на главную страницу

26 Ноября 2008 года

Ко дню морской пехоты

Среда

Это славной истории строки

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Событие, произошедшее 7 ноября 1967 года, не прошло незамеченным. В тот день на традиционном параде, посвященном 50-летию Октября, по Красной площади впервые прошел сводный батальон военных моряков в еще не привычных для жителей и гостей столицы черных беретах и черной форме. На рукавах у них ярко выделялись золотые якорьки в красном круге. Именно после того парада в газетах и журналах чередой пошли публикации о морских пехотинцах. В них рассказывалось о том, что представляет собой этот род войск, каковы его заслуги в укреплении Российского государства, какими боевыми делами и подвигами прославили себя «солдаты моря» и какие страницы вписали в боевую летопись Военно-морского флота нашей державы.

     


     Дорогие морские пехотинцы и ветераны морской пехоты!
     Сердечно поздравляю вас с 303-й годовщиной со дня образования морской пехоты России!
     Рожденная Указом Петра I от 27 (16) ноября 1705 года, морская пехота нашего государства уже более трех веков достойно служит Отечеству. Одержаны сотни славных побед при высадке морских десантов и в боевых действиях на суше.
     Неувядаемой славой покрыла себя морская пехота в суровые годы Великой Отечественной войны и в послевоенных боевых операциях в «горячих точках», защищая свободу, независимость и конституционный правопорядок Отчизны, проявив при этом отвагу, мужество и героизм.
     Преклоняясь перед светлой памятью ветеранов морской пехоты, нынешнее поколение воинов свято чтит и развивает их лучшие традиции, достойно выполняет государственные задачи в составе сил Военно-морского флота на просторах Мирового океана.
     Искренне желаю вам, вашим родным и близким доброго здоровья, благополучия, успехов в ратной службе и труде!
  
     Председатель Совета Федерации
   Федерального Собрания Российской
   Федерации С.М. МИРОНОВ.

     


     
«Учинить полки морских солдат!»

     Сложным, бурным и героическим было для России начало XVIII столетия. Страна, по образному выражению Александра Пушкина, поднятая на дыбы ее великим реформатом Петром I и прорубившая «окно в Европу», строила свой военно-морской флот. Вместе с флотом зарождалась и развивалась морская пехота. Еще в 1704 году Петр I в «Предложениях о начинающемся флоте» писал: «Надлежит учинить полки морских солдат (числом по флоту смотря) и разделить по капитанам вечно, к которым надлежит капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строю и порядков». А позже, 16 (по новому стилю - 27) ноября издал Петр и указ о формировании первого в России полка морской пехоты. Созданный им полк «морских солдат» состоял из десяти рот и насчитывал 1.250 рядовых, 75 унтер-офицеров и 45 офицеров.
     Какие же задачи определил царь морским пехотинцам? Они вытекали из существовавшей в то время тактики морского боя. Находившиеся в составе русского флота парусные корабли и гребные галеры с самого начала морской баталии сближались с противником, поражая его вначале артиллерийским, а затем и ружейным огнем, сходились борт о борт и высаживали на корабли противника абордажные партии. По замыслу Петра Великого, вести ружейный огонь и ходить на абордаж предстояло морским пехотинцам.
     Именно по такому плану развивалось морское сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. В тот день корабли шхерного и галерного флотов под командованием Петра I атаковали главные силы шведской эскадры. Русским морякам пришлось вести бой в неблагоприятных условиях: стесненность позиции не позволяла им использовать численное превосходство. Успех в развернувшейся баталии могла принести только абордажная схватка. И тогда Петр решил атаковать фланговые корабли шведов. Ведя по противнику артиллерийский огонь, поражая орудийную прислугу шведских судов ружейным огнем, русские корабли быстро сблизились со шведскими и высадили на них абордажные партии.
     Неприятель сопротивлялся упорно. Однако мужество, решительность и боевая выучка русских морских пехотинцев заставили врага сдаться на милость победителей. В результате боя, продолжавшегося около трех часов, шведы из 941 человека потеряли убитыми и ранеными 711, а среди взятых в плен оказался и командующий шведской эскадрой адмирал Эреншельд.
     А боевое крещение русские морские пехотинцы получили еще во время захвата в абордажном бою шведского бота «Эсперн» в 1706 году. В ночь на 12 октября 5 лодок с отрядом в 48 человек вошли в Выборгскую бухту, чтобы захватить транспортное судно, доставлявшее в осажденную крепость боеприпасы и продовольствие. В темноте неожиданно натолкнулись на четырехпушечный военный бот «Эсперн», экипаж которого (103 человека) более чем в два раза превосходил численность морских пехотинцев. Но русские действовали дерзко и решительно. Они взяли шведский бот на абордаж и в ожесточенной схватке овладели им. В том бою отличились сержант Михаил Щепотьев, бомбардир Автомон Дубасов, унтер-офицеры Наум Сенявин и Ермолай Скворцов.
     Опыт, полученный в ходе боев со шведами в начале века, был применен и в последующие годы. Его использовали русские морские пехотинцы во время высадки десанта и осады приморской крепости Кольберг в ходе Семилетней войны 1756 - 1763 годов и в русско-шведской войне 1788 - 1790 годов. Большую роль сыграли русские «морские солдаты» и в укреплении государства Российского на его новых южных берегах.
     
«Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?»

     Восемнадцатый век. Это было время активных действий Российского флота против Турецкой империи и наполеоновской Франции на Черном и Средиземном морях. И здесь во многих баталиях морские пехотинцы покрыли себя неувядаемой славой.
     Во время русско-турецкой войны десанты, высаженные под командованием адмирала Г.А. Спиридова, освободили острова греческого архипелага и захватили важные объекты на территории Малой Азии. Так, десант численностью 300 человек взял в апреле 1770 года порт Наварин, ставший временной базой российского флота в Средиземном море. В мае 1772 года перед русскими морскими пехотинцами капитулировала одна из крупнейших крепостей противника - Бейрут.
     Одной из наиболее ярких страниц в летописи славных подвигов морской пехоты является ее участие во взятии крепости Корфу, обороняемой французами, в 1799 году.
     Разрабатывая план штурма Корфу, выдающийся русский флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков нарушил сложившуюся традицию, которая требовала атаки крепости с суши и блокады с моря. Он принял решение атаковать вражеский гарнизон силами флота, а затем высадить десант.
     Штурм начался 18 февраля. В 7 часов утра на флагманском корабле «Святой Павел» взвился сигнал. Корабли открыли огонь по батареям противника, меткими залпами подавив большую часть из них. К 11 часам закончилась высадка десанта, который, преодолев передовые укрепления, достиг середины острова Видо, защищавшего Корфу с моря. А к двум часам дня, сломив ожесточенное сопротивление противника, морские пехотинцы водрузили на всех пяти батареях и центральном редуте острова российские флаги.
     Следующим этапом был штурм самой крепости. Артиллерийский обстрел и действия десанта внесли смятение в ряды защитников Корфу. 20 февраля комендант Корфу французский генерал Шабо на линейном корабле «Святой Павел» подписал акт о капитуляции крепости и ее гарнизона. В плен сдались 2.931 человек, в том числе 4 генерала.
     Докладывая в Санкт-Петербург об этой победе, адмирал Ушаков писал, что морская пехота выполняла боевые задачи с «беспримерной храбростью и радением». Но, наверное, наиболее высокую оценку действиям русских моряков дал прославленный полководец А.В. Суворов. Когда он узнал о замечательной победе Ушакова, то воскликнул: «Зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?»
     
В боях за Севастополь

     Начавшаяся 13 сентября 1854 года героическая оборона Севастополя пополнила боевую летопись русской морской пехоты новыми славными страницами. Потерпев фиаско в попытках взять столицу Черноморского флота с моря, объединенная армия англичан и французов начала обходной маневр. Французы заняли позиции на Федюхиных высотах. Англичане захватили Балаклаву и сделали ее базой своего флота.
     Защитники Севастополя возвели вокруг города оборонительную линию из бастионов, батарей, люнетов, траншей и других сооружений. К началу октября на Малаховом кургане и семи бастионах было установлено 341 орудие. Позиции заняли около 30 тысяч пехотинцев, в число которых входил и личный состав 13 морских экипажей. Их действия носили исключительно активный характер. Защитники города почти ежедневно совершали ночные вылазки в расположение противника, внезапно врывались в его траншеи, разрушали его укрепления, захватывали пленных и оружие. В таких вылазках принимали участие не только одиночки или небольшие группы, но и отдельные отряды, роты и даже батальоны. Особенно активно и дерзко действовали защитники третьего и четвертого бастионов, гарнизоны которых состояли в основном из морских пехотинцев. В этих ночных операциях примеры бесстрашия, инициативы и находчивости неоднократно проявляли лейтенанты Н. Бирюков,
     Н. Остаков, П. Завалишин, матросы Иван Димченко, Федор Заика, Афанасий Елисеев, Василий Чумаченко, Яков Махов и другие.
     Постоянным участником подобных ночных рейдов в стан врага был и матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка. Он участвовал в 18 атаках, лично захватил 7 пленных, был дважды ранен, но после выздоровления снова возвращался в строй. Севастополь не забыл подвигов отважного морского пехотинца: на Корабельной стороне герою воздвигли памятник.
     Больше года продолжались ожесточенные бои за Севастополь. Ни регулярные массированные бомбардировки города, ни неоднократно предпринимаемые попытки штурмом взять позиции севастопольцев не смогли сломить упорство и мужество защитников черноморской твердыни. В конце концов, англичане и французы, потеряв под Севастополем 71 тысячу человек, вынуждены были прекратить активные боевые действия.
     
На фронтах Великой Отечественной

     С началом Великой Отечественной войны главные сражения развернулись на сухопутных фронтах. Основные базы флотов на Балтике и Черном море, в Заполярье оказались под угрозой их захвата немецко-фашистскими войсками с суши. Необходимо было перекрыть врагу эти пути, создать вокруг военно-морских баз и портовых городов оборонительные сооружения. И тогда снова, как в былые времена, на флотах приступили к формированию частей морской пехоты.
     В годы войны на разных фронтах сражались 21 бригада морской пехоты, более 30 морских стрелковых бригад, несколько десятков отдельных полков и батальонов морской пехоты. Формирования морских пехотинцев в то время насчитывали 100 тысяч человек. Из них 40.000 моряков громили немцев под Москвой в декабре 1941 года.
     В сражении у стен Сталинграда морские пехотинцы служили примером бойцам 62-й армии, обороняя позиции в районах заводов «Красный Октябрь», «Баррикады» и тракторного. А слова морского пехотинца Василия Зайцева - знаменитого снайпера и Героя Советского Союза: «За Волгой для нас земли нет!» - стали девизом, клятвой всех защитников волжской твердыни.
     Одна из самых ярких страниц в истории морской пехоты - это десанты на побережье, занятое врагом. Самой крупной десантной операцией фронтовых лет была Керченско-Феодосийская, проведенная в конце декабря 1941 года. В ней участвовали почти 170 кораблей Черноморского флота, бригада морской пехоты под командованием полковника И. Леонтьева и части Сухопутных войск Закавказского фронта.
     Беспримерным по своей дерзости был десант морской пехоты под Новороссийском в начале 1943 года. По замыслу командования он был демонстративным и предназначался для введения противника в заблуждение. Однако случилось так, что основные силы не смогли высадиться в назначенном месте. Зато предназначенный для «демонстрации» батальон морской пехоты под командованием майора Цезаря Куникова сумел закрепиться на берегу, а затем продвинулся вперед, захватив несколько кварталов пригородного поселка Станички. В течение трех суток удерживали морские пехотинцы плацдарм размером 300 на 400 метров. Куниковцы держались до тех пор, пока не подоспели основные силы десанта.
     Пример массового героизма показали морские пехотинцы и при высадке в порт Николаев 26 марта 1944 года. В тот день на рассвете 67 человек под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского внезапно высадились в порт. Такой дерзости гитлеровцы не ожидали. Они бросили против моряков большое количество солдат, поддержав их танками и артиллерией. Морские десантники отбили 20 атак, уничтожили около 700 солдат и офицеров противника.
     Заслуги частей морской пехоты перед Родиной отмечены почетными наименованиями по названиям освобожденных городов и населенных пунктов, а также преобразованием 13-й, 66-й, 71-й, 75-й и 154-й бригад, 355-го и 365-го батальонов в гвардейские. Многие соединения и части стали Краснознаменными, а 83-я и 255-я бригады морской пехоты - дважды Краснознаменными. Среди этих формирований почетное место занимают 12-я отдельная Печенгская Краснознаменная бригада морской пехоты, 63-я морская стрелковая Киркенесская Краснознаменная бригада и 72-я отдельная морская стрелковая Краснознаменная бригада Северного флота. Их подвиг в условиях Кольского Заполярья - это героические строки в доблестной биографии морской пехоты.
     
Подобно птице Феникс

     Окончилась Великая Отечественная война, отгремели залпы салюта Победы, воины Вооруженных Сил широко и торжественно отмечали каждую очередную годовщину разгрома гитлеровской Германии. Однако, к сожалению, среди них не было морских пехотинцев. Части и соединения морской пехоты временно были расформированы. И только в
     1963 году вспомнили о преданном забвению роде войск, возродив морскую пехоту на Балтийском флоте. Затем воины в черных беретах появились на Тихом океане и Черном море, в составе стоящего на страже заполярных рубежей Северного флота. А с 1967 года морская пехота нашего ВМФ уже выполняла задачи в Средиземном море, Тихом, Индийском и Атлантическом океанах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex