на главную страницу

21 Октября 2008 года

Страна и мир

Вторник

Блицкрига не получится

Владимир СИДОРОВ.



Белый дом одобрил продажу Израилю 75 истребителей-невидимок F-35. А несколько ранее Пентагон начал поставлять в эту страну так называемые умные бомбы огромной мощности, предназначенные для уничтожения подземных и особо защищенных объектов. На израильской территории размещен и американский передвижной радар передового базирования (FBX-T) AN/TPY-2 для обнаружения и отслеживания баллистических ракет сразу после пуска. По мнению некоторых наблюдателей, эти факты свидетельствуют о намерении Вашингтона использовать Израиль для нанесения удара по Ирану. Причем это может произойти уже в ближайшее время, до президентских выборов в США, которые состоятся, как известно, 4 ноября. Насколько обоснован данный прогноз и чем грозит миру такое развитие событий? Эти и другие вопросы стали темой интервью «Красной звезде» эксперта по исламскому миру, депутата Государственной Думы Семена БАГДАСАРОВА.

     - Семен Аркадьевич, вы тоже думаете, что Ближний Восток стоит на пороге новой войны?
     - Действительно, ситуация на Ближнем Востоке сейчас такова, что вооруженный конфликт может разразиться в любое время. За это говорит и тот факт, что о готовности Израиля к войне против Ирана не раз заявлял в последние дни министр обороны Эхуд Барак. Напомню также, что летом израильские ВВС провели широкомасштабные учения с участием более ста самолетов, в ходе которых отрабатывались вопросы нанесения бомбового удара по иранским ядерным объектам.
     В свою очередь, Иран демонстрирует готовность к ответным мерам. Так, летом на протяжении нескольких месяцев проходили учения различных видов и родов иранских вооруженных сил, где также отрабатывались вопросы отражения агрессии со стороны США и Израиля. В том числе и применения для нанесения удара по Израилю ракет «Шехаб-3» (дальность полета - 1.500 км, вес боевой части - до 700 кг) и «Шехаб-4» (дальность полета - 2.000 км, вес боевой части - до 1.000 кг).
     Так что военное противостояние в регионе нарастает. Правда, Соединенные Штаты постоянно опровергают наличие у них планов нападения на Иран. В какой-то мере это может быть и так, так как явные провалы в Ираке, сложная ситуация в Афганистане не позволяют военным стратегам из США определить конкретную дату вторжения в Иран. Однако я скорее склонен поддержать тех, кто считает, что это вторжение все же состоится и Израиль в данном случае поведет себя как главный геостратегический и военный союзник США.
     - То есть конфликт неизбежен?
     - Конечно же нет. Его можно избежать. Но нельзя не видеть, что возрастающая мощь и независимость Ирана все больше не нравятся США. Тем более что Америка уже давно стремится установить свой контроль над Ираном, который богат запасами углеводородного сырья. Например, Иран обладает 10 процентами всей мировой нефти. Для сравнения: США имеют менее чем 2,8 процента глобальных нефтяных запасов. Поэтому еще в бытность правления Клинтона центральное американское военное командование сформулировало тезис о важности обеспечения доступа к нефтяным ресурсам Ирана.
     С другой стороны, сам Иран сегодня не только занимает лидирующее положение в регионе, но и выходит на уровень, позволяющий ему в ближайшее время занять место среди сверхдержав мира. Для последнего у Тегерана есть все основания.
     Во-первых, это более чем 70-миллионное население, большую часть которого составляет молодежь. Во-вторых, значительные запасы полезных ископаемых, прежде всего углеводородного сырья. По запасам нефти, например, Иран входит в первую пятерку государств в мире, по запасам газа занимает второе место после России. И средства, полученные за счет продажи углеводородного сырья, Тегеран не отправляет за тридевять земель, а вкладывает в собственную экономику, произведя в последние годы буквально промышленную революцию. Это в-третьих. Огромные средства вкладываются и в оборонно-промышленный комплекс, в сферу обеспечения безопасности. Как следствие, сегодня Иран самостоятельно производит самое современное вооружение. Подтверждением чему опять же «Шехаб-4», об испытаниях которых было недавно заявлено.
     Новые ракеты, впрочем, как и уже состоящие на вооружении «Шехаб-3», позволяют Тегерану нанести ответный удар по любому агрессору, включая США. Под последними я подразумеваю военные базы США в Кувейте и Израиль.
     Кроме того, Иран сегодня располагает и другими видами вооружений. В частности, недавно проведены достаточно успешные испытания современного истребителя-бомбардировщика. Сообщалось также, что иранские специалисты создали первый космический спутник и систему его запуска на околоземную орбиту. Церемония официальной презентации, на которой присутствовал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, была приурочена к 29-й годовщине исламской революции. Первый исследовательский спутник «Умид» («Надежда»), который способен летать на околоземных орбитах, был показан в помещении Организации электронной промышленности Ирана. Помимо главы государства в презентации приняли участие министр обороны Ирана Мустафа Мухаммад Наджар и другие представители госведомств. В состав представленного терминала входят сам спутник, стартовая площадка и ракета «Кавшягар-1» («Исследователь-1»). Если пуск ракеты пройдет успешно, то можно будет говорить, что Иран стал 11-й космической державой мира.
     Если говорить о внешней политике Тегерана, то иранскому руководству на сегодняшний день удалось выстроить достаточно мощный фронт влияния от Ливана до Афганистана. В Ливане проиранское движение «Хезболлах» по сути является самой мощной военно-политической группировкой, что подтверждают его успехи в военном противостоянии Израилю. Весьма сильны позиции Ирана и в Ираке. В отношении Ирака, убежден, Тегеран переиграл Вашингтон и его союзников. Последние, затратив миллиарды долларов и потеряв около пяти тысяч военнослужащих, не имеют в Ираке такого влияния, как представители Тегерана. Это подтверждает и визит президента Ирана Ахмадинежада в Ирак, в ходе которого он открыто критиковал действия США.
     Здесь надо, к сожалению, признать, что в пылу риторики иранские представители допускают весьма резкие высказывания в адрес США и Израиля. А те тут же используют их в качестве доказательств «агрессивности» Тегерана.
     - И какие, на ваш взгляд, могут быть последствия этого конфликта, если он все же разразится?
     - Если развитие ситуации пойдет в таком направлении, то мир получит крупнейший конфликт за всю современную историю Ближнего Востока, который будет иметь последствия экономического и политического характера не только для региона, но и для всей планеты. Для ответного удара Тегеран, безусловно, задействует силы всех своих союзников, как официальных, так и неофициальных. Это, повторюсь, движение «Хезболлах» в Ливане. В южном Ираке будут активизированы действия шиитских формирований Муктада Садра. Расширят боевые действия против США и их союзников и находящиеся под влиянием Тегерана шиитские формирования в Хазараджаде и на западе Афганистана. Плюс к этому не будем забывать, что основное население нефтеносных районов Саудовской Аравии тоже составляют шииты. Нетрудно предположить, что сторонники Ирана распространят свои действия далеко за пределы региона, и в первую очередь против всего того, что связано с Соединенными Штатами.
     Что касается непосредственно боевых действий, то я весьма высоко оцениваю шансы Ирана. Предполагается, что военная операция против Ирана не будет идентичной той, что имела место в Ираке. Скорее всего, это будет американо-израильский ракетно-бомбовый удар по ядерным объектам Ирана. По мнению ряда военных аналитиков США, Британии и Израиля, он не только уничтожит инфраструктуру Ирана, но и вызовет противостояние этнических групп в стране, что значительно ослабит правящий режим. Однако вряд ли этим удастся США «расшатать» правящую элиту Ирана, так как там сейчас налицо общее неприятие американской политики в регионе, связанное с войной в Ираке.
     Не сомневаюсь также, что Ирану удастся в качестве ответных мер блокировать Персидский залив, перерезав тем самым основные нефтяные маршруты. А это приведет к глубочайшему потрясению экономики всего мира.
     - Что же необходимо предпринять мировому сообществу, и России в частности, чтобы не допустить такого развития событий?
     - Конечно же есть проблема, которая беспокоит сегодня многих. Это ядерная программа Ирана, а точнее, ее возможный ядерный аспект. Но ее следует решать за столом переговоров, ведя терпеливый и активный диалог с Тегераном. Что, в частности, и предлагает Россия, которая, наверное, больше всех заинтересована в том, чтобы у ее границ не появился сосед с ядерным арсеналом.
     Силовой же вариант решения проблемы не имеет перспектив. Более того, он чреват, как я уже говорил, огромными негативными последствиями. Хотелось бы надеяться, что мировое сообщество после агрессии в Югославии, войны в Ираке, кавказского кризиса все же осознало: решать проблемы современности в шорах однополярного мира не только невозможно, но и опасно. Слишком велика цена, которую приходится платить...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex