 10 октября 2008 года. До того в этих зонах должны развернуться не менее 200 наблюдателей от ЕС. Там же, на своих местах, остаются наблюдатели ООН и ОБСЕ. Грузинские войска вернутся в места постоянной дислокации.
     Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что собственно в Абхазии и Южной Осетии обеспечивать безопасность будут только российские войска. У Грузии и ЕС, как выяснилось, есть иные идеи на этот счет... Только осуществить их уже никому не удастся.
     
Палатки над Цхинвалом

     В Южной Осетии кроме миротворческого контингента на постоянной основе остается 693-й гвардейский мотострелковый полк под командованием гвардии полковника Андрея Козаченко. Второй мотострелковый батальон этого полка, когда Грузия осуществила нападение на Южную Осетию, после марш-броска через Рокский тоннель и Джаву первым вступил в схватку с агрессором. Комбат гвардии подполковник Константин Гапоненко проявил себя при этом мастером организации боя.
     Мы приехали в расположение полка. Фактически это еще ровное место. Оно находится на господствующей высоте над Цхинвалом. Люди занимались оборудованием палаточного лагеря под развернутый полк со средствами усиления . К этому времени около 100 машин уже сгрузили имущество прямо на камни. Палатки, мебель, умывальники, все, вплоть до постельных принадлежностей, - новое, доставленное из Москвы, Волгограда, Ростова.
     Налаживалось освещение. Несколько резервуаров водоизмещением в 25 тонн должны полностью решить проблему централизованного водоснабжения. Внизу, в Цхинвале, в обозримом будущем планируется строительство семейного общежития для контрактников и офицеров.
     По периметру расположения выставлены ПЗРК, «Тунгуски», которые дошли сюда своим ходом еще во время конфликта. После установки палаточного городка личный состав совместно с инженерными подразделениями приступит к организации опорных пунктов. Сторожевые заставы на господствующих высотах обеспечат обзор и защиту. В ближайшей перспективе на основе 693-го полка будет сформирована мотострелковая бригада.
     - Личный состав не ожидал, что его здесь оставят после конфликта, - говорит заместитель командира полка по воспитательной работе гвардии подполковник Владимир Рудой. - Контрактники перед этим два года уже жили в палатках, пока во Владикавказе для них строили общежитие. Даже заехать домой не успели. И вот неожиданный поворот в службе. Предстоит обустраиваться на новом месте и в новом качестве. Но ничего, будем стоять здесь! Кому-то же надо защищать Южную Осетию от буйного соседа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex