7 декабря исполнилось 20 лет с того дня, когда в Армении произошло крупное землетрясение, подобное известным катастрофическим землетрясениям в Лиссабоне (1755), Калифорнии (1906), Мессине (1908), Ашхабаде (1948), Чили (1960), Иране (1990). В результате землетрясения были почти полностью разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан и окрестные селения с большими человеческими жертвами. О роли Железнодорожных войск в ликвидации последствий этой страшной катастрофы «Красной звезде» рассказал генерал-лейтенант запаса Виктор ХИМЧЕНКО, в то время - заместитель начальника войск по восстановлению и строительству железных дорог, а ныне - референт командования ЖДВ.
- Виктор Павлович, с чего для вас началась ликвидация последствий землетрясения?
- Страна с болью восприняла это известие. Уже на утро следующего дня в Армению стали прибывать спасательные команды со всех концов СССР. Спасателям в разрушенных городах и селениях нужно было срочно разбирать завалы, вызволять из-под обломков тех, кто остался жив. Для этого требовались техника и самое разнообразное имущество. Для доставки подъемных кранов, экскаваторов, бульдозеров, одежды, медикаментов и других первоочередных грузов использовалась авиация. Но поток грузов так вырос, что справиться с ним она уже не могла. Причем по мере перехода к восстановительным работам все более возрастала потребность в грузах, перевозить которые было под силу только железнодорожному транспорту.
- В каком состоянии оказались после землетрясения железные дороги Армении?
- Закавказская железная дорога также подверглась удару стихии. Для оказания помощи населению Армении была создана правительственная комиссия. Оперативная группа руководящих работников Минтрансстроя во главе с министром транспортного строительства СССР Владимиром Брежневым, облетая 8 декабря 1988 г. на вертолете участок дороги от Ленинакана до Кировакана, увидела на всем протяжении магистрали рухнувшие здания на станциях, груды развалин на главных, станционных и подъездных путях к заводам, завалы на выемках и сияющие пустоты под путевой решеткой. Особенно большими были разрушения на станциях Спитак, Налбанд и Калтахчи.
В очаге землетрясения оказались объекты железнодорожного транспорта, размещенные на участке Ленинакан - Кировакан протяженностью около 100 км. Были разрушены железнодорожные устройства и сооружения, в том числе верхнее строение пути, особенно на ст. Налбанд, на отдельных перегонах образовались завалы. Движение поездов на электрифицированном участке Ленинакан - Спитак было прервано, что создало большие трудности по доставке гуманитарной помощи, техники, строительных материалов и конструкций непосредственно в район землетрясения. Ударам стихии подверглись станции Шагали, Кировакан, Джаджур, Маисян, Арчут, Спитак, Калтахчи, Ленинакан, Баяндур, Артени.
- Какая роль в ликвидации последствий катастрофы отводилась Железнодорожным войскам?
- Для восстановления прерванного движения поездов были привлечены подразделения Железнодорожных войск, Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения. Восстановительными работами руководили заместитель министра транспортного строительства Г. Фалалеев, заместитель министра путей сообщения Н. Исингарин и я. Была создана оперативная группа из представителей МПС, Минтрансстроя, Железнодорожных войск, проектных организаций. По согласованию с Минтрансстроем и МПС общее руководство всеми восстановительными работами и подразделениями этих министерств осуществляла оперативная группа Железнодорожных войск. К восстановлению объектов железнодорожного транспорта были привлечены более 7 тыс. человек от организаций МПС, Минтрансстроя и Железнодорожных войск.
Был определен характер и объем разрушений, по которым наметили первоочередные меры и мероприятия по расчистке завалов. Инженеры-проектировщики во главе с начальником Главного управления изысканий и проектирования Министерства транспортного строительства СССР А. Никифоровым сразу приступили к разработке проектов восстановления пути, железнодорожных устройств и дополнительных путей и тупиков для приема поступающих массовых грузов.
Скоростное восстановление и строительство предопределило многие технические решения и характер действий подразделений 14-й отдельной железнодорожной бригады, которой командовал полковник М. Лисняк. Техническая разведка участков и объектов велась без использования аэрофотосъемки, что, однако, не удлинило срок принятия решений по восстановлению конкретных объектов и воссозданию полной картины разрушений.
О ситуации было доложено начальнику Железнодорожных войск генерал-полковнику М. Макарцеву, который принял решение об усилении подразделений специалистами и ускорении их выхода в указанные районы.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как действовали в Армении военные железнодорожники.
- В ночь на 10 декабря на станцию Калтахчи прибыл первый эшелон с личным составом батальона, возглавляемого майором В. Крамским. Утром подразделение своим ходом передислоцировалось на станцию Налбанд. Вслед за ним сюда прибыли еще 2 железнодорожных батальона под командованием майора М. Пинигина и подполковника И. Хуторянского, а также подразделения ремотников, взрывников, эксплуатационников.
Путейцы и мостовики, связисты и эксплуатационники получили конкретные задачи по восстановлению объектов. Для всех воинов-железнодорожников, будь то солдат срочной службы, кадровый офицер или призванный из запаса резервист, были характерны полная самоотдача, стремление как можно быстрее восстановить движение поездов. Работали по-ударному - от зари до зари.
Благодаря самоотверженному труду всех участников восстановления поставленная правительственной комиссией задача была выполнена досрочно. В 21.00 13 декабря завершен первый этап восстановления участка Кировакан - Ленинакан, и с этого времени по участку открыто движение грузовых поездов. 15 декабря прошел первый пассажирский поезд Москва - Ереван на тепловозной тяге, а через день было открыто движение на электротяге.
- Какие еще задачи приходилось тогда выполнять Железнодорожным войскам?
- Нашими подразделениями восстанавливались также и разрушенные пути промышленных предприятий, сахарного завода, зернохранилища. В Спитаке близ сахарного завода были повреждены одно пролетное строение и береговой устой моста. Офицеры-мостовики во главе с полковником В. Новиковым совместно со специалистами инженерных войск попытались сбросить поврежденное железобетонное пролетное строение с помощью лебедок и танковых тягачей, но эта попытка оказалась безуспешной. На помощь пришел опытный взрывник полковник В. Денисов. Он точно рассчитал количество и места размещения взрывчатки, а умелые действия офицеров Ю. Лезового и Ю. Гурьева помогли точно осуществить его замысел и расчеты. С установкой нового пролетного строения и устранением повреждения устоя мост был восстановлен, а запасы сахарной свеклы со складов разрушенного завода стали вывозиться на действующие заводы.
На втором этапе, в течение 1989 года, войска занимались увеличением перевозной и перерабатывающей способностей участка. К ликвидации последствий землетрясения были привлечены строительные организации ряда других союзных республик. В район землетрясения по железной дороге стали прибывать строительные материалы и конструкции.
Существующие ближайшие станции имели слабое путевое развитие, были забиты прибывающими вагонами и грузами и не могли справиться с резко возросшими объемами работ.
Для решения этой задачи начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. Макарцев принял решение сформировать сводный батальон от 1-й гвардейской бригады и поручил командование им только что назначенному на должность подполковнику Е. Мельниченко. В 1989 г. эти работы были выполнены.
Войска построили специальные выгрузочные районы: новую станцию Аревик, путевое развитие станции Ленинакан, Баяндур, Спитак, где были возведены специальные парки для приема и выгрузки вагонов. Одновременно построили и второй путь между станциями Ленинакан и Аревик.
В работе принимали участие около 3 тыс. человек личного состава под руководством офицеров Е. Мельниченко, М. Пинигина,
В. Крамского, Ю. Гаврильченко и других.
Подразделениями гвардейской бригады построены пути и обходы на станциях Аревик и Маисян, на участке Баяндур - Аревик общей протяженностью 17,3 км.
- Как вы могли бы в целом оценить действия войск в ходе ликвидации последствий землетрясения?
- В работе принимали участие около трех тысяч военнослужащих Железнодорожных войск. Все службы и подразделения частей и соединений решали поставленные задачи исключительно добросовестно: и работники штаба, и инженерные службы, и служба тыла, и офицеры воспитательных органов. Наибольший вклад в выполнение большого комплекса работ внесли офицеры и генералы частей, соединений и Главного управления Железнодорожных войск: Н. Хомяков, В. Васильев, А. Виноградов, А. Дьячкин, В. Михаличенко, Е. Мельниченко, Б. Недорчук, Б. Новиков, М. Пинигин, В. Крамской, Ю. Гаврильченко, Н. Онищук, В. Денисов, Л. Стахурский, Н. Антипов, В. Волков, Ю. Джог.
Народы Советского Союза не остались равнодушными к армянской трагедии. Свой вклад в ликвидацию последствий этой страшной трагедии и оказание помощи армянскому народу внесли военные железнодорожники. «Спасибо тебе, солдат», - можно было неоднократно услышать из уст местных жителей в районах землетрясения. Так звучит название документального фильма о действиях воинов-железнодорожников в Армении, созданного по сценарию полковника В. Бышовца и удостоенного диплома на конкурсе документальных фильмов в Минске.
Если оценить характер помощи, оказанной Армении в ликвидации последствий землетрясения в целом, то организации Минтрансстроя СССР и Железнодорожные войска полностью выполнили задачи, определенные постановлением Правительства СССР.
- Виктор Павлович, как вы считаете, можно ли и сегодня применять опыт, полученный в ходе событий 20-летней давности?
- События последних лет показывают, что Железнодорожные войска нередко привлекаются для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Это налагает особую ответственность и обязывает подразделения наших войск постоянно находиться в готовности к решению внезапно возникающих задач в экстремальных условиях, поддерживать постоянный контакт с соответствующими службами Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД».
Для ускорения восстановления важно не только, чтобы части Железнодорожных войск поддерживали тесную связь с частями округов, на территории которых произошла трагедия. Большое значение имеет и умелое использование руководителями имеющихся у наших войск возможностей, к примеру для проведения воздушной технической разведки или установления и поддержки связи.
Офицеры железнодорожных частей в ходе учебы должны больше внимания уделять вопросам технического прикрытия различных объектов, накапливать знания и изучать опыт по организации восстановительных работ в различных регионах страны и разных ситуациях, а также по своевременному обеспечению подразделений всем необходимым.
Восстановление железнодорожных путей в зоне стихийных бедствий требует большого опыта организаторской работы, высокого напряжения физических и моральных сил и строжайшего соблюдения дисциплины тылового обеспечения. Готовиться к этому надо постоянно, ведь вопреки пословице работать в ходе ликвидации последствий аварий и катастроф приходится и скоро, и споро, и с высоким качеством.