на главную страницу

8 Октября 2008 года

Армия и общество

Среда

Трофеи майора Баранчикова

Андрей ЛУНЁВ. Фото автора.



     С майором Виталием Баранчиковым мы познакомились после того, как батальонная тактическая группа ставропольских десантников вернулась из Грузии в Абхазию и стала полевым лагерем в 30 километрах от границы.
     - Майор Баранчиков, начальник разведки 247-го десантно-штурмового полка, - представился крепко сбитый офицер. Открытое русское лицо, взгляд с искринкой, уверенный голос. Своим обликом он напомнил лейтенанта Тарасова из культового фильма о ВДВ «В зоне особого внимания». А еще такой же смелостью, с которой решал боевые задачи в Грузии...
     Десять дней продолжался рейд ставропольских десантников по территории Грузии. За это время «голубые береты» прошли более 550 километров, блокировали стратегически важный путь из Грузии в Кодорское ущелье и побывали в крупных грузинских городах, таких как Зугдиди и Сенаки. Операция по принуждению к миру - так называлась в целом эта кампания. Однако десантникам Баранчикова принуждать к миру в конечном итоге оказалось некого. Подразделения грузинских регулярных войск от столкновений с ними уклонились, разбежались заранее.
     Но об этом позже. А поначалу поход в Грузию десантникам представлялся заходом в чужой двор, где точно есть злая собака. И не знаешь, с какой стороны она прыгнет.
     Майор Баранчиков со своими разведчиками все эти дни шел впереди полковых колонн, обеспечивая прикрытие. Горы, по словам начальника разведки, постоянно таили в себе опасность. И когда колонна медленно ползла через перевал около ИнгуриГЭС, неосторожного движения механика-водителя хватало, чтобы машина летела в пропасть. И когда разведчики сгоряча после крутого серпантина на двух БМП внезапно выскочили на прямую дорогу, ведущую на Кодорское ущелье и в Верхнюю Сванетию. С окружающих высоток в тот момент они были видны как на ладони. Но все обошлось, никто не обстрелял, хотя неприятный осадок от такой возможности все же остался. Поэтому, когда десантники получили приказ взять под контроль военную базу и аэродром в Сенаки, на которых уже сутки хозяйничал наш спецназ, майор Виталий Баранчиков велел своим разведчикам не расслабляться.
     База 2-й грузинской пехотной бригады в Сенаки, где еще вчера находилось более 3 тысяч военнослужащих, встретила молчаливым унынием. Создавалось впечатление, что обитатели выбежали лишь на минуту и вот-вот вернутся. В казармах на стульях и на полу валялось натовское военное обмундирование. В столовой на столах - недоеденная пища: каша, картошка, яйца, мясо, лаваши. Однако начальник разведки был уверен: вернутся обитатели базы еще не скоро. Его подчиненные уже успели допросить дежуривших на гражданской радиолокационной станции двух служащих. Те рассказали, что из Тбилиси грузинских военных предупредили: идут, мол, российские десантники, если сейчас же не уйдете, русские всех убьют. Вот они, переодевшись в «гражданку» и побросав дорогостоящее вооружение, и бежали как от огня. Различная бронетехника - танки, БМП, БТР - так и осталась в боксах, хотя некоторые бронемашины грузины все же успели взорвать. Склады, устроенные в авиационных ангарах, ломились от разнообразного оружия, боеприпасов и взрывчатки.
     Разведчики профессионально шерстили базу. Уже к вечеру нашли два тщательно замаскированных склада. Выломав запоры на дверях, обнаружили неуправляемые и управляемые авиационные ракеты, а также снаряды к вертолетным пушкам ГШ-23.
     На подступах к базе, в лесном массиве, наткнулись на две наблюдательные «лежки». Забрали оттуда бронежилеты, резиновые коврики и спальные мешки.
     На аэродроме разведчики уничтожили ближнеприводной и дальнеприводной радиомаяки, по которым при заходе на посадку ориентируются самолеты. Выявили и заглубленный командный пункт, который был уже разрушен.
     Напротив основной базы располагался военный городок, где в первые дни августа проводился сбор грузинских резервистов. В одном из строений Баранчиков обнаружил заваленный хламом сейф, а в нем - мобилизационные документы, выполненные в электронном виде карты, личные дела резервистов и... план захвата Абхазии. Тот самый, который несколькими днями позже в Москве заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын будет демонстрировать журналистам на пресс-конференции. На плане сфотографированная американским спутником территория Абхазии была поделена на квадраты. Согласно схеме административные здания и посты миротворческих сил подлежали уничтожению в первую очередь.
     Но главные трофеи, как оказалось, были еще впереди. Узнав, что на аэродроме спецназ обнаружил замаскированную позицию технической батареи с тренировочной аппаратурой и целым штабелем контейнеров с ракетами для зенитного ракетного комплекса ПВО «Бук», начальник разведки полка призадумался. А где же сами пусковые установки? Спецназ вроде бы обыскал каждый метр на базе. Грузины покидали базу в спешке: если «Буки» все же были, то далеко увезти их не успеть.
     И спустя несколько часов начальник разведки полка майор Виталий Баранчиков с заместителем командира полка по тылу подполковником Юрием Солодом нашли-таки то, что искали. В нескольких километрах от военной базы разведчики наткнулись на полусгнившие хранилища для автомобильной техники, которые окружал деревянный покосившейся забор. Там, помимо разбитых грузовиков, и обнаружили целую батарею ЗРК «Бук». Две пускозаряжающие установки были закрыты защитными тентами, а две самоходных огневых установки с антенными комплексами загнаны в боксы.
     - Я прекрасно знаю, на что при умелом управлении способны эти зенитные ракетные комплексы, - вспоминает те события майор Виталий Баранчиков. - Очень удивился и одновременно обрадовался, когда их увидел. Отныне использовать эту технику против наших авиаторов никто не сможет.
     Никак не ожидал начальник разведки, что столь дорогостоящую технику грузины не попытаются вывезти, хотя она оказалась абсолютно исправной. В тех же сараях стояли две машины ремонта и материально-технического обслуживания. Не было только передвижного командного пункта - специальной машины на гусеничной базе. Однако и без нее способная работать в автономном режиме с минимальным временем развертывания батарея представляла серьезную опасность для любого воздушного объекта, летящего на высоте до 18 километров.
     При ближайшем рассмотрении оказалось, что установки в 2007 году были переброшены из Украины в Грузию по морю - погрузочные листы на корабли (деревянные дощечки) еще были прикреплены к бортам машин.
     Но теперь из Грузии в Абхазию «Буки» пошли уже своим ходом. Хотя бывшие хозяева предприняли все, чтобы не дошли. За несколько километров до границы грузины все же сделали попытку их уничтожить.
     Комплексы вывозили двумя колоннами. Первая, которую возглавлял майор Виталий Баранчиков, включала три бронетранспортера и две самоходных огневых установки. Во второй два трофейных танка Т-72 буксировали две пускозаряжающие установки. На выезде из Зугдиди разведчики попали под гранатометный обстрел. С двух сторон на колонну обрушились гранаты. Одна пролетела между первой огневой установкой и бронетранспортером, а другая прожгла две направляющих второй пусковой установки. Вот тут-то и пригодился майору Баранчикову чеченский опыт: в апреле 2003-го под Марзой-Мохком ему - тогда командиру разведроты - пришлось под обстрелом вывозить захваченного в бою начальника разведки чеченских бандформирований Абубакара Дейбулатова. Тогда только чудом их БМП проскочила сквозь шквальный огонь боевиков.
     Понимая, что и сейчас останавливаться нельзя, Баранчиков приказал увеличить скорость, и колонна стремительно вышла из зоны обстрела. Пока разведчики передавали по рации идущей следом колонне сведения о засаде, последняя тоже попала под обстрел. Но и в этом случае гранаты, лишь вскользь задевая танки и установки, не причинили бронетехнике серьезного вреда. Оставив «Буки» у миротворческого поста, в трех километрах от засады, разведчики вернулись к месту боя, но нападавшие уже успели скрыться.
     Вот так разведчики ставропольского десантно-штурмового полка во главе с начальником разведки майором Виталием Баранчиковым вырвали у противника довольно дорогостоящее жало, восполнить которое будет непросто. Если только большой «брат» не подкинет деньжат в виде «гуманитарной помощи».
     - Начальник разведки у меня молодец, - хвалит своего подчиненного командир полка полковник Алексей Наумец...
     «Командный пункт уничтожен! - врываясь на КП условного противника, кричал в фильме «В зоне особого внимания» бесстрашный лейтенант Тарасов. - Извините, товарищ генерал».
     - Батарея зенитных ракетных комплексов «Бук» захвачена Воздушно-десантными войсками России, - скажет, пересекая грузино-абхазскую границу майор Баранчиков. - Извините, если что-то повреждено осколками. Стреляли...
     На снимках: Майор Виталий Баранчиков.; Разведчики полка.; Это лишь мизерная часть боеприпасов, захваченных на грузинской военной базе в Сенаки.; Трофейные самоходные огневые установки ЗРК «Бук».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex