на главную страницу

11 Ноября 2008 года

Страна и мир

Вторник

США: выбор нового курса возможен

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Президентские выборы в самой богатой и мощной стране, являясь исключительно ее внутренним делом, в то же время не могут оставлять безучастным к ним остальной мир. Как себя поведет Америка при новом президенте? Учтет ли уроки правления уходящей администрации? Станет ли более учтивой и внимательной к нуждам союзников, партнеров, а также тех, кого не считает таковыми? Эти вопросы сейчас буквально зависли в атмосфере всеобщего ожидания корректировки политического курса американского правительства, который вряд ли кто-нибудь осмелится назвать удачным.
     Нет, ни удачным, ни успешным, ни благоразумным этот курс, к сожалению, не был. Он был противоречивым, сумбурным, самонадеянным. И потому завершился неслыханным кризисом, подорвавшим доверие американских граждан к власти. Команда Джорджа Буша уходит с политической арены побежденной обстоятельствами, которые она сама же в основном-то и создавала.
     Америка не выдержала взятого ею же темпа, она перенапряглась физически и умственно, самоуверенно взвалив на себя непосильные обязанности. А ведь ее предупреждали, ее отговаривали от односторонних действий, ей советовали унять чрезмерные амбиции и не выставлять себя в качестве учителя человечества, властелина мира. Она не захотела никого слушать и потому самолично создала иракскую катастрофу, в которую, как в фантастическую прорву, текли и продолжают течь сотни миллиардов долларов. При существующем же порядке вещей выплатами этих сумм обложен, как данью, весь мир.
     Соединенным Штатам, желают они этого или не желают, придется отступить, считает наш ведущий эксперт по американским делам директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов. Отступать же, как известно, можно по-разному. Можно беспорядочно, создавая дополнительные трудности. А можно организованно, с умом, сохраняя лицо, то есть лидерство. Вашингтону придется договариваться с другими державами, приспосабливаться к многоликому миру, вступать в равноправные переговоры с Евросоюзом, Китаем, Россией.
     Вопрос, однако, в том, насколько глубоко эту объективную реальность осознает Барак Обама. А если точнее, политические силы, приведшие его на вершину американской власти. Если то, о чем страстно говорил Обама-оратор, действительно отражает настроения стоящей за ним элиты, мир, соскучившийся по «здоровому американскому консерватизму», не обманется в своих ожиданиях. И тогда выбор нового курса неизбежен.
     Тогда откроется более благоприятная перспектива для нормального американо-российского политического диалога, будут найдены компромиссные пути для заключения новых соглашений (в частности, по ядерному оружию), устранены такие порочные архаизмы, как поправка Джексона – Вэника, и т.п.
     Москва не настроена на конфронтацию с Вашингтоном и готова в полной мере учитывать его интересы, если тот будет поступать аналогичным образом. Об этом уже не раз говорил Дмитрий Медведев. Существует ли некая моральная готовность формирующегося окружения Обамы разговаривать с Москвой языком равноправного партнерства? Трудно сказать. В ходе выборной кампании мы ведь слышали только лозунги. Они неплохие, но конкретности в них мало.
     К примеру, относительно планов по системе ПРО в Восточной Европе. В прессе были какие-то не очень внятные намеки, что Обама в целом «недолюбливает» эту идею. Однако вряд ли он решится пересмотреть уже развернутую работу, на которую отпущены большие деньги. Скорее всего, новая администрация может пойти на какие-то уступки в плане допуска российских специалистов на объекты в Польше и Чехии. По данному поводу, кстати, а также по СНВ уже есть предложения, поступившие на днях в МИД РФ, однако они не дотягивают, по словам Сергея Лаврова, до принципиальных договоренностей, которые были достигнуты ранее.
     Дело, разумеется, не только в американо-российских отношениях. Эти отношения – лишь небольшой сектор в общей системе межгосударственных связей, которая в случае формирования нового курса США может пережить долгожданное оздоровление. На политической карте мира немало регионов, которые сейчас взирают на готовящуюся смену караула в Белом доме, полагая, что с уходом Буша сгинет и его эра.
     Взять для примера Ближний Восток с его краеугольной проблемой – палестинской. Приветствуя появление первого темнокожего главы Белого дома, арабская пресса в то же время проявляет сдержанность в прогнозах. Обозреватели не считают, что новая политическая команда в Вашингтоне способна привнести радикальные улучшения ситуации на Ближнем Востоке. Зато они уверены в том, что усилия всякой власти в США (республиканцев или демократов) как определялись, так и будут впредь определяться интересом к энергоносителям.
     Ускорится ли вывод оккупационных войск из Ирака? Возможно. Поскольку Обама обещал весь процесс завершить в течение полутора лет. Однако в расстроенном иракском обществе могут возникнуть новые трудности, и обещание придется взять назад. С Афганистаном дело еще сложнее, уход оттуда будет воспринят США как капитуляция перед международным терроризмом.
     Искра надежды появилась в Тегеране. И не случайно. Здесь был принят сигнал от Обамы. С ответом иранцы не стали медлить. Генеральный прокурор Ирана аятолла Наджафабади, призвав 44-го президента США отменить санкции против Исламской Республики, заявил: «Своим раскаянием в прежних злодеяниях правительства США новое руководство этой страны может заслужить прощение иранской нации». Дистанцироваться от «милитаристского курса» прежней администрации призвал Обаму президент Махмуд Ахмадинежад. Нации всего мира, по его словам, надеются, что новое руководство США «отринет политику, основанную на оккупации, силе, навязывании другим своей позиции».
     Европа? Думается, что Буш со своими капризами и претензиями ей просто надоел. Европейские лидеры хотят ощущать себя на равных с американскими коллегами. А вот поспособствует ли им в этом Обама – вопрос. Ведь опять же ничего конкретного в этой части он не обещал.
     Председательствующий в настоящий момент в ЕС Париж находится в ожидании оздоровительных действий при президентстве Барака Обамы. Как об этом говорит министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, избрание Обамы «дает надежду» на удачную совместную работу по таким важным направлениям, как Ближний Восток, Афганистан, Пакистан, Россия, Китай, Индия, Бразилия. Свои надежды, естественно, имеются в Китае и на Корейском полуострове.
     Словом, планета в ожиданиях и надеждах. Всем хочется обновления политики США в сторону ее большей человечности и уважения устоев, отличных от тех, которые утвердились в Америке. Что-то позитивное все же должно произойти. Или мир ничего не понимает, находясь под гипнозом грандиозного спектакля под названием президентские выборы в США.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex