на главную страницу

21 Ноября 2008 года

Армия и общество

Пятница

ОНИ ПРИЗЕМЛИЛИСЬ.
И ОКАЗАЛИСЬ НА ВЫСОТЕ

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».



     Это случилось минувшей весной... В Бежецком истребительном авиаполку Ржевского корпуса противовоздушной обороны войск Командования специального назначения восстанавливали к перелету на ремзавод на Дальнем Востоке один уже изрядно послуживший истребитель Су-27. Техники провели соответствующие регламентные работы в ТЭЧ полка. Перегонять самолет предстояло командиру 1-й авиационной эскадрильи гвардии подполковнику Александру Сидорову.
     20 марта 2008 г. необходимо было совершить облет спарки Су-27. Так как для этой цели назначаются летчики, имеющие квалификацию не ниже 2-го класса, кабину командира экипажа учебно-боевого истребителя занял заместитель командира полка гвардии подполковник Роман Костенюк.
     - Мы должны были совершить разведку погоды, - вспоминает подполковник Сидоров. - На тренаже самолет «газовал» Роман Анатольевич. Не запустился правый генератор. Дали команду инженерам, которые восстановили агрегат самолета.
     Затем самолет решили поднимать в воздух, и уже тогда стало ясно, что «сушка» не захотела лететь. Опять неполадка - не запустился двигатель, далее - генератор, опять - двигатель... Пришлось заруливать обратно, снова заправляться. С четвертой попытки взлетели. Вся программа облета была выполнена полностью. Подполковникам Сидорову и Костенюку оставалось только снизиться, погасить скорость и зайти на посадку...
     Высота 11.100 м. Развернулись в сторону аэродрома Дорохово. Идя на сверхзвуковой скорости, стали ее гасить. Именно тогда произошел отказ радиосвязи между летчиками. Но офицеры продолжали выполнять полет по плану: выполнив горку, они гасили скорость до уровня менее звуковой и начали снижаться. Вот тогда и произошло самое неожиданное - отказало все навигационное оборудование самолета. Вышли из строя оба выпрямительных устройства, предназначенных для преобразования переменного входного электрического тока в постоянный выходной ток (в самолетах, как правило, преобразовывается трехфазный переменный ток в постоянный с целью питания силовых установок. - Прим. автора). В результате самолет частично обесточился, «умерли» весь навигационный комплекс, связь и т.д. Между тем переменный ток в машине еще оставался, это и спасло летчиков от более серьезных последствий. Керосин в двигатели поступал, и самолет слушался органов пилотажного управления.
     Позже при разборе выяснилось, что первопричиной отказа авиационной техники стал залипший или прикипевший контакт одного из выпрямительных устройств самолета, а сами при этом они были исправны.
     - Питание самолета Су-27 происходит от аккумуляторов, которые очень быстро сели. Приближалась катастрофа, но об этом мы тогда не думали. Нам оставалось долететь всего-то 75-80 километров, но в то же время мы находились еще за пределами ближней зоны. А где именно, определить не удавалось, так как пилотажный комплекс был выведен из строя. Нырнули под облака, пошли на снижение и уже визуально сориентировались на местности. Мы находились в небе над населенным пунктом Максатиха Тверской области.
     Как уже было сказано выше, во время полета не было связи в самолете вообще. Однако командир экипажа подполковник Костенюк и второй летчик подполковник Сидоров не растерялись. Они сняли кислородные маски и кричали друг другу, чтобы их действия могли стабилизировать ситуацию и свести последствия отказа техники к минимуму.
     Вылетев в зону аэродрома спустя 10—11 минут полета, Су-27, пилотируемый опытными летчиками, был выведен на ширину круга посадки с целью сэкономить время. Затем экипаж погасил скорость для выпуска шасси. В результате - ничего. Замки не сработали, и гидросистема не прореагировала, потому что, если бы шасси вышли, летчики бы почувствовали смену давления. Но увы... Выждали положенное время - приблизительно 13 секунд «кран на выпуск». Никакой реакции. Решили использовать аварийный способ - поняли, что створки открылись, но проконтролировать это не могли - приборы ничего не показывали. Спустя секунды летчики поняли, что шасси так и не вышли. Запаса времени оставалось немного - несколько мгновений...
     Экипаж заходил с круга. Су-27 вошел в глиссаду, немного завалившись на правую сторону и теряя управление. Садились без выпущенных шасси.
     - Коснувшись бетонки, проползли по ней «брюхом», выпустили парашют, выключили двигатели, обесточили самолет и вышли. Тогда поняли: хорошо что не задели трением сопла с керосином, ведь в таком случае последствия могли бы быть другими.
     После касания земли, как потом выяснилось, у нас оставалось совсем мало времени (в таких случаях, когда напряжение падает менее 18 вольт, положено катапультироваться). Приземление пришлось на авиационные катапультные системы из титана, к которым подвешиваются ракеты. Они стерлись на 2-3 сантиметра от трения с бетоном ВПП, - вспоминает Александр Викторович.
     Поистине выдающийся поступок летчиков гвардии подполковников Романа Анатольевича Костенюка и Александра Викторовича Сидорова был отмечен командованием Вооруженных Сил РФ. Их наградили орденами Мужества. В критической ситуации летчики, рискуя жизнями, смогли благополучно посадить неисправный Су-27 с минимальными повреждениями для самолета. При этом истребитель не вышел за пределы взлетно-посадочной полосы.
     Подполковник КОСТЕНЮК Роман Анатольевич. Заместитель командира истребительного авиационного полка. Родился 19 октября 1966 г. в г. Ленинске (Казахстан). Окончил Ставропольское ВВАУЛ, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Военный летчик-снайпер. Налетал более 1.000 часов.
     Подполковник СИДОРОВ Александр Викторович. Командир 1-й авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка. Родился 6 сентября 1966 г. в поселке Сосновоборск Пензенской области. Окончил Качинское ВВАУЛ, ВВА им. Ю.А. Гагарина. Военный летчик 1-го класса. Налет более 1.000 часов.

     ...Сказать, что летчикам было трудно, - значит не сказать ничего. Словами не передать, что испытали они в погибающем в заоблачной дали самолете. Минуты кажутся мгновениями, а призом в смертельной схватке со стихией и отказавшей техникой становится жизнь.
     Как летчикам удалось дотянуть фактически обесточенный самолет до аэродрома и практически вслепую выйти к взлетно-посадочной полосе, одному Богу известно. От мастерства и самообладания пилотов зависела не только их судьба. Можно ведь было катапультироваться, но тогда лишенный управления самолет непременно угодил бы в аэродромные строения, в которых были люди, зацепил стоящие на рулежных дорожках истребители. Но два офицера сумели справиться с неимоверно сложной задачей. Тем самым они доказали, что являются мастерами своего дела и профессионалами с большой буквы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex