на главную страницу

19 Ноября 2008 года

Российское оружие

Среда

ПЬЕДЕСТАЛ ДЛЯ «СОТКИ»

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



По данным Роберта Слейтона – автора научно-исследовательского труда «Лучшее оружие Второй мировой войны», – в ряду классических образцов вооружения и боевой техники периода 40-х годов ХХ века в категории «Самоходно-артиллерийские установки» лидирующая позиция отведена СУ-100.

     До августа 1943 г. единственной средней самоходной артсистемой, состоявшей на вооружении Красной Армии, была СУ-122 со 122-мм дивизионной гаубицей М-30. Но вследствие малой начальной скорости гаубичного снаряда и малой настильности траектории она не могла на равных противостоять немецким танкам. Не все задачи боя оказались по «калибру» и чуть позже принятой на вооружение СУ-85. Артиллеристы на фронтах ждали более совершенное и универсальное самоходное орудие.
     Пожелания переднего края были учтены. В феврале 1944 года на Уральском заводе тяжелого машиностроения прошли испытания опытного образца самоходки
     СУ-100. С 24 по 28 июня на полигоне в Гороховце состоялись государственные испытания, на которых САУ произвела 923 выстрела и прошла 250 км. Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 г. СУ-100 приняли на вооружение Красной Армии. Тактико-технические показатели уральской самоходки обеспечивали успешное поражение «тигров» и «пантер» на дистанции 1.500 метров вне зависимости от точки попадания снаряда, а штурмового орудия «фердинанд» в борт, но с дистанции 2.000 метров.
     Насколько эффективной оказалась «сотка» на поле боя, свидетельствуют исторические хроники. В частности, во время боев в Силезии полк СУ-100 за день отразил четыре атаки полусотни вражеских танков. Было уничтожено 16 гусеничных бронемашин противника.
     Столь же эффективно расчеты СУ-100 разрушали осколочно-фугасными снарядами доты и дзоты, преграждавшие путь наступающей советской пехоте, подавляли батареи вермахта, зачастую – с закрытых позиций. Финальным аккордом СУ-100 в годы Великой Отечественной войны стало участие в штурме Берлина.
     В мирное время самоходка еще долго оставалась на вооружении Советской Армии. В 1960 г. в ходе модернизации на ней установили усовершенствованные двигатель, радиостанцию, танковое переговорное устройство, топливный насос, воздухоочистители, командирский прибор наблюдения и прибор ночного видения механика-водителя. Чуть позже САУ оснастили еще более совершенным прибором ночного видения, поставили новую радиостанцию, опорные катки ходовой части позаимствовали от Т-54. В таком виде СУ-100 еще долго принимали участие в учениях, а по мере поступления новых артсистем переводились в резерв и ставились на долговременное хранение.
     Кстати, мало кто знает, что в афганских событиях 80-х годов прошлого столетия принимали участие и эти бронированные ветераны. Между тем производство СУ-100 закончилось в марте 1946 г. За это время было выпущено 3.037 самоходок. По некоторым данным в 1947 г. производство возобновили и выпустили еще 198 «соток».
     СУ-100 состояли на вооружении армий стран – участниц Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. В Чехословакии самоходку производили по лицензии и поставляли в Египет и Сирию. СУ-100 принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. В армиях отдельных государств они оставались в боевом строю и в 90-х годах прошлого столетия.
     Благодаря долголетию «сотки» практически все ведущие бронетанковые музеи мира имеют ее в своих коллекциях. До сих пор сохранившиеся экземпляры уральской самоходки служат памятниками, гармонизируют зрительный образ воинских мемориалов, большинство из которых посвящены событиям Великой Отечественной войны. Например, в Вене (Австрия) СУ-100 изначально входила в композицию мемориального комплекса на Шварценбергплатц, сооруженного в честь советских солдат, павших при освобождении Австрии весной 1945 года. Тогда погибли 27 тысяч солдат и офицеров Красной Армии, то есть каждый десятый из 270 тысяч, участвовавших в боях за Вену.
     В 1955 г. останки красноармейцев были перезахоронены на Центральном кладбище Вены, а самоходка, участвовавшая в освобождении города, с 1988 г. экспонируется в так называемом «танковом дворе» венского музея Истории вооруженных сил.
     Экземпляром СУ-100, правда, чехословацкого производства, располагает музей Бовингтона (Великобритания). В его арсенал самоходка попала с мест боев за Суэцкий канал, где на линии огневого соприкосновения сошлись СУ-100 53-й батареи артиллерии 1-й бронированной бригады египетской армии и британские парашютисты.
     Есть «сотка» в экспозициях музеев бронетанковой техники Абердинского полигона (США), Войска Польского, Чехии и Израиля, в китайском городе Даньдун. В Сане (Йеменская Арабская республика) самоходка стала памятником в честь национально-освободительного движения. По тому же поводу СУ-100М возведена на пьедестале в столице Кубы – Гаване. Причем с кубинским экземпляром, как утверждает мемориальная табличка на памятнике, связано конкретное историческое событие.
     В апреле 1961 г. лидер кубинской революции Фидель Кастро именно из этой самоходной установки вел огонь по десантному судну контрреволюционеров во время их высадки в «Заливе Свиней». Судно «гусанос» было потоплено.
     Представлена СУ-100 в виде памятников и на смотровых площадках боевой техники некоторых бывших советских республик. К примеру, в Белоруссии такой памятник установлен в городе Марьина Горка. Еще одна «сотка» – экспонат Белорусского Государственного музея Великой Отечественной войны. В Молдавии СУ-100 входит в состав кишиневского «Мемориала воинской славы». На территории Узбекистана уральская самоходка была представлена 33 года назад, войдя в состав экспозиции музея Туркестанского военного округа.
     Украина по числу СУ-100 – памятников и музейных экспонатов – занимает второе место после Российской Федерации. В селе Вишняки Хорольского района Полтавской области «сотка» установлена вблизи братской могилы воинов 3-го механизированного корпуса 52-й армии, павших при освобождении населенного пункта в сентябре 1943 года. В городе Староженец Черновицкой области СУ-100 возведена на пьедестал в честь воинов-освободителей 45-й гвардейской танковой бригады. За те же заслуги самоходка увековечена в райцентрах Винницкой области Жмеринка и Томашполь, в селе Софиевская Борщаговка (Киевская область), в городе Бусск (Львовская область), под Алуштой (Крымская область), в поселке городского типа Белозерск (Херсонская область).
     А в Ровно есть сразу два памятных места, где можно видеть «сотку». Первая была возведена на пьедестал в год 30-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, вторая установлена на площадке боевой техники у монумента Вечной Славы.
     В городе Коммунарске (Луганская область) СУ-100 установлена в честь 30-летия Победы. В Одессе боевая машина включена в состав мемориала 411-й батареи. В качестве музейных экспонатов СУ располагаются на экспозиционных площадках боевой техники Украинского государственного музея Великой Отечественной войны, музеев, посвященных Корсунь-Шевченковской операции и героической обороне Севастополя.
     К сожалению, не на всех территориях бывшего Советского Союза судьба оказалась благосклонной к бронированным ветеранам нашей общей Победы. В июле 2007 г. воинским железнодорожным эшелоном 12-й российской военной базы из Батуми в Россию была вывезена самоходно-артиллерийская установка СУ-100. Вместе с ней заложниками ситуации оказались и другие «фронтовики»: танк Т-34 и артиллерийское орудие ЗИС-3.
     В Российской Федерации к «сотке» отношение особое. По данным руководителя Поисково-исторического клуба поселка Курджиново (Урупский район Карачаево-Черкесии) Евгения Деренского, на протяжении многих лет занимающегося систематизацией списка музейных и памятных мест увековечивания бронетехники, в монументальных композициях уральская «сотка» столь же популярна, как и Т-34. В Читинской области на территории одной из войсковых частей на пьедестал Славы самоходка возведена со следующим мемориальным пояснением: «СУ-100 принимала участие в обороне узлов правительственной связи в 1945 г. во время войны с Японией». Там же, в забайкальском городе Балея, САУ была увековечена в год 40-летия Победы. А в 1997 г. региональный перечень пополнился еще одной «соткой». На территории артиллерийской части под Читой был открыт памятник во славу воинов-артиллеристов.
     В селе Самарское (Ростовская область) СУ-100 установлена в честь Героя Советского Союза Половинко Поликарпа Александровича и воинов 135-й танковой бригады, защищавших населенный пункт в годы Великой Отечественной войны.
     Текст мемориальной плиты на постаменте уральской самоходки в селе Бояркино (Московская область) гласит о том, что «Боевая машина установлена на родине полководца танкиста Катукова Михаила Ефимовича за его заслуги перед Отечеством и в связи с 90-летием со дня рождения». Спустя год СУ-100 была установлена в Москве на улице Катукова с текстом на памятной доске: «Памятник танкистам-катуковцам Первой гвардейской танковой армии, прошедшим боевой путь от Москвы до Берлина, установлен в мае 1995 г. в честь 50-летия Победы».
     В деревне Волковойно (Владимирская область) СУ-100 поднята на постамент в память 634 жителей населенного пункта, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
     СУ-100 представлены в экспозициях десятков российских специализированных музеев. В их числе – Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (Кубинка), Центральный музей Вооруженных Сил (Москва), Центральный музей Великой Отечественной войны (Москва), Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург), Ленино-Снигиревский военно-исторический музей (Московская область), музей-диорама «Курская битва» (Белгород), музей Прохоровского танкового сражения, в составе танковых экспозиций музея ВВС Северного флота, парков Победы Краснодара, Омска и Саратова.
     Совершенно разнообразными и, порой неординарными остаются пути и поводы восхождения СУ-100 на пьедестал. В сентябре 1946-го, когда впервые отмечался всенародный праздник – День танкиста, в Свердловске на Уралмашзаводе в память трудового подвига уралмашевцев в Великой Отечественной войне на массивный постамент была возведена последняя самоходка, вышедшая из сборочного цеха под № 3037. Боевая машина взошла на пьедестал своим ходом. Вел ее испытатель танков Иван Головин.
     И, что примечательно, традиция увековечивания уральских самоходок в виде натурного экспоната жива по сей день. Даже в этом году, если можно так выразиться, повезло еще одной СУ-100: в День Победы она, полностью восстановленная, заняла почетное место в пензенском музее боевой техники. Заслуга в том сотрудников ООО «МашСталь» – ведущего ломоперерабатывающего предприятия Пензенской области. Несложно догадаться, для чего списанную «сотку» доставили на территорию завода. Однако на предприятии отказались превращать в металл отслуживший свое уральский самоход. По картонной модели инженерным составом «МашСтали» были созданы чертежи, проведены соответствующие расчеты. Восхищает объем затраченных энтузиастами усилий: изготовленное ими в течение полугода для реконструкции бронеобъекта финальное число деталей достигло 1.000 штук!
     Невероятно, но факт: готовясь к очередной годовщине Ракетных войск и артиллерии, хранитель музея истории ЦКБ «Трансмаш» Виктор Андреев в отношении СУ-100 выяснил уникальную подробность. Оказывается, еще в бытность на «Уралтрансмаше» главным конструктором ОКБ-3 Георгия Ефимова, в начале 70-х годов прошлого столетия, в ходе одного из производственных совещаний был затронут вопрос о том, что предприятие, продолжающее производить по мере надобности запасные части к самоходке СУ-100, работает по «истрепанным калькам».
     Со стороны, казалось бы, о чем тут речь: обветшала в процессе эксплуатации инженерная документация – сделайте новый комплект. Но надо понимать, что речь в данном случае шла не о пяти-десяти, и даже не о десятках подлежащих копированию листах. Калько-рабочий экземпляр СУ-100 – это порядка 10.000(!) листов. В тот год сотрудникам копировального бюро отдела главного конструктора, что называется, пришлось крепко потрудиться. Задача была выполнена в полном объеме. Новый комплект занял свое место в калькохранилище оборонного предприятия.
     Но и это еще не финал. Как оказалось, документационный экземпляр на СУ-100 хранится не в архивном, а в рабочем фонде калькохранилища ФГУП «Уралтрансмаш». Видимо, данный факт следует понимать так: приказ о снятии «сотки» с вооружения до сих пор не состоялся. Выходит, уральская САУ вправе претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса как артсистема, пребывающая на вооружении самый продолжительный период.
     На снимках: Конструкторы Уралмаша у последней самоходки войны (фото из семейного архива генерального конструктора Юрия Томашова, 1986 г.); Уральская самоходка в линейке боевой техники Верхнепышминского музея «Боевая слава Урала», октябрь 2008 г. (Фото Виктора АНДРЕЕВА.); Уралмаш, цех по сборке СУ-100 (1944 год).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex