на главную страницу

9 Декабря 2008 года

Армия и общество

Вторник

ВЕРНЫЕ СЫНОВЬЯ РОССИИ

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



В списках соединений и частей Сибирского военного округа 37 Героев России. Многие из них были удостоены этого звания посмертно. Мне приходилось встречаться со многими Героями Советского Союза и Героями России. Общаясь с этими людьми, каждый раз ловил себя на мысли, что будет нелегко писать о собеседнике. Ведь Герой – человек необыкновенный, у него есть то, чего нет в такой степени у других. В то же время я встречал офицеров и солдат, проявивших на войне исключительную храбрость и мужество, но в силу разного рода причин, и субъективных, и объективных, оставшихся не отмеченными высокими наградами. И, тем не менее, продолжающих достойно служить России.


     ...20 декабря 1999 года. В Аргунском ущелье Чечни началась войсковая операция. Ее целью ставилось перекрыть боевикам дорогу, которая вела из селения Итум-Кале в Грузию. По этому пути экстремистам доставлялось все необходимое для ведения боевых действий – оружие и боеприпасы, продовольствие и лекарства. Прежде чем выдвинуть на уничтожение бандформирований крупные силы, в целях проведения разведки и обеспечения высадки десантно-штурмовых маневренных групп планировалось высадить тактический десант – взвод 56-го полка ВДВ. Но еще раньше, 17 декабря, в этот район была заброшена вертолетом группа спецназа старшего лейтенанта Клементия К. Перед ней стояла задача обеспечить высадку тактического десанта 56-го полка, выйти в назначенное место и не допустить выдвижения резервов боевиков со стороны Итум-Кале – банд Хаттаба. Для чего следовало взять под контроль участок дороги, ведущей из этого селения.
     - Непосредственно перед нашей высадкой начальник разведки группировки полковник Д., я и еще один из командиров групп спецназа провели воздушную разведку, чтобы изучить местность, присмотреть площадку, на которую будем высаживаться, – рассказал старший лейтенант К. – Вертолетом Ми-8 управлял Герой Советского Союза полковник Майданов, который впоследствии погиб... Мы летим, осматриваем местность. До земли метров 150-200. Вдруг, какая наглость, на моих глазах из-за какого-то бугра поднимается в полный рост боевик, резво вскидывает вверх автомат и начинает стрелять по нам. Рядом с ним такой же шустрый «дух» поливает нашу «вертушку» из крупнокалиберного пулемета. Я в ответ открыл огонь из РПК, так как сидел у открытой двери «восьмерки»... Когда Майданов сделал разворот, боевики попрятались, но было видно вдали навьюченных лошадей. В общем, в этом районе хозяйничали бандиты.
     Группа спецназа старшего лейтенанта К. высадилась в намеченном месте на хребте Кюрелам и прикрыла высадку тактического десанта из 56-го полка.
     - Вертолет подсел на какие-то секунды, мы выпрыгнули из него, разбежались в стороны и заняли круговую оборону, – вспоминает Клементий К. – Я бросил в центр посадочной площадки дымовую шашку, чтобы обозначить место посадки. Секунд через 40 здесь сел вертолет с десантниками – человек 16. Я подбежал к их взводному и быстро объяснил ему, что и где угрожающего мы видели на подлете сюда. Его подчиненные тут же развернули АГС на наиболее опасное направление в готовности в любой момент открыть огонь по противнику. Говорю десантникам: «Все, мужики, если что – прикрывайте, а мы полезли на гору»... Залезли туда.
     Старший лейтенант К. признался, что еще в ходе проведения воздушной разведки было выбрано не совсем удачное место для высадки его группы и тактического воздушного десанта. Так ведь с воздуха не все различишь. Дело в том, что спецназовцам нужен был вид на участок дороги, ведущей из Итум-Кале, чтобы замечать подходящие резервы противника и наводить по ним огонь авиации. И группе К. ничего не осталось, как двинуться вдоль по хребту Кюрелам, чтобы подойти ближе и видеть этот участок дороги. На определенном удалении за спецназовцами шли и десантники. У них была своя задача – в дальнейшем прикрыть высадку подразделений пограничников.
     - Часа полтора шли, – вспоминает К. – Наконец остановились. Я выставил наблюдательный пост. Конечно, «духи» хорошо видели, как высадились сначала мы, а потом десантники, поэтому они группами начали к нам подтягиваться. У меня была связь и с десантниками, и со своим командованием, так что я стал наводить на бандгруппы авиацию. По ним долбили Ми-24-е.
     Как и предполагалось, бандиты выдвигали свои резервы. 4 часа спецназовцы наводили на них авиацию, а потом К. получил приказ отправить несколько человек к месту посадки вертолетов. Туда ушли три бойца.
     - Всю ночь мы не спали, – вновь вспоминает Клементий. – Работали не только вертолеты, но и «сушки». Мощно бомбили, все горело. Но я решил посмотреть еще, что там у нас под носом, внизу. Ведь «духи» могли послать к нам какую-то свою группу, чтобы она скрытно поднялась и уничтожила нас. Поэтому я с одним из своих подчиненных спустился пониже. Мы обнаружили восьмерых боевиков, они шли в нашу сторону. Я сразу дал авиации координаты этой группы. Но едва Ми-24-е подлетели, как бандиты разбежались и попрятались в скалах. Мы укрылись и ждали их, но они так и не рискнули подняться к нам. Утром вернулись с площадки, где высаживались мы и тактический десант, те трое моих подчиненных. Они никого там не заметили, и в той обстановке им, как и нам, тоже пришлось всю ночь не спать.
     Благодаря группе спецназа К. были уничтожены авиацией не только подходящие резервы противника, но также и его крупная военная база, расположенная у так называемого города Мертвых – древних родовых башен и фамильных склепов. Клементий сказал, что когда в грузовик с боеприпасами попал снаряд или ракета, то после взрыва не было видно солнца. Все небо над «городом Мертвых» заволокло дымом.
     На следующий день группе К. приказали спуститься вниз и осмотреть то, что осталось от этой базы. Спецназовцы обнаружили немало оружия, 2 КрАЗа, 4 «Урала», большое количество медикаментов, имущества и продовольствия на целый супермаркет.
     - Прошли еще сутки, и нас перенацелили, пересадили на соседний хребет, – сказал Клементий. – В общей сложности мы провели в том районе семеро суток.
     Во многом благодаря его группе в районе слияния рек Аргун и Мешехи впоследствии успешно десантировались несколько подразделений «голубых беретов» и пограничников, и к началу января под контролем погранвойск было около 20 км аргунской дороги.
     - И часто вам приходилось выполнять подобные задания? – спросил я у Клементия.
     - Задания были разные, их было немало, – уклончиво ответил офицер. – Когда стояли у населенного пункта Тарги, почти каждый день ходили. Была работа и на границе Ингушетии, Чечни и Осетии...
     
* * *

     Об этих событиях мне рассказали в 2001 году К. и его сослуживцы – те, кто был с ним в Аргунском ущелье в декабре 1999-го. И эту диктофонную запись, и свой старый журналистский блокнот я хранил с тех пор, зная, что когда-нибудь все равно напишу об этом. Долгое время я чувствовал вину перед К. и его группой. Ну как же – приехал в часть военный корреспондент, беседовал с людьми и ничего не написал. Этот материал должен был выйти в газете СибВО «На боевом посту», в которой я тогда работал. В бригаде ведь ждали эту публикацию. А не написал я тогда потому, что ждал – вот-вот придет известие о высокой награде для Клементия. Увы...
     
* * *

     Судьбы Героев России во многом схожи. Так, большинство офицеров, удостоенных этого звания, выбрали себе профессию воина еще со школьной скамьи и с упорством шли к этой цели. Например, спецназовец майор Дмитрий Сафин. Он родом из города Междуреченска Кемеровской области. В 1989 году Дмитрий окончил Уссурийское суворовское военное училище. Когда стал разведчиком, офицерскую службу проходил в одной из сибирских бригад специального назначения. За две контртеррористические операции в Чечне Дмитрий пять раз выезжал в командировки на войну. Каждая такая командировка – это несколько месяцев работы в боевой обстановке.
     ...Весной 2000 года группа спецназа майора Сафина выполняла очередное задание в горно-лесистой местности Чечни. Обычно на таких заданиях группы находятся от двух до нескольких суток. На третьи сутки спецназовцы Сафина случайно нарвались на банду боевиков и вступили с ней бой. В сложной обстановке командир умело управлял подчиненными, которых сам и готовил к войне еще на сибирских полигонах. Дмитрий был уверен в своих парнях, в их отличной боевой выучке. А, как известно, уверенность множит силы. Спецназовцы сообщили в один из наших пунктов управления о том, что ведут бой, и навели на огневые позиции бандитов артиллерию и авиацию. Удары артиллеристов и звена вертолетов Ми-24 заставили боевиков бежать. Спасаясь, бандиты побросали даже трупы своих подельников, в числе которых был и полевой командир.
     8 мая 2001 года Президент России Владимир Путин вручил майору Сафину Золотую Звезду Героя Российской Федерации...
     Поразил меня своим мужеством и выдержкой другой офицер этой сибирской бригады специального назначения – майор Евгений Конопелькин. В свою четвертую боевую командировку в Чечню он ездил с протезом, так как еще раньше получил ранение и потерял ступню.
     А в городе Аша Челябинской области у школы № 4 установлен бюст Героя России Евгения Конопелькина. В настоящее время полковник Конопелькин проходит службу в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.
     
* * *

     Изучая биографии Героев России, можно заметить, что еще до призыва в армию, до поступления в военные вузы многие из них активно занимались спортом, готовились к службе в военно-патриотических клубах. Например, разведчик старший лейтенант Виталий Потылицын и десантник командир отделения взвода связи старший сержант сверхсрочной службы Виталий Вольф, удостоенные звания Героя Российской Федерации (посмертно). В свое время ученик 190-й школы Советского района г. Новосибирска Виталий Потылицын регулярно участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам. Он был чемпионом района среди школьников и мечтал поступить в институт физкультуры. Но все же выбор парня был сделан в пользу Новосибирского высшего общевойскового командного училища. Став курсантом, он на лыжных трассах защищал честь НВОКУ. Во взводе с Потылицыным учился член сборной училища по гиревому спорту Дмитрий Ерофеев. Он погиб в Чечне в январе 1995 года, и ему также присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
     ...17 августа 1996 года старший лейтенант Потылицын получил приказ вывести к месту расположения нашего подразделения боевую машину пехоты, оставшуюся после боя на одной из грозненских улиц. Дудаевцы открыли по офицеру огонь из автоматического оружия. Погиб и Потылицын, и бросившийся ему на выручку замкомвзвода сержант Сергей Воронин. А до этого Виталий участвовал во многих боях, был контужен. Мог ли Потылицын послать к этой роковой БМП кого-то из своих подчиненных? Нет, не мог. По рассказам его сослуживцев, он берег солдат в боевой обстановке, потому что еще думал и о матерях, ждущих своих сыновей с войны.
     Виталий Вольф из города Яровое Алтайского края до призыва в Вооруженные Силы обучался в военно-патриотическом клубе «Долг», который был создан ветеранами войны в Афганистане. Парни совершали прыжки с парашютом, бегали многокилометровые кроссы, занимались стрелковой подготовкой и рукопашным боем, словом, готовили себя к службе в армии. Кстати, приемам рукопашного боя обучал будущих воинов отец Виталия – Александр Степанович. Большинство ребят, прошедших подготовку в военно-патриотическом клубе, призывали в Воздушно-десантные войска, морскую пехоту и части специального назначения. Виталий попал в прославленный парашютно-десантный полк, награжденный орденами Красного Знамени и Суворова III степени, затем остался на сверхсрочную.
     27 марта 1993 года старший сержант сверхсрочной службы Виталий Вольф обеспечивал связь своей роты, охраняющей объект в Нижних Эшерах, с оперативной группой ВДВ в Гудауте. Объект постоянно подвергался нападениям боевиков. В этот раз обстрел был очень интенсивным. На территории рвались артиллерийские снаряды и мины. От разрыва одного из снарядов был перебит кабель, связывающий десантников с опергруппой ВДВ. В подобной изоляции экстремисты могли уничтожить и роту, и охраняемый ею объект. Виталий Вольф бросился к месту повреждения кабеля, и когда связь была налажена, в нескольких метрах от десантника разорвалась мина. Связист получил смертельное осколочное ранение. Но благодаря восстановленной им связи на выручку десантникам уже устремились боевые вертолеты.
     
* * *

     Подвиги Героев – это прежде всего исключительные примеры храбрости и воинской доблести, самопожертвования во имя жизни других. Среди рассуждений и афоризмов на эту тему многих знаменитостей мне ближе всех слова французского писателя Ромена Ролана: «Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают». Видите, никакой патетики и мудрствования, а простая проза жизни. Простая, как горсть патронов к «калашу», с которым «старлей» Клементий К. карабкался со своими ребятами по холодному и злому хребту Кюрелам. Они шли, не думая о славе и наградах. Они шли за Россию.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex