на главную страницу

22 Октября 2008 года

24 октября - день подразделений специального назначения

Среда

Они не ищут славы

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Эпоха ядерного противостояния расставила новые акценты в военном строительстве ведущих мировых держав. Один из них был сделан на формировании подразделений специального назначения, призванных решать оперативные задачи в тылу противника. В СССР к созданию первых подразделений спецназа приступили с некоторым опозданием, в начале 1950-х годов. Дело, однако, двигалось, в войсках появились отдельные роты специального назначения, которые потом были сведены в батальоны, а еще позже в бригады.

     
     Военнослужащие в камуфляжной форме и выцветших голубых беретах на улицах Тамбова появились не так давно. Часто их не увидишь, но присутствие такой необычной и хорошо организованной силы ощущает весь город. И, я бы сказал, не без гордости. Если спросить коренного тамбовчанина, где находится бригада спецназа, он не задумываясь укажет ориентир. Добраться легко, от центральной улицы минут десять пешком.
     Бригаду в Тамбов перевели пять лет назад из-под Рязани. Там она была сформирована 1 января 1963 года на основе директивы Генерального штаба и в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 20 августа 1961 года.
     Военный городок, в котором теперь располагается боевая часть, имеет свою интересную летопись. Его построили на месте «Казарм имени воеводы Хитрово». Любителям истории государства Российского это имя хорошо известно. В XVII веке Богдан Хитрово, верный слуга царя и отечества, построил целую цепь крепостей, которые, прирастая жилыми постройками, постепенно становились городами. Тамбов - в числе этих хитровских крепостей-городов.
     После революции в военном городке обустроился кавалерийский полк 14-й кавалерийской дивизии имени А. Пархоменко. В 1932 году здесь открыли школу артиллерийских техников, на базе которой возникло позже Тамбовское артиллерийско-техническое училище. Но и оно не дожило до новых времен, уступив место училищу химзащиты, преобразованному в 1997 году в филиал Военного университета того же профиля.
     И вот теперь в военном городке прижился спецназ. История части, как видим, вмещается в 45 лет. По любым меркам немного. Но и этих лет хватило для обретения настоящей славы. Со скромных стендов музея части на посетителей смотрят Герои России. Их четверо: майор Алексей Тучин, старший лейтенант Алексей Родин, капитан Дмитрий Елистратов, старший лейтенант Андрей Саманков. Портреты первых двух черно-белые, высокое звание им присвоено посмертно.
     Другие герои, не удостоенные высшей награды, но отдавшие службе самое дорогое - жизнь, также представлены в музее. Их имена сослуживцы помнят и чтут. Сомнений нет, это чувствуется.
     Чтут здесь и корни этой специфической профессии. Давыдов, Ковпак, Медведев, Вершигора, Федоров - имена этих и других знаменитых партизанских лидеров покоятся на почетных местах родословной российского спецназа, о котором во всем мире говорят с уважительным трепетом.
     Преувеличения абсолютно никакого нет. Музейные фотографии свидетельствуют о проявлении огромного интереса к жизни бригады со стороны не только российской, но и зарубежной общественности. Гостями спецназовцев были делегации из Соединенных Штатов, Вьетнама, Алжира, Сирии, Югославии, Болгарии, Объединенных Арабских Эмиратов, Иордании. Последнюю делегацию, кстати, возглавлял наследный принц (ныне король) Абдалла Бен аль-Хусейн.
     Об уровне профессионализма тамбовского спецназа говорят призовые места, завоеванные в состязаниях с коллегами из других стран, в том числе из Белоруссии. Выделяю эту страну потому, что два года назад лично наблюдал, что и как умеют делать минские чудо-ребята. Тамбовские им не уступают, заверил меня психолог одного из батальонов майор Эдуард Дуденков. Вместе с очаровательным библиотекарем Галиной Вороновой, выпускницей филфака Харьковского университета, они сопровождали меня по музею, с готовностью отвечая на «дополнительные» вопросы корреспондента «Красной звезды».
     Из коротких, но емких пояснений сопровождающих стало, в частности, понятно, что в полном составе бригада не участвовала в боевых действиях в Афганистане, равно как и в других военных конфликтах. Она лишь формировала из своих бойцов «отряды», посылая их туда, куда Родина прикажет. И это, кстати, соответствовало «технологии» ее использования.
     К примеру, в Афганистане в период 1984 - 1989 годов действовал отдельный отряд под командованием Ивана Крота (сейчас он живет в Белоруссии). В Таджикистане действовали два отряда. Одним командовал Чекунов, другим - Бреславский. Посылала бригада своих бойцов также в Чечню (во время обеих кампаний) и в Косово. Были и некоторые другие адреса.
     На характер выполняемых отрядами бригады задач указывают трофеи, представленные в музее. Это предметы экипировки боевиков, карты с оперативной обстановкой, образцы оружия и многое другое. Когда смотришь на все это, невольно представляешь, сколь незаметным, подчас просто филигранным должен быть стиль работы спецназовцев. «Стреляющий разведчик - мертвый разведчик», - сказал, как будто угадывая мои мысли, майор Дуденков.
     Нет, спецназ не разбивает лбом кирпичи, это не его почерк. Он бесшумно делает свое дело. И, как правило, с честью решает каверзные «кроссворды». «Невыполнимых задач не бывает» - это вроде поговорки в бригаде. Девизом-то, пожалуй, не назовешь, поскольку в устах тех, от кого пришлось ее слышать, она звучит обыденно, без пафоса.
     Между прочим, мне показалось, что тамбовские офицеры-спецназовцы вообще как-то не склонны к высокой словесности. Им также несвойственно жаловаться на неустроенность быта или стесненность в финансовых средствах. «Ничего, хватает», - сказал мне один офицер, у которого двое детей и нет квартиры.
     Бесквартирных в бригаде много. Значительно больше, чем тех, у кого свое жилье имеется. Вся надежда на строящийся поблизости дом на 300 квартир. Если все пойдет по плану, в решении жилищного вопроса будет сделан большой шаг. Спадет напряженность в семьях, разрядится морально-бытовая атмосфера.
     Об этом шла речь уже в беседе с комбригом - полковником Андреем Слободяном. Материальное положение, условия быта своих подчиненных мой собеседник рассматривает среди первостепенных задач, без выполнения которых трудно рассчитывать на высокий (по-настоящему высокий) уровень боевой готовности и боеспособности подразделений бригады.
     «Когда жена офицера с досадой говорит мужу о том, что у ее знакомой супруг зарабатывает сто тысяч рублей и у них прекрасная квартира и т.д., такой упрек хорошего настроения в семье не прибавит. Я хочу сказать, что наметившуюся стабильность в повышении денежного довольствия нужно укреплять и дальше. Тогда и утечки кадров не будет», - говорит Слободян.
     В той же мере, убежден он, это касается материально-технического оснащения армии, в том числе, естественно, его конкретной бригады. Он вспомнил одну маленькую, но очень показательную деталь из своей прежней службы на Дальнем Востоке. Это было в 1990-х годах, когда наши отношения с американцами (в силу известной политической покладистости Кремля) претерпели заметное потепление.
     Так вот, проходили состязания подразделений спецназа двух стран. Наши ездили в Америку, американцы приезжали к нам. И эти соревнования показали любопытную вещь. В коллективных действиях сильнее оказывались российские боевые группы. В индивидуальной же подготовке предпочтительнее выглядели американские парни. Не потому, что мощнее телом, а потому, что оснащение качественно иное.
     «Представляете, - сказал Андрей Слободян, - снимает американец ботинки после марш-броска по болотистой местности, а у него носки белые и сухие!»
     Характерное и весьма меткое замечание. Можно ведь целый трактат перед широкой аудиторией прочитать на тему материально-технического обеспечения нашей армии. А можно вот так, крохотным эпизодом, броским штрихом показать, что работы в этой сфере у нас еще непочатый край.
     Есть ли проблемы с отбором призывников для спецназа? Хватает ли в военкоматах здоровых и сильных?
     Немного подумав, комбриг сообщает, что задачи по отбору выполняются, поскольку спецназ значится в числе приоритетов. В советское время это делать было, конечно, проще, выбирали лучших из лучших, комсомол помогал. Сейчас сложнее. Лучшие-то выбирают и места получше.
     Главное внимание при отборе ребят на службу в спецназ, по словам комбрига, обращается на выносливость. «Стараемся брать тех, кто занимался легкой атлетикой, игровыми видами спорта», - говорит Слободян. «Ну и на такое важное свойство характера, как сообразительность», - добавляет он.
     Как обстоят дела с наличием резерва, с его обновлением?
     В целом удовлетворительно, считает полковник. Ежегодно проводятся мероприятия по призыву на небольшой сбор приписного состава - около 80 человек. Работа полезная, необходимая. Хотя и тут есть над чем подумать, что предпринимать для качественного роста резерва. В инстанциях вроде бы уже согласились с тем, что резервистов следует готовить на местной базе. Иначе говоря, в тамбовской бригаде должны служить парни из Тамбовской области. Тогда и контакты с ними будут прочнее, надежнее.
     На вопрос о том, каково отношение к бригаде местных властей, комбриг отвечает коротко и со всей твердостью: «Отличное отношение».
     Потом добавляет: «Часть воевала, были потери, были проблемы, обращались за помощью к администрациям города и области. И всегда нам помогали. Выделяли средства семьям погибших, квартиры...
     Да ведь и мы можем в чем-то помочь. В первую очередь, конечно, в деле воспитания подрастающего поколения. У нас есть что показать молодым людям. Да и представителям власти тоже. Они приходят, смотрят, и у них растет уважение к бригаде, ее потенциалу, ее способности противостоять известным угрозам. Терроризма, в частности. По-моему, такие взаимоотношения на пользу городу».
     В конце нашей непродолжительной беседы я решил спросить у комбрига, насколько, по его мнению, герои-спецназовцы из многочисленных кинофильмов и телесериалов похожи на реальных профессионалов.
     «Это собирательные образы. В них мало чего от реальности. Но, видимо, создателей фильмов фактор достоверности особо и не волнует. Они создают на экране шумные эффекты, зрители довольны, деньги текут», - сказал Слободян.
     По его словам, в кино отражены процессы в обществе. А в обществе сегодня размыто понятие спецназа. Появились всевозможные ведомственные «спецназы», которые выполняют нужные определенным руководителям функции. Но это совсем другое дело. Настоящий спецназ создавался для выполнения совершенно конкретных разведывательно-диверсионных задач в тылу противника. В частности, для ликвидации мобильных средств ядерного нападения. Это промежуточное звено между агентурной и специальной разведкой, так сказать, силовая ее составляющая. Создавая спецназ, мы использовали опыт партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, в нем много ценного.
     На мой вопрос, есть ли у него и его подчиненных любимый фильм, такой, как у космонавтов - «Белое солнце пустыни», комбриг ответил: «Опрос по данному поводу в части не проводил. Что касается лично меня, люблю кинофильм «Звезда». Причем как в старой, так и в новой версии».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex