на главную страницу

7 Октября 2008 года

Армия и общество

Вторник

ТРЕНАЖЕР И ГРУЗОВИК В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».




     Сегодня уже никого не удивить даже самым продвинутым автомобильным тренажером - симулятором реального вождения в условиях, например, большого города или скоростной трассы. Современные тренажеры способны имитировать не только дорожные ситуации, преодоление препятствий на местности, но и, скажем, тряску и удары подвески. В Московском агроинженерном университете имени В.П. Горячкина на факультете военного обучения для тренировок студентов, например, используется тренажер вождения МТЛБ, который позволяет абсолютно точно сымитировать вождение боевой машины, включая звук и тряску корпуса. Однако этот специально созданный на «Муромтепловозе» аппарат довольно дорог.
     Перед преподавателями факультета, возглавляемого полковником Александром Цветковым, встала задача создать симулятор - тренажер вождения грузового автомобиля ЗИЛ-131, который являлся бы современным компьютерным мультимедийным тренажером и в то же время не потребовал бы значительных финансовых затрат. Кроме того, ученым хотелось этой своей разработкой дать возможность максимально дешево создавать аналогичные тренажеры в обычных воинских частях и учебных заведениях, где готовят водителей для Вооруженных Сил.
     Такая задача была с честью для коллектива военного факультета выполнена. Пожалуй, только тряску кабины тренажер не передает. Но зато может быть легко создан везде, где на хранении находится настоящий грузовик. Так как сделан на его базе. Все, что не относится к настоящему автомобилю, легко помещается в небольшой чемодан и состоит из компьютера с оригинальным программным обеспечением, видеопроектора и системы датчиков, подключаемых к узлам и органам управления автомобиля. При работе тренажера реальной работы двигателя не требуется, так что топливо не расходуется вовсе. Принцип до боли прост, как все гениальное. Лобовое стекло грузовика закрашивается белой краской, легко смываемой в случае нужды. На него через заднее окошко кабины проецируется изображение дорожной обстановки соответствующей программы обучения, подключаются вышеупомянутые датчики (было разработано специальное электронное устройство, позволяющее передавать информацию о положении органов управления на компьютер), и вперед - виртуальное вождение к вашим услугам. В кабине настоящего ЗИЛа. Отпадет надобность в тренажере - он легко демонтируется, и грузовик может ездить по реальным дорогам. Надо вновь - устанавливается хоть там же, хоть на новом месте. Такой вот самоходный, легко перемещаемый и соответственно недорогой тренажер получился.
     Может, кто удивится: зачем, мол, тренажер, если есть ЗИЛ - на нем и учите! Только в условиях большого города или оживленной трассы сразу сажать новичка за руль дороже выйдет, не говоря уже о безопасности, то есть о сохраненных жизнях прохожих и водителей, которые, как известно, бесценны. Тренажер вождения автомобиля и соблюдения ПДД - это шаг к безопасным улицам и дорогам для нас и наших детей.
     Симулятор вождения автомобиля имитирует сдачу практического экзамена по вождению и основан на реальных дорогах города Москвы. Он отличается упрощенным управлением, что позволяет отработать соблюдение правил дорожного движения, сконцентрироваться на запоминании технических средств организации дорожного движения в условиях реальных дорог города. Риск возникновения непредвиденных ситуаций и обстоятельств непреодолимой воли, несовершенство организации дорожного движения, плохие дороги, а зачастую и намеренно предвзято-агрессивные отношения субъектов дорожного движения вызывают при обучении вождению автомобиля страх, испуг и скованность - боязнь допустить ошибку. Тренажер помогает стажерам получить первоначальный навык и освоить основы управления. Он существенно повышает эффективность и качество обучения вождению на конкретной модели автомобиля, причем в роли органов управления используются штатные механизмы и узлы модели, выпускаемой автозаводом. Это позволяет обучаемым легко перейти от тренажера к упражнениям на автомобиле. Акустическая система, установленная в кабине, создает реалистические ощущения дорожной обстановки. В результате применения тренажера преодолевается психологический барьер при столкновении обучаемого с неожиданной ситуацией на дороге, повышается скорость принятия решений, что в итоге приводит к снижению числа дорожно-транспортных происшествий возникающих по вине неопытных водителей. «Езда» на тренажере помогает изучать и запоминать правила дорожного движения. За нарушения ПДД программа тренажера начисляет виновнику штрафные баллы.
     Тренажер разработан под руководством полковника Владимира Бабчука. В его разработке принимали участие сотрудники факультета военного обучения и студенты. В проекте были задействованы специалисты самых разных специальностей: инженер-электронщик лейтенант Дмитрий Смирнов, механики Анатолий Козлов и Александр Волков, программист Юрий Алейников.
     Разработкой ученых из агроинженерного университета уже заинтересовались во многих частях и автошколах. Сейчас идут согласования и переговоры. В трех московских школах РОСТО (ДОСААФ) такие тренажеры уже действуют. Положительно оценило опыт разработчиков и руководство Главного автобронетанкового управления Минобороны. Быть может, вскоре этот компьютерный комплекс станет обычным в системе подготовки водителей для армии. Тем более что разработчики уверяют - нет никаких проблем адаптировать тренажер под любой автомобиль. Это особенно важно, конечно, в условиях перевода Вооруженных Сил на единую автомобильную базу «Урал».

     На снимке: создатели тренажера у своего творения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex