на главную страницу

26 Сентября 2008 года

Страна и мир

Пятница

По пути становления военной безопасности

Генерал-лейтенант Абай ТАСБУЛАТОВ,
командующий республиканской гвардией Республики Казахстан.



С обретением государственной независимости перед Казахстаном встала важная задача - создание собственных вооруженных сил, способных надежно обеспечить суверенитет и территориальную целостность молодого государства. И первым шагом на этом пути стало подписание 25 октября 1991 года президентом страны указа об образовании государственного комитета обороны, который позднее был преобразован в министерство обороны Республики Казахстан. Следующим решающим для создания системы военной безопасности правовым актом стал указ президента от 7 мая 1992 года о создании вооруженных сил Республики Казахстан. Поэтому эта дата стала Днем защитника Отечества.

     
На законодательной основе

     Шаг за шагом принимаются судьбоносные решения по обеспечению военной безопасности государства, направленные не только на укрепление собственно военного потенциала страны, но и на создание системы коллективной безопасности соместно с другими государствами. Известно, что наличие на територии Казахстана большого ядерного потенциала вызывало в мире определенные опасения. Принципиальный отказ Астаны от четвертого в мире по мощности ядерного и ракетного арсенала был достойно оценен мировым сообществом. Закрытие Семипалатинского полигона, ликвидация шахт и баз ядерного оружия содействовали признанию Казахстана как миролюбивого государства и надежного партнера в сфере укрепления глобальной безопасности.
     При этом, несмотря на попытки США добиться от Казахстана простого безъядерного статуса, наша страна сначала получила гарантии безопасности со стороны великих держав. В 1992 году республика присоединилась к Договору о сокращении наступательных вооружений, а в 1993-м - к Договору о нераспространении ядерного оружия. Этот шаг, который президент республики Нурсултан Назарбаев совершил вопреки доводам сторонников ядерных сил, принес ему заслуженное уважение казахстанцев и граждан других стран, укрепил доверие к нашему молодому государству на международной арене.
     Первая военная доктрина нашего государства, утвержденная президентом 11 февраля 1993 года, определяла новые подходы Казахстана к вопросам войны и мира, обеспечения своей военной безопасности с учетом интересов и безопасности других государств. В этом документе наша страна оставляла за собой право максимально использовать свои военные возможности в случае неэффективности дипломатических мер либо других усилий мирного характера и при условии совместной обороны в рамках международных договоров, а также в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. В свете данной военной доктрины 9 апреля 1993 года был принят закон «Об обороне и вооруженных силах Республики Казахстан». Закон стал фундаментальной основой для разработки многих других документов, обеспечивающих военную безопасность государства.
     На рубеже веков и тысячелетий, с появлением новых угроз и вызовов ситуация в мире значительно изменилась. В соответствии с этим 7 января 2005 года был принят новый закон «Об обороне и вооруженных силах Республики Казахстан», регулирующий общественные отношения в сфере организации обороны и вооруженных сил, функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны. 8 июля 2005 года был принят закон «О воинской обязанности и воинской службе». Эти документы обеспечили соответствие казахстанской военной политики современным мировым реалиям. Таким образом, была завершена сложная многофакторная организационная работа, систематизировавшая законодательство по военной безопасности страны, вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, организации и проведения правовой работы в армии, патриотического воспитания защитников Отечества и многое другое.
     
Приоритетные задачи

     За сравнительно короткий период становления вооруженных сил нашего молодого государства верховный главнокомандующий смог воплотить в жизнь многие свои замыслы по их реформированию. 10 февраля 2004 года на расширенном заседании коллегии министерства обороны Нурсултан Назарбаев говорил о том, какой он видит новую казахстанскую армию, какие требования должны предъявляться к подготовке личного состава. Глава государства отмечал, что именно сейчас закладывается облик будущего казахстанского воина ХХІ века, которого должны отличать горячий патриотизм, высокий интеллект, хорошая физическая форма и здоровый образ жизни.
     Сегодня вооруженные силы Республики Казахстан хорошо оснащены и подготовлены. Президент держит под постоянным контролем вопросы дальнейшего совершенствования военного потенциала страны, лично принимает участие в масштабных войсковых учениях. К примеру, наблюдая за проведением стратегических учений «Батыс-2003», глава государства дал высокую оценку частям и подразделениям вооруженных сил, задействованным в учениях, отметил мастерство и профессионализм военнослужащих. Президент заявил, что по-прежнему большое внимание будет уделяться обеспечению нашей армии современной боевой техникой и высокоточным оружием. Он обозначил приоритетные задачи, стоящие перед вооруженными силами: тщательное финансовое планирование, направленное на развитие армии; обеспечение мобилизационной готовности войск, создание полноценной системы территориальной обороны; повышение престижа военной службы, решение социальных и жилищных вопросов военнослужащих; разработка и реализация государственной военно-технической политики с учетом современных условий.
     Опыт проведения масштабных учений позволяет Казахстану участвовать во многих подобных мероприятиях международного уровня. Однако наряду с крупномасштабными мероприятиями президент уделяет внимание и небольшим специфическим учениям, проводимым со специальными воинскими формированиями. К примеру, 4 сентября 2007 года Нурсултан Назарбаев присутствовал на совместных тактических учениях республиканской гвардии и службы охраны президента «Камал-2007». На них военнослужащие продемонстрировали верховному главнокомандующему слаженные действия и отличную боевую выучку.
     
Кадры решают все

     Верховный главнокомандующий всегда обращал внимание на актуальность и значимость подготовки военных специалистов для успешного военного строительства, создания и развития национальной военной научной базы. Благодаря чуткому вниманию президента за годы независимости были созданы военные учебные заведения, которые сумели обеспечить кадрами наши вооруженные силы.
     Военные вузы страны нацелены на многопрофильную систему подготовки будущих офицеров армии независимого государства. В их ряду особое место занимает военный институт сухопутных войск, история которого берет начало с Алмаатинского высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза И.С. Конева.
     За годы руководства этим вузом я убедился в прозорливости главы государства, его умении вникать в суть вопросов военного образования. В 1997 году в целях совершенствования системы подготовки офицерских кадров и развития военной науки возникла необходимость преобразовать училище в военную академию. 9 февраля я доложил главе государства о целесообразности этого изменения. При этом президент вникал в каждую деталь, интересовался условиями формирования профессорско-преподавательского состава, в том числе вопросами приглашения военных специалистов из Российской Федерации, создания адъюнктуры и возможностью открытия диссертационного совета. Лишь рассмотрев все эти вопросы, президент одобрил наши идеи. 11 февраля этого же года он подписал указ о преобразовании Алмаатинского высшего военного училища в военную академию. А в 2003 году в соответствии с указом президента она была реорганизована уже в Национальный университет обороны МО РК. На сегодняшний день этот вуз остается флагманом военного образования нашей страны.
     Решая вопросы подготовки военных кадров республики, нельзя было обойти стороной задачу формирования младшего командного состава армии - института профессиональных сержантов. В этой связи в июле 1996 года приступил к подготовке младших командиров-профессионалов кадетский корпус имени Шокана Уалиханова.
     Отеческой заботой президент окружил и воспитанников школы «Жас улан» имени генерала С. Нурмагамбетова. Основанная по его инициативе в 1999 году, школа готовит учащихся для поступления в военные учебные заведения, воспитывая юных уланов в духе патриотизма, верности Родине и воинскому долгу.
     В целом нужно отметить особое внимание главы государства к вопросам сохранения и укрепления военно-научного потенциала страны. За годы независимости при его поддержке в нашей стране сформирована мощная сеть военных вузов, включающая в себя военный институт сухопутных войск, военный институт КНБ, военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи, военный институт сил воздушной обороны, военный институт иностранных языков, военный институт внутренних войск МВД, военно-морской институт, военный колледж спорта и другие учебные заведения, которые позволяют готовить кадры для всех видов войск вооруженных сил и силовых ведомств республики.
     Армия обновленного Казахстана с каждым годом наращивает свою мощь, повышает боеготовность. Молодое поколение воинов-казахстанцев овладевает новой техникой и вооружениями, обретает опыт и мастерство. Хочу отметить, что успехи казахстанских вооруженных сил - это во многом большая личная заслуга главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, результат его разумной и дальновидной политики в области государственного военного строительства, его постоянной заботы о вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Казахстана.
     
За коллективную безопасность

     Умение найти единственно правильное решение в сложной ситуации, осознавая свою огромную ответственность перед народом, доверившим тебе свою свободу и благополучие, - это качество всегда отличало нашего президента. Еще в 1992 году, когда разрушилось единое оборонное пространство и началось разделение армии бывшего Союза, Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил создать систему коллективной защиты. Уже тогда лидер Казахстана предостерегал от непродуманных и поспешных решений, ослабляющих общий экономический и оборонный потенциал постсоветских государств. И по сей день Казахстан остается активным сторонником сохранения и приумножения дружеских, партнерских межгосударственных отношений, создания структур регионального сотрудничества и коллективной безопасности наших стран. Нурсултану Абишевичу принадлежит идея создания Союза центральноазиатских государств по типу Евросоюза, который даст возможность эффективно координировать усилия в совместной борьбе с различными угрозами безопасности, решать широкий спектр вопросов региональной жизни.
     Идеи президента Республики Казахстан о коллективной безопасности, укреплении мер доверия и партнерства нашли поддержку у многих государств, наших ближних и дальних соседей, стали в наших взаимоотношениях гарантом дружбы и взаимопомощи.
     В новой военной доктрине, утвержденной Нурсултаном Назарбаевым 21 марта 2007 года, приоритетное место уделено Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В задачи этой организации входит, как известно, поддержание условий для общего взаимодействия национальных вооруженных сил. Модернизация армии современного Казахстана также будет проводиться в соответствии с целями и задачами ОДКБ.
     Будучи председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ в 2005 году, глава нашего государства внес большой вклад в укрепление этой организации. Это признают и лидеры стран-участников. 23 июня 2005 года, выступая перед ними, Нурсултан Абишевич сказал, что «складывающаяся обстановка требует от нас еще большей сплоченности и скоординированности усилий по укреплению стабильности и безопасности на пространстве ОДКБ».
     Среди региональных образований с участием Казахстана одним из наиболее перспективных и действенных является Шанхайская организация сотрудничества. Членство в ШОС дает нам возможность решать вопросы обеспечения региональной безопасности путем совместной борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом, нелегальным оборотом наркотиков, оружия и нелегальной миграцией.
     Среди стран, являющихся нашими партнерами по региональной безопасности, особое место занимает Российская Федерация. Многочисленные документы, юридически закрепляющие наше обоюдное стремление к вечной дружбе и союзничеству, регламентируют все области взаимодействия, в том числе и в военной сфере. Казахстанские военнослужащие получают образование в российских военных учебных заведениях, реализуются договоренности по поставке вооружения и военной техники.
     Наша страна установила прямые связи и с другими международными структурами безопасности, в том числе и с НАТО. К примеру, в рамках программы «Партнерство во имя мира» налажено сотрудничество по подготовке кадров и военному строительству. Несколько сотен военнослужащих Казахстана принимали участие в различных международных учениях. Участие в программе «Процесс планирования и анализа» дало возможность отладить сотрудничество с НАТО в области материально-технического обеспечения.
     Военное сотрудничество с зарубежными странами осуществляется на принципах миролюбия, равноправия сторон и взаимного уважения. В этом также есть безусловная заслуга нашего лидера. Глава государства, определяя приоритеты национальной безопасности Казахстана, отмечал, что нет более разумной политики, чем укрепление добрососедских отношений с другими странами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex