на главную страницу

17 Октября 2008 года

Страна и мир

Пятница

НАТО ВНОВЬ ГОТОВА ВООРУЖИТЬ ГРУЗИЮ

Владимир КОЗИН, кандидат исторических наук.



Практически полный разгром грузинской армии в ходе недавней авантюры Тбилиси против Цхинвала, похоже, не остудил горячие головы как среди высшего военно-политического руководства Грузии, так и среди ведущих стран НАТО, вновь выстраивающих далеко идущие планы о скорейшем восстановлении военного потенциала этого закавказского государства, уже неоднократно осуществлявшего этнические чистки против осетин и абхазов...

     Тема возрождения военной машины Грузии стала предметом детального обсуждения в ходе первого заседания комиссии НАТО - Грузия (КНГ) на министерском уровне, которое состоялось 10 октября в Будапеште вслед за совещанием министров обороны трансатлантического союза, собравшемся там же накануне этой встречи.
     Каковы же результаты работы этой столь спешно созванной комиссии? Ведь она была учреждена лишь 15 сентября этого года под благовидным предлогом «обзора дальнейшего развития отношений», но на самом деле, как несколько позднее признал сам генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер, все же «для координации помощи Грузии в деле ее восстановления после известного конфликта».
     Члены КНГ (26 стран - участниц НАТО плюс Грузия), собравшиеся в венгерской столице с конкретной задачей «восстановить военный потенциал Грузии», действительно обеспокоены восполнением былой «мощи» ее вооруженных сил. Как показывают итоговые документы, одобренные будапештской встречей, заседание натовско-грузинской комиссии объявило об основных направлениях военного и военно-технического взаимодействия НАТО с грузинскими вооруженными силами. Таких векторов было названо семь: проведение военной реформы; реформирование отдельных видов вооруженных сил, в том числе ПВО; развитие военно-технического сотрудничества; взаимодействие в сфере безопасности и управления воздушным движением; планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, а также реализация мер противодействия кибернетическим атакам.
     Как видно, обновляемый замах Североатлантического альянса на сотрудничество с Тбилиси в деле модернизации военной инфраструктуры Грузии предполагает широкие параметры, охватывающие солидный спектр военного и военно-технического взаимодействия. Да и на открытии заседания КНГ шеф НАТО не стал скрывать, что соответствующая помощь Грузии со стороны альянса будет носить «всеобъемлющий характер». Хотя сроки начала ее предоставления руководством блока не оговариваются, но, по имеющейся информации, произойдет это очень быстро: до конца октября с. г. в Вашингтоне должны состояться предметные переговоры военных ведомств США и Грузии о деталях натовского военного «содействия» Тбилиси, основную долю в котором собираются взять на себя американцы. Они же проконсультируют своих ближайших партнеров по блоку на предмет первостепенных потребностей Тбилиси в вооружениях и военной технике, которые должны начать поступать уже в текущем году. Известно, что эти вооружения и военная техника будут иметь не только оборонительный, но и наступательный характер (в основном).
     По некоторым оценкам, подобное «военное содействие» в денежном выражении может достигнуть, несмотря на затянувшийся финансово-экономический кризис в ведущих странах Запада, уровня 5 млрд. долларов. Что будет гораздо выше суммарной стоимости военно-технических поставок Грузии, произведенных в основном странами НАТО за последние несколько лет еще до начала ее вооруженной агрессии против Южной Осетии. А эта предконфликтная сумма составила 2,5 млрд. долл.
     В связи с отмеченными будапештскими решениями и существующими в Кавказском регионе военно-политическими реалиями возникает несколько вопросов. Для каких целей предполагается столь мощное новое перевооружение режима Саакашвили? Для планируемого реванша в отношении Южной Осетии и Абхазии, провозгласивших независимость от Грузии из-за ее неоднократных акций геноцида в отношении осетин и абхазов? Или для проверки в очередной раз военной мощи и стойкости России на ее южных рубежах? Неужели в штаб-квартире трансатлантического блока неизвестно, что при режиме Саакашвили Грузия стала едва ли не самым милитаризированным государством планеты, когда с 2002 по 2008 год бюджет ее министерства обороны увеличился с 18 до 900 млн. долл., или в 50 раз, а численность ее вооруженных сил возросла в два раза?
     Согласно данным по Договору об обычных вооруженных силах в Европе, в результате крупных военных закупок и поставок вооружений извне за период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года количество находящихся в грузинской армии различных видов вооружений и военной техники возросло в несколько раз. Как было заявлено российской делегацией на пленарном заседании форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, состоявшемся в Вене 1 октября, количество танков в грузинских вооруженных силах возросло почти в два раза, боевых бронированных машин - более чем в полтора раза, артиллерии калибра более 100 мм - в три раза, боевых самолетов - на одну треть и ударных вертолетов - в три раза. Известно, что вся эта техника неоднократно и широко использовалась для неизбирательно-карательного применения грузинскими военными во время августовской агрессии в основном против гражданского населения Южной Осетии.
     Тем не менее Североатлантический союз по-прежнему готов видеть Грузию в числе полноправных членов альянса. Об этом свидетельствует витиеватая формулировка мероприятия КНГ: «В итоге министры стран - членов НАТО подтвердили приверженность... продолжению обеспечения контроля над процессом, инициированным в ходе Бухарестского саммита
     (НАТО в апреле с.г.), с учетом евроатлантических устремлений Грузии». Уже после упомянутого заседания более конкретно выразилась на эту тему государственный секретарь США Кондолиза Райс, написавшая в одной из своих последних статей буквально следующее: «Дверь в евроатлантическое будущее остается для Грузии открытой настежь (выделено мной. - В.К.), и наш альянс продолжит работу над тем, чтобы претворить это будущее в жизнь».
     Нет сомнения в том, что намечаемое значительное перевооружение вооруженных сил Грузии ведущими натовскими странами и ее упорное втягивание в альянс крайне негативно скажется на региональном стратегическом балансе и российско-натовских отношениях в целом. Такие меры представят прямую военную угрозу безопасности Российской Федерации, ее союзникам и друзьям.
     Естественно, подобные шаги не останутся без внимания российского политического и военного руководства. С учетом отмеченных негативных обстоятельств Москва выступает за разработку комплекса мер, исключающих возможность повторения безудержной милитаризации Грузии, которая уже подтолкнула ее нынешнее руководство к нападению на Южную Осетию этим летом. Речь по сути дела идет о введении оружейного эмбарго и иных запретов. Россия уже неоднократно делала упор на введении таких логичных и адекватных мер. В частности, как было заявлено официальным представителем российского МИД 14 октября с.г., важной частью этих мер мог бы стать «отказ от поставок тяжелых и наступательных вооружений грузинскому правительству».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex