на главную страницу

7 Октября 2008 года

Армия и общество

Вторник

АРИФМЕТИКА ФЕЛЬДШЕРА ДЕГТЯРЕНКО

Олег ПЧЕЛОВ, «Красная звезда».
Фото автора.
Цхинвал.



     АРМИЯ РОССИИ: ГЕРОИ И ПОДВИГИ


     Для фельдшера тогда еще миротворческого батальона старшего прапорщика Леонида Дегтяренко грузино-южноосетинский конфликт - уже третья война. До этого были Афганистан и первая чеченская кампания.
     В миротворческом батальоне военнослужащие-контрактники обращаются к Дегтяренко либо по званию, либо по имени-отчеству, а офицеры уважительно называют Иванычем. Все без исключения относятся к фельдшеру-миротворцу с почтением. И дело даже не в возрасте, хотя Леонид Иванович по годам старше всех не только в батальоне, но и в полку - ему 53 года. Почтение и уважение вызывают другие цифры. У Иваныча за плечами уже 35 календарей. А если годы военной службы посчитать в льготном исчислении, то получается и вовсе 60 лет.
     По словам старшего прапорщика Дегтяренко, непрерывный календарный отсчет военной службы для него начался очень давно -
     3 мая 1974 года. Но обо всем по порядку.
     Леонид родился на Украине в городе Кировограде. После школы - медицинское училище, где получил специальность фельдшера. Затем два года служил по призыву в Германии и там же остался на сверхсрочную.
     Затем военный фельдшер Дегтяренко отправился в свою первую командировку на войну - в далекий Афганистан.
     Командировка фельдшера батальонного медпункта прапорщика Леонида Дегтяренко продлилась три года. Три года в Афгане - три боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За отвагу и «За боевые заслуги».
     На вопрос, за что его представили к государственным наградам, ответил, что ничего особенного не делал, просто выполнял свои служебные обязанности. На самом деле все оказалось не так просто. Вот один эпизод из афганского периода службы. Леонид Дегтяренко был назначен старшим одного из наблюдательных постов. Обычно «духи» обстреливали и пытались пройти мимо поста под прикрытием ночи. В этот раз решили прорваться с боем днем, надеясь застать наших военных врасплох. Но не тут-то было. Иваныч, хотя и медик по образованию, премудрости ведения боя за годы службы освоил в совершенстве и потому сориентировался быстро. Организовал круговую оборону. Дал команду подпустить поближе.
     Численно превосходящий враг стремительно приближался, ведя непрерывную стрельбу по нашему посту. В ходе ожесточенного боя один из бойцов получил серьезное ранение. Дегтяренко оказал ему помощь, а после боя организовал эвакуацию в медсанбат. За этот бой военфельдшер был награжден орденом Красной Звезды.
     Помимо наград в Афгане Леонид получил и серьезную контузию - произошел подрыв БТР, на котором фельдшер батальонного медпункта сопровождал транспорт с ранеными бойцами...
     Вторая война военфельдшера Дегтяренко носила название «первая чеченская кампания». В командировку (на 45 суток) он отправился в составе Ростовского медицинского отряда специального назначения. Затем, через короткое время, снова Чечня, но теперь в составе 205-й бригады...
     Военный фельдшер старший прапорщик Леонид Дегтяренко семь лет прослужил в составе миротворческих сил в Цхинвале. Затем годовалый перерыв. Это время он провел на «большой земле» - служил в 135-м мотострелковом полку 19-й мотострелковой дивизии.
     В конце мая этого года миротворческий батальон подполковника Константина Тимермана сменил своих однополчан в Южной Осетии, принял зону безопасности и приступил к выполнению миротворческой миссии. В составе подразделения был и фельдшер батальона старший прапорщик Дегтяренко - в этой командировке пошел восьмой год его миротворчества. А через два месяца личному составу батальона пришлось постоять за мир в Южной Осетии с оружием в руках... Это была уже третья война старшего прапорщика.
     В ночь с 7 на 8 августа в штаб батальона начали поступать тревожные вести о приближении к городу живой силы и бронетехники грузин. Рано утром 8 августа грузинские войска начали продвижение со стороны селения Земо-Никози к юго-западной окраине города.
     Батальон был поднят по тревоге. Миротворцы экипировались по полной программе: штатное оружие и солидный запас боеприпасов, разгрузки, бронежилеты, каски... Каждому подразделению была поставлена задача занять оборону и без приказа огонь не открывать. Каждый военнослужащий знал, что ему делать, хотя большинство из них в реальных боевых действиях до этого не участвовало.
     Старший прапорщик Дегтяренко находился на своем боевом посту - в медпункте батальона готовился к возможным боевым действиям. Как начальник аптеки, Леонид Иванович выдал врачам, прикомандированным к батальону из Военного госпиталя Бурденко, тюбики-шприцы промедола, укомплектовал по максимуму всем необходимым для оказания первой медпомощи сумки с красными крестами.
     Миротворцы находились в боевой готовности, но до последнего момента думали, что это очередная, пусть и крупномасштабная, провокация. Потому и не открывали огонь до тех пор, пока их прямой наводкой не стали расстреливать танки и артиллерия Грузии.
     8 августа около шести часов утра грузинский танковый снаряд, выпущенный со стороны населенного пункта Земо-Никози, угодил в казарму, туда, где находился наблюдательный пост. Появились первые раненые. Санитарные инструкторы среагировали мгновенно. Еще не успел стихнуть звук разрыва, как они кинулись к пострадавшим. Несколько мгновений уходит на осмотр, затем - наложение жгута и повязки для остановки кровотечения. На носилках бойцов доставляют в медпункт, где уже врачи, медсестры и военфельдшер приступают к работе. Действуют без промедления, четко и профессионально, все движения доведены до автоматизма. Ведь промедление здесь смерти подобно.
     Несмотря на то что медпункт батальона был четко обозначен флагами с красными крестами, грузинские танки с бесчеловечной методичностью посылали снаряд за снарядом в здание, где находились медперсонал и раненые миротворцы.
     Рядом с медпунктом стоял автомобиль с красными крестами - операционная на колесах, укомплектованная всем необходимым для проведения квалифицированных операций и перевязок. Прямое попадание уничтожило мобильный медкомплекс...
     Медперсонал провел эвакуацию раненых из начавшего гореть здания в подвал казармы. Когда и там стало невозможно находиться из-за шквального обстрела и сильного задымления, перебрались в подвал котельной.
     Старшему прапорщику Дегтяренко страшно не было, точнее, некогда было об этом задумываться - надо своих мальчишек спасать... В грохоте разрывов, под свист пуль и осколков вместе с однополчанами он выполнял свой долг - солдатский и человеческий. К контузии, полученной в Афгане, добавилась еще одна...
     Задача командиром миротворческого батальона подполковником Константином Тимерманом была поставлена простая - оборонять миротворческий городок и не пропустить противника на своем направлении в Цхинвал. И военнослужащие-миротворцы делали все возможное и невозможное, чтобы остановить агрессора: они выполняли свое предназначение. Порой, к сожалению, и ценой своей жизни...
     Комбат личным присутствием на передовой поддерживал моральный и боевой настрой миротворцев. Даже когда осколки от разорвавшегося неподалеку танкового снаряда убили командира разведвзвода старшего лейтенанта Сергея Шевелева, проявившего себя с первых минут грузинской агрессии профессиональным офицером-командиром, и ранили подполковника Тимермана, он продолжал руководить боем. В этом ему помогал начальник штаба миротворческого батальона капитан Александр Бугрий...
     Иваныч без промедления оказался рядом с раненым комбатом. Стандартная процедура: укол промедола, жгут для остановки кровотечения и повязка. Теперь оставалось самое сложное и опасное - под огнем противника для более детальной и квалифицированной обработки раны помочь отказавшемуся от носилок командиру дойти до подвала котельной к врачам. Передвигаться пришлось по открытому пространству, которое простреливалось снайперами и беспрерывно поливалось автоматно-пулеметным и минометно-артиллерийским огнем. Дегтяренко шел, прикрывая собой командира, непрерывно повторяя, словно заклинание: «Я уж достаточно пожил, а комбат молодой...» Убеленный сединами солдат вдруг подумал, что если они не дойдут, то батальону без любимого командира придется туго. Военфельдшер еще ближе придвинулся к комбату, более плотно прикрыв его собой, и в буквальном смысле начал проталкивать офицера меж разрывов и автоматно-пулеметных очередей вперед, под защиту здания котельной. В это же время миротворцы по максимуму усилили огонь из своего стрелкового оружия - прикрывали своего командира...
     Они дошли. Подполковнику Тимерману обработали рану, и он вернулся в строй командовать батальоном. А военфельдшер Дегтяренко занялся другими ранеными. Леонид Иванович за двое с половиной суток обороны оказал медпомощь многим военнослужащим, счет не вел. Среди тех, кому помогал, был и его подчиненный санитарный инструктор младший сержант Шенц с пулевым ранением в плечо. Вскоре появился еще один боец с ранением руки - рядовой контрактной службы Живых из саперного взвода.
     Когда наступило некоторое затишье, комбат организовал эвакуацию раненых на единственном уцелевшем бронированном «Урале». Белый флаг с красным крестом к кабине грузовика надежно прикрепил военфельдшер Дегтяренко. Его подчиненный Сергей Шенц назначен старшим машины.
     А миротворцы со своим командиром продолжали держать оборону... Несколько раз грузинские автоматчики при танковой поддержке пытались взять штурмом КПП и войти на территорию миротворческого батальона. Но огнем стрелкового оружия грузинская пехота отсекалась, а танки, не желая стать мишенью для гранатометов, пятились назад на расстояние 500-700 метров и оттуда стреляли по миротворцам...
     Свое предназначение миротворческий батальон под командованием подполковника Константина Тимермана выполнил с честью - на своем рубеже не пропустил грузинских агрессоров в Цхинвал и в расположение своего гарнизона. А военный фельдшер миротворческого батальона старший прапорщик Леонид Дегтяренко представлен к государственной награде.

     На снимках: военный фельдшер миротворческого батальона старший прапорщик Леонид ДЕГТЯРЕНКО; израненное здание медсанбата.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex