на главную страницу

19 Ноября 2008 года

Как это было

Среда

«БУРАН»: полет в вечность

Полковник Герман ПИТАЛЕВ, заслуженный строитель РСФСР,
   почетный строитель космодромов Плесецк и Байконур.



С ноября 1988 года слово «Буран» вошло в лексикон народов мира как символ триумфа советской науки, высочайшего уровня технологий, техники и строительного искусства нашей Родины. Беспилотный полет и посадка 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме орбитального корабля «Буран» до сих пор будоражат умы людей.

     Это было блистательное свидетельство индустриальной мощи государства, прогресса в науке и строительстве. Сегодня мы отмечаем ее двадцатилетний юбилей.
     ПОСТАНОВЛЕНИЕ правительства № 132-51 о создании многоразовой космической системы «Буран» вышло 17 февраля 1976 года. МКС «Буран» разрабатывалась в противовес американской «Спейс-Шаттл», составлявшей один из основных элементов «звездных войн», и включала в себя ракету-носитель «Энергия» и орбитальный корабль «Буран». К решению задачи подключились ведущие конструкторские бюро и научно-исследовательские организации Министерства общего машиностроения (МОМ) и Министерства авиационной промышленности (МАП). Эскизный проект был готов к концу 1976 г., технический проект по орбитальному кораблю - к концу 1977 г., технический проект по ракете появился в марте 1978 г.. Срок начала летно-конструкторских испытаний МКС был установлен на 1983 г.
     Второй блок проблем касался возведения объектов и инженерных коммуникаций наземной инфраструктуры, обеспечивающих сборку элементов МКС на космодроме, опробование всех технологических систем на земле, создание стартового комплекса, проведение огневых, динамических и других испытаний, подготовку к старту, полет, посадку и приземление как корабля, так и других отдельных сохраняемых блоков системы. Эти вопросы входили в компетенцию проектных и научно-исследовательских институтов Министерства обороны и МОМ, для которых стали главным направлением повседневной работы в тот период.
     В целом проблема требовала совершенно новых подходов к осуществлению замысла, разработки оригинальных решений и открытий, создания и внедрения новых технологий, материалов и конструкций, что могло быть обеспечено только при высочайшем научно-техническом уровне всех участвующих в воплощении идеи организаций, министерств и ведомств.
     Строительство объектов МКС «Энергия-Буран» было возложено на военно-строительный комплекс Министерства обороны СССР под руководством заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск маршала инженерных войск Н.Ф. Шестопалова и поручено 130-му Управлению инженерных работ (УИР), базировавшемуся на космодроме Байконур. С 1978 по 1989 г. управление последовательно возглавляли полковник Г.М. Питалев, генерал-майор А.А. Федоров и генерал-лейтенант А.А. Макарычев. От Главного управления специального строительства Министерства обороны СССР на объекте работала группа офицеров вахтовым методом, ее возглавлял генерал-лейтеанант В.С. Григорькин, а на завершающем этапе сдачи объектов в эксплуатацию - генерал-лейтенант О.А. Байков. Оперативное руководство и координация производства строительно-монтажных работ возлагались на Центральную оперативную группу под руководством генерал-полковника К.М. Вертелова, которого позднее сменил генерал-полковник Л.В. Шумилов.
     Для проектирования объектов была создана кооперация из 12 генеральных проектных организаций под общим руководством 31-го ЦПИ Минобороны. Руководили проектированием наземного комплекса и координировали всю проектную кооперацию начальник 31-го ЦПИ генерал-майор С.А. Воинов и начальник бюро главных инженеров проектов И.Н. Гамазов. Разработка проектно-сметной документации осуществлялась параллельно с разработкой конструкторской документации на комплексы, агрегаты и системы, что требовало высокой оперативности в работе и создавало серьезные организационные трудности, усугублявшиеся сложностью и уникальностью создаваемых объектов.
     Научное сопровождение строительства выполняла группа ученых 26-го ЦНИИ Министерства обороны: начальник генерал-майор В.С. Удальцов, технические руководители Ю.А. Павлов, Г.К. Ягунд, В.В. Шаблевский.
     Первый этап работ представлял собой подготовительный период, центральной проблемой которого становилось сосредоточение мощной группировки военно-строительных организаций и частей, оснащенной современной техникой и автотранспортом, а также создание соответствующей материально-технической базы на космодроме, включая строительство новых производственных объектов и реконструкцию существующих.
     В кратчайший срок нужно было построить или реконструировать 400 сооружений и смонтировать в них около 80 технологических и свыше 300 технических систем. Для решения этих задач на космодроме в пик строительно-монтажных работ было сосредоточено свыше 65.000 военных строителей и монтажников. Большая часть из них входила в состав 130-го УИР, около 20 тыс. строителей и монтажников работали вахтовым методом.
     Для обустройства личного состава были спроектированы 15 военных городков со всеми коммуникациями, обеспечивающими их функционирование. Строительство их началось осенью 1978 г., продолжалось зимой, и к концу 1979 г. большая часть городков была готова.
     Проектирование баз механизации, ремонтно-механических мастерских, размещение стационарных и полевых парков и стоянок было продумано весьма профессионально, так как проектировщики учли многолетний опыт эксплуатации механизмов и автотранспорта на полигоне. Первым делом расчистили парки, отправив в ремонт неисправную технику, а часть ее списав. Для эксплуатации 1.000 единиц тяжелой техники и 2.000 единиц автотранспорта, поступившего на полигон, были своевременно подготовлены специалисты. Нельзя не отметить ответственных за это направление полковников А.В. Тарана, Н.И. Иванова, В.И. Хандрамайлова, Е.Г. Кирьянова.
     Образцово, в строгом соответствии с проектами были выполнены работы по устройству котлованов на 250-й площадке объемом 3 млн. кубических метров и на 251-й площадке объемом 2 млн. кубических метров.
     Развернулось строительство двух новых бетонных заводов и реконструкция пяти существовавших. Кроме того, предстоял большой объем работ по ремонту инженерных сетей, автомобильных дорог, расширению песчаных карьеров. Переоснащались строительный комбинат, завод железобетонных конструкций, летние полигоны. Ремонту подлежал деревообрабатывающий комбинат с заменой половины станочного парка, а также арматурный цех.
     В плане нового строительства был комплекс сооружений и технологических линий для выпуска высокопрочного бетона, который впоследствии использовался для покрытия взлетно-посадочной полосы, пригодной для приема орбитального корабля.
     В первом квартале 1980 г. строители вышли на проектный режим выпуска продукции. Это стало возможным благодаря энергии и самоотверженному труду майора В.В. Дробышевского, подполковников Ф.Ф. Антощука, В.П. Михайловского и личного состава военно-строительных частей.
     Серьезной проблемой для стройки оставался железнодорожный транспорт. Ветка с космодрома выходила на общесоюзную одноколейную магистраль Москва - Ташкент через узкую горловину станции Тюра-Там. Грузооборот, связанный с «Бураном», резко возрос, а парк вагонов, который строителям разрешалось постоянно держать на подаче и разгрузке, качественно и количественно не пересматривался уже несколько лет. Чтобы решить вопрос, на космодром прибыл первый заместитель министра путей сообщений Н.С. Конарев. Стройка тут же получила дополнительный парк вагонов. Конарев подсказал ряд решений, которые позволили беспрепятственно подавать вагоны на внутренние довольно протяженные ветки. Был увеличен парк маневровых тепловозов.
     Для испытаний МКС «Энергия-Буран», а затем и эксплуатации требовалось в короткие сроки построить на космодроме Байконур стартовый, технический, посадочный и измерительный комплексы, а также связанную с ними инфраструктуру. В разработке этих комплексов приняли участие более 250 конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, заводов, строительных и монтажных организаций, свыше 30 министерств и ведомств страны.
     Стартовый комплекс для ракеты-носителя «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» разрабатывался Конструкторским бюро общего машиностроения. Главным конструктором комплекса был академик В.П. Бармин. Постановлением правительства определялось, что при создании стартового комплекса будут максимально использоваться сооружения, системы и агрегаты ракетно-космического комплекса Н-1, предназначавшегося в свое время для полета на Луну. Это решение позволило сократить время строительства комплекса, однако в значительной степени осложнило задачу разработчиков, поскольку газодинамика ракет была различной. Сложности заключались в проверке прочности уже существующих строительных конструкций, создании многоцелевой системы термостатирования с единым холодильным центром и общим центром обработки воздуха для воздушной системы обеспечения температурного режима как ракеты-носителя, так и орбитального корабля. Проектные работы по строительной части выполнялись 31-м ЦПИ Минобороны.
     По существу был произведен полный демонтаж систем и разборка всей группы из 60 сооружений, в свое время построенных для «лунной программы», было возведено около 100 новых сложнейших с технологической точки зрения сооружений.
     На первом этапе работы были поручены УНР подполковника В.И. Сундука, затем переданы УИР подполковника В.В. Христенко. В дальнейшем работы продолжало 160-е УИР, которым руководили Л.Г. Завадский, А.И. Мотыга, А.И. Зотов. Позднее к работам подключилось УНР полковника А.Т. Прошунина.
     Впечатляющими были объемы работ на посадочном комплексе для орбитального корабля. Проект выполнялся коллективом 20-го ЦПИ Минобороны, где начальником был генерал-майор Ю.В. Кудрявцев, главным инженером Г.И. Малыха. Под строительство выделялся участок площадью 1.232 га, в том числе для летного поля - 400 га. Объем земляных работ составлял 2 млн. кубических метров, площадь аэродромных покрытий составила 980 тыс. квадратных метров. На первом этапе, в 1981 г., было завершено строительство взлетно-посадочной полосы размером 4.000x84 м и системы рулежных дорожек. На втором - оборудованы площадки-стоянки. Кроме того, был построен объединенный командно-диспетчерский пункт, ангар для обслуживания летательного аппарата, площадки перегрузки с подъемно-транспортным оборудованием для послеполетной обработки орбитального корабля и его перегрузки на транспортные тележки, а также возведен ряд сооружений для обслуживающего персонала и технологов.
     Покрытие взлетно-посадочной полосы предусматривалось многослойным, из бетона традиционных марок с устройством основания из грунтоцемента. В последующем были применены более передовые технологии искусственного покрытия и - впервые в мире - высокопрочный бетон с устройством нижнего слоя из пескобетона. Рулежные дорожки и места стоянок было решено выполнить из сборных железобетонных плит вместо монолитного железобетона, что сэкономило время.
     Работы начинали УНР подполковника А.С. Давыдова и механизированной комплексной группы полковника Н.И. Иванова с 50 единицами тяжелой землеройной техники. Научно-техническое сопровождение вели представители 26-го ЦНИИ Минобороны - полковники Б.И. Демин и В.А. Ткачев. С увеличением фронта работ к делу подключились 1075-е управление механизации, которым руководил В.Я. Голубев с подчиненными УНР, которыми командовали С.К. Гецевич, В.С. Астахов, В.А. Сокол, В.И. Хандрамайлов.
     Первая очередь объектов аэродрома была сдана в эксплуатацию в ноябре 1981 г. В феврале 1982 г. состоялась первая посадка на ВПП самолета
     ЗМ-Т с центральным блоком РН «Энергия».
     Универсальный комплекс стенда-старта на одной из площадок создавался для полномасштабной наземной отработки ракеты и ее элементов, чего не было в полном объеме сделано при пусках ракеты Н-1 «лунной программы» и привело к ее четырем авариям.
     Земляные работы на котловане под стенд-старт развернулись с августа 1978 г. Геометрически он представлял собой усеченную призму с размерами в плане на уровне земной поверхности 550x242 м и в глубину более 40 м. Общий первоначальный объем был определен в 1,5 млн. кубических метров, причем на его разработку отводилось 150 дней.
     Комплекс универсального стенда-старта проектировал коллектив «Ипроммашпром». Он включал сам стенд-старт, многоярусную металлическую башню обслуживания, подземный защищенный блок управления (КП), инженерно-лабораторный корпус, центральную измерительную и холодильную станции.
     В строительстве универсального стенда-старта участвовали УНР подполковника А.С. Давыдова, УИР под командованием полковника В.М. Черненко, которого сменил полковник А.Г. Катюхин.
     Реконструкцией монтажно-испытательных корпусов для ракеты-носителя и орбитального корабля - а это были сооружения огромных размеров - занимался коллектив УИР, который последовательно возглавляли полковники В.С. Христенко, В.В. Грибанов, А.В. Бедрин.
     На строительстве стенда динамических испытаний, арочных сооружений, командного пункта, криогенного, монтажно-заправочного комплекса и других сооружений работали подчиненные полковников А.И. Агаркова, А.Г. .Литвинова, Н.И. Носова, В.С. Славина и других.
     Строительная документация выполнялась 31-м ЦПИ Минобороны, которым руководил генерал С.А. Воинов. Главный инженер проекта был А.В. Саломатин.
     Работы начинались с устройства насыпи железнодорожного полотна, строительства автодороги и отрывки котлована. Всего на площадке были выполнены земляные работы объемом в 1 млн. кубических метров. Параллельно строился жилой городок военных строителей, материально-техническая база для УНР полковника А.Т. Прошунина с автоматизированным бетонно-растворным узлом, складской зоной и площадками разгрузки сыпучих материалов, склада цемента, теплыми и холодными хранилищами.
     На другой площадке в черте города силами личного состава 39-го УИР были построены вычислительный центр, школы, детские сады, магазины, жилые дома четырех микрорайонов. Руководили работами Б.Г. Петров, Ю.А. Гальперин, Р.Р Рахматулин, О.В. Чернявский и др.
     Особый вклад в строительство наземного комплекса внесли Ф.С. Федулов, Э.А. Куличенко, А.А. Дубик, А.В. Таран, И.С. Стаценко, М.Я. Бутько, В.И. Иосипенко, А.И. Ходосевич, В.Ф. Шерстюк, Р.Л. Стасев, Н.И. Ковалев, Н.З. Джера, В.И. Моисеев, Ф.Я. Митькин. Многие получили за свой труд высокие государственные награды.
     Одновременно реконструировались и строились объекты и коммуникации систем инженерного обеспечения как космодрома, так и г. Ленинска (ныне Байконур), который получил значительное развитие. В частности, был спроектирован и построен водопровод протяженностью 150 км. Для бесперебойного обеспечения наземного комплекса электроэнергией была реконструирована система электроснабжения и построены линии электропередачи протяженностью более 500 км. Создана уникальная автономная электростанция мощностью 72 МВт, что позволило гарантировать надежность электроснабжения объектов.
     Монтаж технологического и спецтехнического оборудования на строительстве выполнялся организациями «Минмонтажспецстроя». Контроль за работой осуществлял министр Б.В. Бакин, заместители министра А.И. Михальченко, В.А. Миненков, начальник Главспецмонтажа М.П. Ножкин, И.М. Гулевский и другие.
     Электромонтажные работы осуществлял трест «Спецэлектромонтаж», возглавляемый А.Б. Бабкиным. Потребовалось проложить 6.800 км кабелей высокого и низкого напряжения, построить десятки подстанций и сотни щитовых, смонтировать системы освещения стартовых позиций и взлетно-посадочной полосы.
     Успешному ходу строительства способствовало активное участие в решении возникающих проблем начальника Главного управления космических средств Минобороны СССР генерал-полковника А.А. Максимова и его заместителя генерал-полковника Г.С. Титова.
     Наземный комплекс многоразовой ракетно-космической системы военно-строительными организациями ГУСС Минобороны и монтажниками «Минмонтажспецстроя» был создан, и технологи в 1986 г. приступили к испытаниям ракеты-носителя. 15 ноября 1988 г. наземный комплекс космодрома обеспечил успешный запуск с помощью РН «Энергия» орбитального корабля «Буран». За его идеальной посадкой, затаив дыхание, следила вся страна.
     На космодроме Байконур получили путевку в жизнь и многие другие перспективные ракетные системы и космические аппараты. Все это стало возможным благодаря исключительно слаженной и дружной работе конструкторов, проектировщиков, строителей, монтажников и ракетчиков. Но по своим масштабам, научным и техническим достижениям, используемым новшествам ничего более впечатляющего, чем многоразовая ракетная космическая система «Энергия-Буран», не было. Именно эта система продемонстрировала всему миру неисчерпааемые возможности научного, технологического и технического потенциала нашей страны, постоянную готовность нашего народа на трудовой подвиг во славу Отечества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex