на главную страницу

10 Октября 2008 года

Тема номера

Пятница

Векторы военной интеграции

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



15 октября 2008 года в городе Санкт-Петербурге под председательством министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова состоится очередное, 55-е заседание Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств (СМО СНГ).
  В работе Совета министров обороны примут участие делегации от министерств обороны Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
  В соответствии с повесткой заседания планируется рассмотрение около двадцати вопросов по различным направлениям взаимодействия оборонных ведомств государств Содружества. Участники заседания подведут итоги деятельности рабочих органов Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств в 2008 году и обсудят план работы СМО СНГ по развитию военной интеграции на 2009 год. Это позволит Совету министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств последовательно продолжать совершенствовать систему многостороннего военного сотрудничества государств - участников СНГ, развивать взаимодействие в военной сфере на основе учета общих и национальных интересов.
  Накануне юбилейного заседания СМО СНГ на вопросы «Красной звезды» ответил секретарь Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств Александр СИНАЙСКИЙ.

     - Александр Сергеевич, обычному человеку не особенно заметно многостороннее сотрудничество в рамках СНГ. На виду как раз проблемные ситуации между бывшими братскими республиками СССР. Тем не менее в военной области, как считают эксперты, интеграция развивается. Чем это обусловлено?
     - На смену глобальной угрозе мировой ядерной войны пришла целая череда новых вызовов и угроз, среди которых особую опасность для Содружества Независимых Государств представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве международного терроризма, агрессивного экстремизма и религиозной нетерпимости.
     Как показывает исторический опыт, усилия государств Содружества по разрешению проблем военной безопасности в одиночку не могут принести желаемых результатов. Это является объективной предпосылкой деятельности всех государств СНГ по углублению интеграционных процессов в военной сфере.
     

     
СПРАВКА

     Секретариат СМО СНГ - постоянно действующий рабочий орган Совета министров обороны. В разное время его возглавляли генерал-полковники Леонид Ивашов и Василий Волков.
     Секретарь осуществляет общее руководство деятельностью Секретариата СМО СНГ, организует планирование работы Совета министров обороны, подготовку документов для рассмотрения на заседаниях Совета глав военных ведомств Содружества, участвует в заседаниях СМО СНГ и других уставных органов Содружества Независимых Государств, обеспечивает контроль выполнения решений Совета министров обороны.

     

     Объективный анализ развития военного сотрудничества государств - участников СНГ свидетельствует, что с самого начала оно развивалось опережающими темпами по отношению к другим сферам интеграции. За более чем 16 лет проделана значительная работа по формированию нормативно-правовых основ военно-интеграционных отношений стран Содружества. Генератором многостороннего военного сотрудничества с момента создания в феврале 1992 года выступает Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.
     - Нормативно-правовая база близка к практике?
     - В последнее время, с учетом новых вызовов и угроз, Совет министров обороны, возглавляемый министром обороны РФ Анатолием Эдуардовичем Сердюковым, последовательно переносит вектор основных усилий с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества к ее практической реализации.
     Сделано, безусловно, много, но почивать на лаврах было бы преждевременно. Потому деятельность Совета министров обороны носит динамичный, деловой, конструктивный характер. Так, только в ходе предыдущего, 54-го заседания в Бишкеке в июле 2008 года было рассмотрено более двадцати вопросов. В частности, такие актуальные с точки зрения противодействия современным вызовам и угрозам, как порядок действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств - участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна террористами, вопрос сотрудничества в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами в рамках противодействия угрозе воздушного терроризма.
     

     
Визитная карточка

     Александр Сергеевич СИНАЙСКИЙ родился 10 июня 1952 года в городе Фрунзе Киргизской ССР. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, общевойсковой факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина, адъюнктуру, докторантуру той же академии. В 1993 г. окончил Королевский колледж оборонных исследований (Лондон, Великобритания).
     Служил в должностях заместителя командира роты, батальона 2-й гвардейской Таманской дивизии, преподавал на кафедре международных отношений ВПА им. Ленина, был начальником кафедры Военного университета, заместителем начальника Военного университета по учебной и научной работе. С 1999 года - секретарь Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.
     Доктор исторических наук, профессор.

     

     Исходя из долгосрочных планов развития Объединенной системы ПВО были рассмотрены итоги деятельности Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны по реализации Основных направлений развития Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ на период до 2010 года и одобрены планы финансирования ее развития. Утвержден План совместных мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил на 2009 год и Перспективный план совместных спортивных мероприятий.
     Также рассмотрены вопросы создания системы обмена военно-научной информацией между министерствами обороны в области исследования проблем противовоздушной обороны и организации взаимодействия архивных служб вооруженных сил государств - участников СНГ.
     Принята новая редакция Положения о порядке организации и проведения ремонта вооружения и военной техники на ремонтных предприятиях министерств обороны, решено внести изменения в Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений и проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в вооруженных силах государств - участников СНГ. Изменения направлены на дальнейшее более тесное взаимодействие в военном пространстве Содружества Независимых Государств.
     - Тесное взаимодействие предполагает человеческие связи. Что делается для развития взаимопонимания между военными из разных стран СНГ?
     - В связи с предстоящим в 2010 году празднованием 65-летия нашей общей Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов утверждено Положение о проведении смотра-конкурса национальных музеев вооруженных сил государств - участников СНГ, спланировано проведение спартакиады дружественных армий. То есть главы оборонных ведомств выступили за возрождение общей исторической памяти.
     Совет министров обороны на практике уделяет внимание формированию и развитию духовных основ военного сотрудничества. В рамках этой работы традиционным стал Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!». Последний такой фестиваль состоялся в апреле - мае 2008 года в Зеленограде. Регулярно проводятся обмены творческими коллективами, музейными экспозициями, выставками.
     Две недели назад завершился III Всеармейский конкурс военно-профессионального мастерства «Мировой парень», который широко освещала «Красная звезда». Впервые он был проведен нами с участием военнослужащих дружественных армий шести государств Содружества. На предстоящем заседании Совета министров обороны государств - участников СНГ планируется принятие решения о ежегодном проведении конкурса в международном формате.
     

     СПРАВКА. С целью сохранения и поддержания общего военно-стратегического пространства государства - участники СНГ решением Совета глав государств от 20 марта 1992 года создали Главное командование ОВС СНГ и утвердили Положение о нем, а 6 июля 1992 года были утверждены структура, численность, место пребывания и условия финансирования деятельности ГК ОВС СНГ и Секретариата СМО СНГ на переходный период.
     Основные усилия в деятельности Совета министров обороны с момента его образования и почти до конца 1993 года были сосредоточены на обеспечении управления ОВС СНГ в ходе их реорганизации в национальные вооруженные силы, поиске форм и создании правовой базы сотрудничества в военной области, разработке и принятии согласованных мер по предотвращению и урегулированию вооруженных конфликтов на территории государств Содружества.
     24 сентября 1993 года главы государств - участников СНГ, стремясь сосредоточить усилия на координации, развитии военного сотрудничества и согласовании основных принципов военного строительства государств - участников СНГ, приняли решение о реорганизации Главного командования ОВС СНГ. Так, ГК ОВС СНГ было реорганизовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. В разные годы его возглавляли генералы армии В.Н. Самсонов, В.А. Прудников, В.Н. Яковлев.
     На заседании Совета глав государств СНГ 26 августа 2005 года было принято решение о дальнейшем реформировании и совершенствовании органов СНГ. В соответствии с этим решением с 1 января 2006 года Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ упразднен, его правопреемником определен Секретариат СМО СНГ.

     

     Под девизом «За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества» проводятся спартакиады. Как правило, в каждой из них принимают участие более 500 спортсменов, разыгрывается более 300 медалей. На заседании СМО СНГ 15 октября в Санкт-Петербурге главы оборонных ведомств рассмотрят вопрос об организации летом 2009 года VII Спартакиады дружественных армий.
     В целом идет поиск и использование новых форм сотрудничества не только среди руководящего звена вооруженных сил государств Содружества, но и внедрение в практику развитие контактов между военнослужащими различных категорий по широкому кругу интересов.
     - Александр Сергеевич, сегодня не все государства СНГ одинаково участвуют в развитии военного сотрудничества. Каковы перспективы интеграции?
     - Одно из приоритетных направлений деятельности Содружества Независимых Государств - взаимодействие в сфере безопасности, поддержания и укрепления международной стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам. В силу объективных причин эта область взаимодействия государств СНГ является одной из самых востребованных.
     За прошедшие годы на территории Содружества сложилась достаточно сложная многовекторная система отношений в военной сфере. Приоритетным направлением на современном этапе в масштабах СНГ является сотрудничество на многосторонней основе, в рамках которого перспективной представляется модель разноскоростной интеграции, позволяющая государствам - участникам Содружества Независимых Государств подключаться к тому или иному процессу на любом из его этапов.
     Проблема обеспечения военной безопасности, конечно же, должна решаться комплексно, с учетом общих и долгосрочных интересов каждого из государств Содружества.
     В военно-политическом плане в СНГ на сегодняшний день сложились два уровня взаимоотношений государств. Первый - союзнические, который охватывает в полной мере все сферы сотрудничества. Второй - партнерские отношения. Сегодня в силу ряда причин они еще не выливаются в союзнические. На этом уровне совершенствуются отношения в военно-технической, социально-правовой и гуманитарной областях.
     Совет министров обороны формирует идеологию многостороннего военного сотрудничества в русле общих проблем политической и экономической интеграции государств Содружества. Оно строится на основе Концепции развития военного сотрудничества государств - участников СНГ. Перспективный план охватывает все сферы военного взаимодействия государств - участников СНГ: сотрудничество в военно-политической и военной сфере, военно-техническое, сотрудничество в миротворческой деятельности и в вопросах обеспечения социально-правовой защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     СМО СНГ последовательно совершенствует нормативно-правовую базу взаимодействия в военной области и способствует ее практической реализации. Такой подход отвечает как региональным, так и национальным интересам.
     - Каковы примеры практического сотрудничества в военной сфере?
     - Усилиями военных ведомств СНГ созданы, действуют и совершенствуются различные совместные (объединенные) системы военного назначения. Так, несет боевое дежурство объединенная система противовоздушной обороны. Ее эффективность в плане защиты государственных границ стран Содружества регулярно подтверждается командно-штабными тренировками и совместными тактическими учениями войск ПВО (ВВС и ПВО) с боевой стрельбой «Боевое содружество».
     На заседании Совета министров обороны в Северной столице вопросам совершенствования объединенной системы ПВО будет уделено особое внимание.
     Несет боевое дежурство и система государственного опознавания «Пароль», создана информационная система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества, последовательно создается совместная (объединенная) система связи, активно ведется сотрудничество в области топогеодезического, гидрометеорологического и метрологического обеспечения деятельности вооруженных сил государств СНГ, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки.
     Необходимость скорейшего урегулирования конфликтов на территории Содружества Независимых Государств и гарантированного предотвращения новых поставило миротворчество в ряд важнейших направлений в деятельности СНГ. Несмотря на трудности и специфические особенности проводимых миротворческих операций на территории Содружества, было сделано главное: удалось погасить вооруженные конфликты и создать предпосылки для поиска путей их политического урегулирования. То есть несомненное достижение в области собственно военного взаимодействия - это разработка рабочими органами Совета министров обороны методологии миротворческой деятельности, которая практически реализована в ходе операций по поддержанию мира. Например, в Республике Таджикистан, где благодаря усилиям миротворцев Содружества был достигнут уникальный для современной международной практики положительный результат.
     Как показывает опыт многостороннего военного сотрудничества, не существует таких проблем и разногласий, которые невозможно было бы преодолеть общими усилиями. В результате последовательной совместной деятельности вырабатываются основополагающие подходы к развитию военной интеграции в рамках Содружества. Они постепенно становятся основой для разработки Концепции военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств до 2015 года и Плана основных мероприятий по ее реализации.
     - Насколько существенна роль Секретариата Совета министров обороны государств Содружества в развитии военной интеграции?
     - За время своей деятельности СМО СНГ подготовил и принял около 700 документов по различным аспектам военной интеграции. Более 95 процентов от общего количества этих документов было инициировано и подготовлено рабочими органами Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств.
     - Александр Сергеевич, каким вы видите будущее СНГ и Совета министров обороны, учитывая современные геополитические вызовы?
     - Дальнейшее расширение и интенсивное развитие взаимодействия в военной сфере позволит своевременно и адекватно реагировать на современные и ожидаемые вызовы и угрозы, обеспечивая при этом учет общих и национальных интересов. На протяжении уже более шестнадцати лет это стратегическая цель деятельности Совета министров обороны государств - участников СНГ и его рабочих органов. Каждая встреча глав военных ведомств Содружества подводит итог очередному этапу на пути к ее достижению.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex