на главную страницу

25 Сентября 2008 года

Армия и общество

Четверг

«За музыкою вслед...»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



«Едва заслышав звук военного оркестра, за музыкой вслед мальчишки побегут...» Слова из этой не особенно известной бардовской песни на самом деле знаковые. Они во многом определяют особую роль военного музыкального искусства. Ничто так не дисциплинирует, не возвышает душу и не задает торжественный тон сердцу, ничто не направляет так целеустремленно к вершинам жизненных свершений, как магия звучания инструментов военных оркестрантов. И когда «в городском саду играет духовой оркестр» и «на скамейках нет свободных мест», как-то само собой понятно, что это именно военный коллектив, с бравыми, подтянутыми музыкантами в ладных мундирах, с бликующими на солнце инструментами, названия которых звучны и таинственны: валторна, тромбон, саксофон... У таких оркестров всегда есть свои слушатели и почитатели этой музыки. Структура нынешней Военно-оркестровой службы ВС РФ сложилась в 1990-е годы. Сюда вошли собственно головной орган управления, военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Московское военно-музыкальное училище, Отдельный военный показательный оркестр Минобороны РФ, Образцовый оркестр ВМФ, Военный образцовый оркестр Почетного караула, военно-оркестровые службы округов и флотов, Группы российских войск в Закавказье, военные оркестры соединений, воинских частей и военно-учебных заведений. И всей этой внушительной музыкальной структурой руководит генерал-майор Валерий Халилов. Наша встреча с начальником военно-оркестровой службы ВС РФ состоялась в преддверии исторического события не только всеармейского, но и общекультурного масштаба. Потому что подобного ему не было в Отечестве уже более двадцати лет. Это первый в новом веке смотр-конкурс военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации.

     - Валерий Михайлович, такое грандиозное по масштабу музыкальное соревнование смотрится неким творческим отчетом вас как руководителя военно-оркестровой службы страны и главного военного дирижера с 2002 года...
     - Да нет, скорее, пришло время собирать камни. И нам есть что показать. Культурное, патриотическое воспитание личного состава Вооруженных Сил России - важная составляющая процессов реформирования армии страны. В смотре-конкурсе примут участие девять лучших военных оркестров, которые были отобраны после серьезных соревнований на местах. Специально созданные комиссии за год объехали все округа и флота. Председателем одной из них был я, другой - мой заместитель. Значимость конкурсу придало и то, что он проводился приказом министра обороны. Музыканты, дирижеры - народ творческий. Каждому хочется проявить себя в профессиональном отношении, показать свои возможности перед всеми военно-музыкальными силами, перед всей страной. Это очень ответственно и престижно. Подчеркиваю: это не проверка оркестров, это конкурс оркестров. С 24 по 27 сентября в столице пройдет финал. Свое мастерство покажут:
     5-й военный оркестр штаба ЛВО, 13-й военный оркестр штаба МВО, 15-й военный оркестр штаба СКВО, 17-й военный оркестр штаба ПУрВО, 20-й военный оркестр штаба ДВО, военные оркестры Военно-морской академии им. адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, 147-й автомобильной базы Минобороны РФ, войсковой части полевой почты 04436 - с базы в Гюмри.
     

     
Визитная карточка

     Начальник военно-оркестровой службы ВС РФ - главный военный дирижер генерал-майор Валерий ХАЛИЛОВ окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне училище) и военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижером оркестра Пушкинского высшего военного училища радиоэлектроники ПВО. С 1980 года занимал должность преподавателя кафедры дирижирования, а затем кафедры военно-оркестровой службы военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории.
     В 1984 году переведен в орган управления военно-оркестровой службы Минобороны РФ.
     С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы ВС РФ - главный военный дирижер.
     Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества.

     

     Служебно-строевой репертуар и плац-концерт можно посмотреть в футбольном манеже ЦСКА, концертные выступления пройдут в Культурном центре ВС РФ, в Центральном академическом театре Российской Армии, в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Не менее важно и то, что впервые за всю историю Вооруженных Сил в период этого смотра лучших музыкальных сил в Москве соберутся все военные дирижеры. Это около 250 человек. Ведь подумайте, подобный конкурс проводился аж в 1987 году! Это разрыв огромный, расстояние великое между тем, что было и что имеем сейчас. Это разрыв не только во времени, но и в репертуарной политике, в подготовке кадров. Пришла пора всех собрать воедино, чтобы все ощутили себя семьей, объединенной одной профессией. Моя мечта - всех военных дирижеров настроить на правильный лад, современный, позитивный путь, на работу. Показать, что у нас на сегодняшний день есть все необходимое для повседневной работы в войсках, ориентиры, к которым надо стремиться и на которые равняться. Как раз финал и продемонстрирует достижения военной музыки.
     - На скрижалях истории армейского искусства конкурс такого масштаба точно оставит свой след. Знаю, что у вашего радения за военную музыку семейные корни. Ваш отец, Михаил Николаевич Халилов, был военным дирижером и приобщал вас к музыкальной культуре с малых лет...
     - В пятом классе меня отдали в Московскую военно-музыкальную школу, ныне училище. Потом был Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Тому, что моя карьера сложилась именно так, способствовали замечательные преподаватели. Преподаватель по кларнету, Евгений Михайлович Егоров, был очень строг. Сугубо гражданский человек, за плечами огромный опыт работы в симфонических оркестрах. У него какая-то своя метода была постановки звука, разыгрывания на инструменте. Все его выпускники отличались сильными навыками игры, многие ученики потом стали известными исполнителями, крепкими профессионалами. Помню великолепного педагога по фортепьяно Тамару Ивановну Соколову.
     Не могу не рассказать еще об одном педагоге, сыгравшем роль в моем становлении как военного дирижера. Это преподаватель по дирижированию профессор, заслуженный артист России Георгий Петрович Алявдин, человек, который 20 лет стоял во главе Центрального концертного образцового оркестра ВМФ. Оркестр у него звучал... на словах не передашь, как должен звучать оркестр! У него - мягко, тембрально, интеллигентно... Он и сам был потрясающе интеллигентным, но профессионально требовательным человеком. Мне повезло, он был моим педагогом все годы обучения. А бывает, что меняешь по два-три преподавателя. И здесь мне помог казус с ростом. Я был очень маленького для дирижера роста. Это сейчас у меня под метр восемьдесят. И не был я в связи с этим особо нужен педагогам, набирающим класс. А он пришел позже, вот так я к нему и попал. И в буквальном смысле пошел и в физический, и в профессиональный рост. Георгий Петрович дал мне основное, что нужно в этой профессии: любовь к дирижированию. Тягу, чтобы заниматься дальше, расширять свои возможности. Его уже нет на свете, но он остался для меня человеком, который «мыслил музыкой». Он до конца дней считал меня своим учеником, и я с благодарностью слушал его советы, как что-то лучше сделать в музыкальном, профессиональном отношении.
     - Известно, что вы не только дирижер, но и композитор, член Союза московских композиторов. Опубликованные вами сочинения различных жанров вокально-хоровой, камерно-инструментальной и оркестровой музыки получили широкое признание музыкальной общественности. Пользуются популярностью и книги, в написании которых вы приняли участие. «Школа игры для духового оркестра», «Военная музыка России», сборник партитур «Военные марши русской армии», при вашем активном участии издан учебник В. Тутунова «История военной музыки России».
     - Композицией я начал заниматься еще курсантом в Институте военных дирижеров. На кафедре инструментовки был Виктор Акимович Шепелев, известный в военной среде композитор, он писал замечательные марши, пьесы для оркестра. И вел кружок композиции военно-научного общества, в котором я занимался. Но желание сочинять для оркестра у меня появилось уже тогда, когда я стал военным дирижером Пушкинского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО. Мое первое назначение, первое место службы.
     - Ваши коллеги отмечают, что вы постоянно находитесь в поиске новых, интересных форм работы. На вашем творческом счету музыкальное сопровождение уже пяти парадов на главной площади страны. И вы инициировали и воплотили в жизнь еще и вокальное исполнение Гимна России в условиях акустики Красной площади. А яркое, праздничное дефиле военных музыкантов - это вообще фееричное зрелище!
     - Дефиле показывали и задолго до меня. Просто в финале парадов мы стали его исполнять более масштабно, четко, усложненно. Поэтому и запоминается. Особенно барабанщики. А вот фиеста начала зарождаться на военно-дирижерском факультете. И я подумал: а почему у нас в Суворовском училище этого нет? Думали, не получится, сложно. А сейчас она везде востребована, все красиво и профессионально. На каждом из четырех курсов Суворовского училища исполняют эти барабанные бои, сложные, с различными движениями, с перекидываниями палочек. Причем специально обучаются играть на барабанах и те, кто играет на других инструментах, это ребятам нравится. Это очень эффектно смотрится. Впечатление огромное - когда на той же «Кремлевской зоре» или в финале Парада, когда вместе и курсанты-барабанщики, и суворовцы-барабанщики, и плюс это вкупе со всем оркестром...
     - Давайте поговорим как раз о поразившем всех грандиозном военно-историческом шоу под названием «Кремлевская зоря», прошедшем прошлой осенью на Красной площади. Тогда на древней площади Москвы впервые собрались более тысячи военных музыкантов из Англии, Австралии, ЮАР, Канады, Новой Зеландии, Германии, Дании, Италии, России. Это было круче, чем знаменитый Эдинбургский военный фестиваль. В этом году «Зорю» тоже очень ждали!
     - Международный военный фестиваль «Кремлевская зоря» будет проводиться раз в два года. Я не сторонник ежегодного проведения мощных акций. Во-первых, это требует колоссального времени и физических усилий. А ведь главная наша задача другая. И не надо, чтобы было привыкание. Ведь наш девиз - самое лучшее. И готовиться надо каждый раз, как в первый.
     - Так в чем же состоит ваша главная задача?
     - Задача Военно-оркестровой службы - это обеспечение в первую очередь воинских ритуалов, способствование культурному, эстетическому воспитанию наших воинов. Мы участвуем в парадах, во всех ритуальных мероприятиях. От воинских частей до работы в государственном масштабе. Это та же инаугурация Президента РФ, встреча, проводы глав зарубежных делегаций. Здесь наши Центральный оркестр Минобороны РФ и Военно-образцовый оркестр Почетного караула выступают как музыкальная визитная карточка страны. И как исполнят военные музыканты гимн России и гимн дружественного государства, тоже немаловажно. У нас есть свои ритуалы, которым учимся пять лет. Строевой смотр, встреча знамени, встреча начальника, развод караулов, начало учебного года, принятие военной присяги, погребение военнослужащих и т.д. Военная музыка - это важный элемент музыкальной культуры народа. Мы являемся ее верными носителями, она, как я уже говорил, своими корнями уходит в историю, в традиции русской армии. Мы 300 лет играем марш Преображенского полка в военных оркестрах, не изменяя этому маршу с его особенной энергетикой. В самые лихие для страны годы его играли, охраняя, сберегая военно-музыкальные традиции. Та или иная музыка переносит тебя в собственную историческую эпоху. Вот тебе и переемственность героизма и патриотизма поколений через музыкальную военную культуру. Ведь она напрямую связана с воинским потенциалом народа. Ратная музыка имеет у нас внушительную историю, когда «бубны, трубы и сопелки» сопровождали великого князя Святослава в его болгарском походе.
     - Реформы в армии могут коснуться и военных музыкантов. Они могут примерить на себя гражданский пиджак. Так же, как и военные медики, например.
     - Уверен в нецелесообразности такого возможного решения. Не может гражданский человек выйти на военный парад не имея подготовки в строевом отношении, не чувствуя военной формы. Надо, чтобы его дисциплинировала та же военная прическа, чтобы он знал элементы воинской этики, чтобы он стоял в строю, как военный человек, так же мог ходить. Это впитывается только в процессе специального образования. Иначе будет совершенно другое отношение к исполнению военной музыки. Словами это, пожалуй, и не передашь. У гражданских людей совершенно другие законы. Не захотел работать - заявление написал - и до свиданья. А если надо отправляться в «горячую точку», в сложные условия, где музыка на самом деле в состоянии поднять ратный дух?
     - Есть и еще один непраздный вопрос. С учетом невысоких, мягко скажем, окладов государственных людей на военной службе не наблюдается ли кадровый голод в вашей структуре?
     - Это серьезный вопрос. Мы постоянно готовим кадры. Есть среднее и высшее военное музыкальное образование. У нас есть наш золотой фонд - воспитанники военных оркестров. Это дети, которые имеют навыки игры на каком-то инструменте, с ними работает военный дирижер со своими помощниками. Они учатся и в музыкальной, и в общеобразовательной школе. И их готовят к игре в оркестре. Мальчик призывается солдатом на службу в этот же оркестр, а позже остается служить на контрактной основе. Но если хочет продолжить образование - пожалуйста. В составе оркестров мы сейчас и правда испытываем кадровый голод. Лет 15 назад начали закрываться духовые отделения в музыкальных школах, молодежь стала перестраиваться на электромузыкальные инструменты. Так проще. А играть на духовом инструменте - это физически тяжелый труд, требующий постоянного внимания к инструменту. Спортсмены и музыканты-духовики похожи. Они достижения свои строят на мышцах. У духовика это мышцы губного аппарата. И если их не поддерживать в спортивном состоянии, то есть планово ежедневно не репетировать, то толку не будет. День не поработал - на следующий день надо работать в два раза больше. Иначе музыкант придет в оркестр и начнет киксовать, а это потеря профессионального реноме. У уважающего себя музыканта есть свой, дорогостоящий инструмент, который он берет даже в отпуск. И грустно, что нет достойной материальной компенсации за все затраченные профессиональные, творческие усилия людей. Оклады у наших музыкантов очень маленькие. Сейчас я ходатайствую, чтобы хотя бы двум головным музыкальным коллективам платили больше. Ведь они представляют страну на государственном уровне. Но было бы неправильным не отметить, что у нас нет положительных финансовых подвижек. В здании оркестра Министерства обороны, в музыкальном училище в Теплом Стане полностью сделан капитальный ремонт. Здесь очень помогло Минобороны РФ. Отдельное спасибо первому заместителю министра обороны генерал-полковнику А. Колмакову, командующему войсками МВО генералу армии В. Бакину. Эти люди понимали и понимают всю важность военной музыкальной составляющей в Вооруженных Силах. От людей многое зависит. У меня всегда были потрясающие начальники. Помню генерала Громадина, полковника Бабенко, они помогали мне «становиться на крыло» как военному дирижеру в мои лейтенантские годы. Тогда, в 1980 году, мой оркестр в Пушкинском высшем военном училище радиоэлектроники ПВО благодаря и их постоянной помощи занял первое место в конкурсе военных оркестров Ленинграда. После этого мне и предложили назначение на должность преподавателя кафедры дирижирования в Москве...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex