на главную страницу

23 Октября 2008 года

Тема номера

Четверг

В ответе за мобресурс

Завтра Мобилизационному управлению Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ исполняется 90 лет

Начальник направления Мобилизационного управления ГОМУ ГШ ВС РФ полковник Юрий СЕМЁНЫЧЕВ.



     Известно, что мобилизация – это комплекс мероприятий государства по переводу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные на военное время, а также по переводу экономики, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени. Решение этих сложных задач возложено на мобилизационные органы всех уровней.
     Мобилизационные органы получили свое развитие с появлением массовых армий, когда сохранять одну и ту же численность войск в мирное и в военное время стало невозможным, когда для ведения войны требовалось наращивание боевого состава воюющих армий, восполнение потерь в людях и материальных средствах.
     Для того чтобы решать задачи наращивания боевого состава и восполнения потерь в живой силе, необходимо иметь в запасе заранее накопленные мобилизационные ресурсы.
     
Исторические вехи

     Начало образованию обученного военному делу запаса армии с целью увеличения ее численности в случае войны было положено в 1834 г., когда указом императора Николая I от 30 августа 1834 г. срок военной службы нижних чинов уменьшился с 25 до 20 лет с последующим пребыванием в течение 5 лет в так называемом бессрочном отпуске. С объявлением войны все эти отпускные вновь подлежали призыву в армию и частично образовывали запасные войска, а другая часть напрямую поступала на усиление действующих, или полевых воинских частей. Такая система просуществовала до 1874 г. Впрочем, она не могла решить проблему создания массовой армии. Еще раньше, чтобы увеличить количество военнообученных младших чинов и офицеров запаса, было принято положение о призыве отпускных и назначении их в войска. Таким образом, с 1870 г. началась плановая мобилизационная работа.
     Существующие в настоящее время в Вооруженных Силах РФ мобилизационные органы берут свое начало с Российской армии, в которой они играли большую роль при проведении мобилизации людских и транспортных ресурсов до начала, в ходе подготовки и ведения Отечественной войны 1812 г., Первой мировой войны и других войн и военных конфликтов.
     Мобилизационное управление ГОМУ ГШ ВС РФ было создано 24 октября 1918 г. в составе Всероссийского Главного штаба для разработки мобилизационного плана Вооруженных Сил и всех распоряжений по мобилизации, учета военнообязанных, призыва граждан на военную службу, комплектования личным составом, лошадьми и обозом действующей армии.
     С образованием Мобилизационного управления десятки тысяч офицеров-мобработников разрабатывали мобилизационные планы, участвовали в массовой мобилизации Красной Армии в 1918 г. Им принадлежит идея перехода на территориально-милиционную и кадровую систему строительства армии, они же разрабатывали и соответствующие планы мобилизации.
     Они сумели организовать выполнение мобилизационного плана Вооруженных Сил в начале Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Уже в первые месяцы войны в Вооруженные Силы было мобилизовано 5,3 млн. человек, что позволило довести их численность до 11 млн. человек, в том числе действующей армии до 5,5 млн. человек.
     За четыре года войны Мобилизационное управление и мобилизационные органы военных округов мобилизовали 19 млн. 476 тыс. 700 человек, а всего за этот период прошли армейскую службу, с учетом уже служивших к началу войны, 34 млн. 476 тыс. 700 человек.
     В послевоенный период Мобилизационное управление продолжало напряженную работу, особенно в области мобилизационного планирования. Офицерами управления было разработано (утверждено и введено в действие) семь мобилизационных планов, много раз уточнялись и составлялись новые схемы мобилизационного развертывания военных округов, подготовлен и внедрен в практику целый ряд нормативных и правовых мобилизационных документов.
     
Задачи нового времени

     С созданием Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом новых экономических условий в стране, Мобилизационным управлением разработаны и утверждены новые руководящие документы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ.
     Офицерами управления ведется постоянная кропотливая работа по накоплению, подготовке и предназначению военнообученного резерва граждан, пребывающих в запасе.
     В настоящее время Мобилизационное управление решает задачи, позволяющие в случае необходимости гарантированно и надежно провести доукомплектование (отмобилизование) Вооруженных Сил РФ мобилизационными людскими и транспортными ресурсами. Оно осуществляет планирование мобилизационного развертывания ВС РФ; организует мобилизационную подготовку в ВС РФ; координирует мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований и решает ряд других важнейших задач мобилизационной подготовки и мобилизации ВС РФ.
     Свою деятельность Мобилизационное управление проводит через организационно-мобилизационные органы главных штабов видов ВС, штаб Тыла ВС, штабов военных округов (флотов), штабов родов войск ВС, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ. Оно руководит работой Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов Вооруженных Сил РФ.
     Особое внимание Мобилизационное управление уделяет перспективе развития мобилизационной подготовки и мобилизации, и особенно созданию запаса военнообученных людских ресурсов. Эта работа приобрела первостепенное значение после утверждения Верховным Главнокомандующим — Президентом РФ «Основных параметров формирования современных Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Новый облик ВС РФ предполагает способность гарантированно наращивать их численность и состав до уровня, обеспечивающего адекватное и своевременное реагирование на вызовы и угрозы безопасности государства в целях их своевременной локализации и нейтрализации. Наличие в нашей стране мобилизационных людских ресурсов позволяет решать эти задачи.
     Изменение системы комплектования военной организации государства путем перехода к комплектованию воинских должностей солдат (матросов) и сержантов (старшин) преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, влечет за собой необходимость изменений в системе комплектования войск (сил) военного времени и прежде всего в ее базовой составляющей - системе подготовки и накопления военнообученных мобилизационных людских ресурсов.
     Накопление обученных военному делу мобилизационных людских ресурсов за счет граждан, уволенных с военной службы, не обеспечивает необходимого количества пребывающих в запасе граждан, подготовленных по дефицитным ВУС. В связи с этим одним из основных способов накопления мобилизационных ресурсов является целенаправленная подготовка специалистов запаса на военных сборах и тренировочных занятиях различного вида.
     Впрочем, как показывает опыт, указанный способ подготовки в новых социально-экономических условиях утрачивает свою эффективность и не позволяет обеспечить достижения требуемых параметров качественного укомплектования войск (сил) на военное время. Основной причиной этого является незаинтересованность граждан повышать уровень своей военной подготовки и проходить военные сборы, а руководителей организаций всех форм собственности - отпускать своих работников на военные сборы. Существующие нормы административного и иного воздействия к ним за неисполнение воинской обязанности ужесточить за последние годы не удалось.
     Вместе с тем качество подготовленности ресурсов в военном отношении остается низким. Такое положение, первую очередь, обусловливается неравномерностью распределения мобилизационных людских ресурсов по территории России и разницей в принципах комплектования войск в мирное и военное время (в мирное время комплектование войск осуществляется по экстерриториальному принципу, а в военное время - по территориальному). В связи с этим в одних районах комплектования войск отмечается избыток военнообученных специалистов, в других - их недостаток.
     
Ставка на резервистов

     С учетом нового облика Вооруженных Сил РФ, глубокого анализа состояния и наличия мобилизационных людских ресурсов в стране Мобилизационным управлением был подготовлен проект концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации, которая была утверждена Президентом РФ в мае 2007 г.
     В новых условиях меняются и источники накопления мобилизационных людских ресурсов, некоторые из них становятся неприемлемыми, особенно подготовка мобилизационных людских ресурсов к военной службе на военных сборах. Хотя полностью такой вид подготовки исключать нельзя, но он должен быть изменен.
     Мобилизационное управление, работая над дальнейшим развитием положений концепции, избрало путь создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Суть новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов заключается в том, что она должна обеспечить требуемый уровень боевой и мобилизационной готовности ВС РФ за счет повышения гарантированности их полного и качественного укомплектования мобилизационными людскими ресурсами. В основе этой системы — принцип закрепления граждан, пребывающих в запасе, за конкретными воинскими частями путем заключения с ними в добровольном порядке контрактов на пребывание в резерве.
     Предполагается, что этот принцип позволит целенаправленно использовать финансовые средства, выделяемые на подготовку мобилизационных людских ресурсов, и повысить гарантированность выполнения мобилизационных мероприятий в воинских частях.
     Для создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов необходимо решить ряд задач в области нормативного правового и финансово-экономического обеспечения, а также провести организационные мероприятия практической реализации новой системы.
     В соответствии с концепцией, в составе имеющихся мобилизационных людских ресурсов предполагается выделить наиболее подготовленную часть (мобилизационный людской резерв), в которую будут входить граждане, пребывающие в запасе, добровольно заключившие контракты с федеральными органами исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, на пребывание в резерве (резервисты).
     Мобилизационный людской резерв организационно может быть разделен на три очереди: первую, вторую и третью.
     Комплектование резервов предлагается осуществлять исходя из наличия и продолжительности военной подготовки у граждан, пребывающих в запасе, их годности к военной службе и возраста.
     Для каждого вида резерва определяется свой вид контракта и порядок комплектования и подготовки резервистов исходя из предназначения воинских частей и планируемого порядка их использования в мирное время, в период мобилизации и в военное время.
     Подготовка резервистов должна обеспечиваться путем регулярного прохождения ими военных сборов, привлечения их к мероприятиям оперативной, мобилизационной, боевой подготовки и тренировочным занятиям в конкретных воинских частях, в которые в соответствии с контрактом они предназначаются. Периодичность прохождения военных сборов и привлечения к вышеуказанным мероприятиям будет зависеть от уровня их личной подготовки и вида резерва, в котором они состоят.
     Работа по созданию новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов в условиях сокращения срока прохождения военной службы по призыву и комплектования войск военнослужащими по контракту Мобилизационным управлением строится с учетом демографической и социально-экономической ситуации в стране.
     Создание новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов возможно осуществить поэтапно, планомерно, на основе вырабатываемой нормативной правовой базы с учетом отечественного и адаптированного к российским условиям зарубежного опыта, базируясь на новом облике Вооруженных Сил РФ и организационно-штатной структуре войск. На этой новой и перспективной работе концентрирует свое внимание Мобилизационное управление.
     На протяжении всей истории существования Мобилизационное управление строило свою работу в тесном контакте с органами комплектования войск личным составом. В разные периоды органы комплектования войск личным составом организационно входили в состав Мобилизационного управления. Это позволяло более качественно решать задачи комплектования личным составом воинских частей и соединений, накапливать в запасе подготовленных в военном отношении специалистов. Оно не вносило путаницы в обеспеченность войск личным составом, особенно в начальный период военных конфликтов и начале боевых действий. Приоритетным и главенствующим в этой совместной работе было Мобилизационное управление, так как оно располагало данными о наличии, расходе и остатках мобилизационных ресурсов, которые было возможно обратить на доукомплектование войск и восполнение потерь в ходе войны
     Не исключается в перспективе совместная работа Мобилизационного управления и Управления комплектования личным составом в одной организационной структуре. Это позволило бы более оперативно и качественно решать задачи комплектования войск личным составом как в мирное, так и в военное время. Система комплектования личным составом могла бы быть объединена в единый комплекс при первостепенной роли мобилизационной работы. Она могла бы работать на упреждение и на перспективу, используя данные по наличию, дислокации, степени подготовки и возможностей изъятия из экономического комплекса страны людских ресурсов. Такая система не позволяла бы использования молодого пополнения солдат и сержантов в боевых действиях.
     
Человеческий фактор

     В Мобилизационном управлении на всех этапах его деятельности служили замечательные люди, преданные своему делу мобработники. В разные годы Мобилизационное управление возглавляли высокоподготовленные генералы, участники Великой Отечественной войны генерал-лейтенанты Е.Л. Збандуто, Е.А. Ковалев, ученики фронтовиков генерал-лейтенанты И.В. Матвеев, Г.Н. Бочаев, генералы В.В. Смирнов, Ю.И. Редькин, В.М. Васильцов, В.И. Широков.
     В настоящее время Мобилизационным управлением руководит генерал-майор Вадим Одринский - опытный генерал, получивший практический опыт, проходя службу на должностях командира полка, бригады, дивизии, начальника штаба объединения в Средней Азии, на севере нашей страны и на Дальнем Востоке.
     Сегодня в Мобилизационном управлении служат генералы и офицеры, имеющие высокие профессиональные знания и опыт мобилизационной работы. Их повседневный труд, высокие нравственные и деловые качества, обостренное чувство ответственности за мобилизационную готовность и мобилизационную подготовку ВС РФ свидетельствуют о том, что поставленные перед «мобилизаторами» задачи впредь будут выполняться с высоким качеством. Весь личный состав управления готов трудиться в новых условиях строительства ВС РФ и по новым параметрам проводить мобилизационную работу в центре и в войсках.
     С сокращением численности ВС РФ мирного времени возрастают мобилизационные потребности на военное время. На решение этих новых задач нацелена и направлена наша работа.
     Пользуясь случаем, в годовщину 90-летия Мобилизационного управления через газету «Красная звезда» от всей души поздравляю ветеранов, генералов, офицеров и гражданский персонал Мобилизационного управления с нашим праздником! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в деле наращивания мобилизационной готовности войск на благо Вооруженных Сил Российской Федерации, на благо России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex