27 сентября генерал-полковнику Андрею Григорьевичу Карасю исполнилось бы 90 лет. Этот человек занимает в истории военной космонавтики особое, выдающееся место. Без преувеличения его можно назвать одним из основателей Космических войск России.
Родившись в крестьянской семье на Харьковщине, он с малых лет тянулся к знаниям. Его малая Родина - деревня Александровка Лозовского района Харьковской области. Отлично окончив семилетку, поступил в педагогический техникум. Но по его окончании почувствовал тягу к военному делу и сразу же поступил в Одесское артиллерийское училище, которое окончил в 1938 году.
Великую Отечественную войну лейтенант Карась встретил командиром батареи. Он воевал, как говорится, от звонка до звонка. Воевал с честью. Награды тому свидетельством: орден Ленина, два ордена Красного знамени, ордена Александра Невского и Красной звезды. С 1942 года и до конца войны командовал 40-м гвардейским минометным полком прославленных «катюш». С тех пор так и остался на всю жизнь ракетчиком - сначала стратегическим, а затем и космическим.
В 1951 году он успешно окончил военную академию. Страна стремительно возрождалась, бурно шел процесс технологического перевооружения производства, прежде всего военного, - в кратчайшие сроки нужно было обеспечить надежную безопасность страны, достичь стратегического паритета с США.
Первые советские баллистические ракеты проходили испытания на приволжском полигоне Капустин Яр. Начальником штаба у легендарного руководителя этого полигона генерала Вознюка стал Андрей Григорьевич Карась. А когда вступал в строй новый, невиданного размаха полигон в Казахстане (ныне космодром Байконур), Андрей Григорьевич направляется начальником штаба на этот труднейший участок. Он обустраивал не только космодром, но и строил город, почетным гражданином которого впоследствии стал.
Следующая высокая ступень служебной деятельности - организация важнейшей наземной космической структуры - командно-измерительного комплекса. Пять лет он возглавлял эту стремительно развивавшуюся организацию. И наконец, логическим продолжением нелегкой карьеры Андрея Григорьевича становится назначение его начальником Центрального, затем Главного управления космических средств Министерства обороны. Опыт жизни и службы подготовили его к исполнению роли военачальника такого крупного масштаба. И он как всегда оправдывал оказанное ему доверие.
В этот период он работает с особым напряжением сил и здоровья. Он активно добивается развития военно-космических исследований, созданию отраслевого научно-исследовательского института, лично участвует во всех наиболее значимых запусках космических аппаратов, является членом и председателем Государственных комиссий.
Регулярно выезжая на космодромы, в соединения и части, Андрей Григорьевич решал не только сугубо профессиональные проблемы. Как только появлялась свободная минута, он стремился в неформальной обстановке пообщаться с командирами, инженерами, рядовыми солдатами - генерал Карась еще по фронтовому опыту знал цену задушевному общению с людьми.
Несмотря на все заслуги и награды, сам он был очень скромным человеком, как говориться, бессребреником. Когда он ушел из жизни, оказалось, что у него нет ни денежных сбережений, ни дачи, ни машины, ни каких-либо других материальных ценностей. Все, кто работал с ним, кто знал его по жизни, помнят, что Андрей Григорьевич не страдал комплексом исключительности. Простой был человек, хотя на самом деле - очень непростой, а исключительно талантливый, целеустремленный, преданный делу и Родине.
С тех пор как его не стало, ветераны Космических войск, командование, офицеры центрального аппарата ежегодно в канун Дня Победы посещают Ново-Кунцевское кладбище города Москвы, где похоронен Андрей Григорьевич Карась, возлагают цветы у подножия памятника пламенному патриоту, вспоминают добрым словом. Ведь фундамент, заложенный генералом Карасем в создание Космических войск, и сегодня сохраняет свою прочность, позволяет уверенно и мощно развивать их возможности в обеспечении безопасности России.