на главную страницу

17 Декабря 2008 года

Армия и общество

Среда

А наш ответ - «Стилет»

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



     «Я НАБЛЮДАЛ, как мои подчиненные выполняют специальные работы в одном из ракетных полков, с околицы села Бобровое. Эта местность превратилась в дачный район, постоянных жителей там осталось всего-то два человека: дед с бабкой... Одна семья на всю округу. Так и жили они в глуши долгие годы по соседству с нашим «хозяйством»... Полк решено было снять с боевого дежурства, и старожилы, видимо, прознали об этом...
     - Сынки, что же вы делаете, зачем нас бросаете? – обратился ко мне старец.
     - Не беспокойтесь, мы еще вернемся...
     Уверенности в моем голосе тогда не было, но что я мог ответить недоумевающему фронтовику? Мы как военные рассчитывали на лучшее, но готовились к худшему...»
     Эту историю мне рассказал командир дивизии, расположенной в Козельском районе Калужской области, генерал-майор Олег Анциферов. По его словам, последний касающийся их приказ Верховного Главнокомандующего ракетчики выполняют с вдохновением.
     Напомним, в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев объявил, что принял решение воздержаться от планов по расформированию дивизии, дислоцированной в Козельске, которой предстояло уйти «в отставку» к 2010 году. Это вынужденный ответ на планы США разместить новые элементы глобальной системы ПРО в Европе.
     За два года в соединении упразднено три полка, однако боевая готовность сохранена. Ни один ракетчик не уволен со службы. Как утверждает комдив, многие из них заняли равнозначные должности, другие назначены с повышением.
     - Теперь, – продолжает он, – возникло ощущение, что мы не отступили, а сохранили свои позиции...
     Стратегическая «застава» оснащена межконтинентальными баллистическими ракетами РС-18 «Стилет». Такими комплексами вооружены два соединения: Татищевское под Саратовом и Козельское в Калужской области. Несмотря на то что ракета трижды исчерпала заложенные в нее гарантийные сроки эксплуатации, как утверждает заместитель командующего РВСН по вооружению генерал-лейтенант Виталий Линник, ее надежность достойна быть отмеченной в Книге рекордов Гиннесса. Только вдумайтесь: три десятилетия на боевом дежурстве, а это не предел... Срок службы «Стилета» продлевается по результатам испытательных пусков. Как известно, один из них состоялся относительно недавно, в августе этого года, с космодрома Байконур, и он в очередной раз доказал, что «изделие» не заржавело.
     - Решение о продолжении работ по продлению сроков эксплуатации комплекса с ракетой УР-100Н УТТХ до 33 лет уже принято, – комментирует ситуацию начальник службы информации и общественных связей РВСН – помощник командующего по информационному обеспечению полковник Александр Вовк. – Это позволит Козельской дивизии по-прежнему неусыпно нести боевое дежурство, тем более что в планах заложено ее перевооружение на комплексы нового поколения.
     Кроме того, Россия приобрела у Украины 30 таких «изделий», которые у нас до сих пор находятся в «сухом виде». Планируется, что они станут в строй и прослужат «стратегам», по крайней мере, до 2015 года...
     Однако к настоящему времени часть ракет УР-100Н УТТХ уже снята с вооружения. Об этом, кстати, пишут не только журналисты, но и писатели. Вспомним поэтический репортаж «Ракетные заставы» Юрия Беличенко: «Наши старты, наши «ОС» заменили «Тополя»... По всей видимости, речь идет о Татищевском соединении, переоснащение которого на комплекс пятого поколения завершается. Вместе с тем ресурс ракет УР-100Н УТТХ этой дивизии будет использован полностью: это и боевое дежурство, и пуски исследовательского характера, которые планируется проводить не реже, чем два раза в год... Весьма немаловажно, что у «Стилета» солидный конверсионный потенциал. На основе МБР УР-100Н и УР-100Н УТТХ разработаны космические ракеты-носители «Стрела» и «Рокот».
     - Вывод из боевого состава ракетных полков, – поясняет командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов, – проводится строго в плановом порядке. Сокращению подлежат только те полки, на вооружении которых находятся ракеты, полностью исчерпавшие свой технический ресурс. Оптимизация структуры Ракетных войск происходит в рамках выполнения Россией Договора о стратегических наступательных потенциалах...
     Легко представить, каким бы стал ракетоград, если бы дивизия ушла в отставку. Как утверждает глава администрации Козельского района Юрий Дятлов, этот старинный город нуждался бы в субвенции.
     - Бюджет Козельска составляет 15 миллионов рублей, – рассказывает он, – а на обслуживание объектов жилищного фонда потребовалось бы в десять раз больше. Конечно, мы таких денег не найдем...
     По его словам, территориально гарнизон стал единым целым с городом Козельском: совместными усилиями ремонтируются дороги, подведен природный газ к жилым домам и котельной, решается жилищный вопрос. Общими стали не только улицы, общественные заведения, детские сады и школы, но и социально-бытовые проблемы, находить выход из которых нужно сообща.
     СЛУЧИЛОСЬ так, что полк, которым командовал Владимир Квашин, расформировали. Офицеру предложили должность начальника штаба дивизии, расположенной в Саратовской области. Он согласился, но продвижение, как ни странно, навевало грусть.
     - На глаза набегали слезы, – признается ракетчик, – мне и моим сослуживцам приходилось демонтировать шахты, системы охраны, извлекать ракеты, сливать топливо, отстыковывать головные части, доставлять их на техническую позицию и отправлять в арсеналы...
     А далее – закладка тротилового заряда и... подрыв. Переживания полковника Квашина, наверное, сопоставимы с эмоциями жителей навечно уходящей под воду деревеньки из повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»... Как говорят сослуживцы, он стойко выдержал тяжкое испытание по сокращению родной части. Ракетчик выполнил приказ, и полк, которым он командовал почти четыре года, 1 декабря «ушел в отставку»...
     - Полковник Квашин всегда старался идти навстречу подчиненным, – рассказывает помощник командира дивизии по информационному обеспечению капитан Максим Гавур. – Он был неравнодушен к судьбе каждого, кто служил в полку.
     По его словам, ракетчик сохранял спокойствие при любых обстоятельствах и никогда не терял самообладания... Таким он запомнился сослуживцам. «Стратеги», заступавшие с ним на боевое дежурство, утверждают, что все операции он мог выполнить с закрытыми глазами. Как только загорался транспарант, он действовал так уверенно, словно сам запрограммировал аппаратуру.
     - Ну, только не нужно посвящать мне очерк, напоминающий представление к награде, – считает он сам. – Я всегда старался делать все от меня зависящее, но разве нужно об этом говорить? По-моему, это обязанность любого командира...
     Владимиру Квашину не приходилось скитаться по гарнизонам или долгое время перехаживать в званиях, не было в его биографии и карьерных скачков... От лейтенанта до полковника служил он в одном ракетном соединении и вдруг впервые попал под сокращение... Когда офицер услышал ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию, в его судьбе все уже было решено...
     - Если бы в этой дивизии, – признается полковник Квашин, – мне предложили бы равнозначную должность, то я бы согласился остаться... Все-таки за 16 лет я прикипел к Козельску... Но и увольняться пока рановато, мы, как и наши «Стилеты», еще послужим...
     ПОЛКОВНИК Сергей Дятлов в отличие от моего предыдущего собеседника трижды попадал под сокращение по организационно-штатным мероприятиям... И всегда, что самое парадоксальное, уходил на понижение. Когда офицер приехал в Козельское соединение, на его плечах уже были капитанские погоны и он девятый год служил в РВСН. Однако ему, словно вчерашнему выпускнику вуза, предложили должность инженера отделения, поскольку других вакансий не было. До этого ракетчик служил на подвижном комплексе средней дальности РСД-10 «Пионер». Здесь же ему пришлось осваивать «ОС». Тем не менее Сергей Дятлов ни на секунду не сомневался, что справится с новой техникой.
     - Безусловно, начинать все с нуля, – признается он, – тяжеловато. Но я никогда не боялся трудностей. Если офицер настроен решительно, то у него все получится, я в этом уверен. Тогда никакие вынужденные служебные перемещения ему не страшны, а подчас и не обидны.
     Жизненный девиз полковника Дятлова: «Чем сложнее, тем лучше». Подразделения, которые он возглавлял, впоследствии выходили на лидирующие позиции. По его словам, формула успеха заключается, прежде всего, в целеустремленности.
     - Не секрет, что подчиненные всегда смотрят на командира, на его отношение к службе, – рассуждает он, – поэтому никогда не нужно жалеть времени и сил для достижения намеченного.
     Застать за рабочим столом полковника Дятлова почти невозможно, он всегда занят. Сослуживцы говорят, что его личная судьба стала судьбой полка, который он принял в смутное время... Многие офицеры даже называли этот поступок геройством. Но Дятлов справился. На вопрос, как ему это удалось, он отвечает кратко: «Главное – не ставить невыполнимых задач ни перед собой, ни перед другими. Любой приказ, который я отдаю подчиненным, всегда смог бы выполнить сам».
     - Стараюсь ко всем относиться с пониманием, – утверждает ракетчик, – не понимаю и никогда не пойму только любителей спиртного. Если пагубная привычка выходит за рамки разумного, то решаю этот вопрос радикально. Шанс предоставляется всем, но только один раз... Важнее всего – создать коллектив единомышленников, ведь когда я заступаю на боевое дежурство, то должен быть уверен в каждом своем подчиненном...
     МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ с полковником Николаем Гарагулей за несколько минут до отправления БМДС – боевой машины дежурных сил. Он отдавал подчиненным последние распоряжения перед поездкой, громко и лаконично. Ракетчики заступали в длинную смену, то есть с пятницы до вторника. Я открыл свой почти исписанный к концу командировки журналистский блокнот. Мне захотелось положить на бумагу идею о сравнении системы боевого дежурства с механическими часами. «Дважды в неделю «стратеги» проезжают по знакомому маршруту», – пытался я накарябать, однако ручка лишь царапала страницу...
     - Ракетчики пишут только черной пастой, – подметил Николай Гарагуля, протягивая гелевую ручку. – У нас так заведено – этим цветом ведется вся документация... Есть и еще одна деталь, которая может заинтересовать вас как репортера: офицеры технической ракетной базы имеют простую роспись, так как им приходится заполнять много документации.
     Впрочем, уже в БМДСе, «стратеги» рассказали мне, что от этих традиций отступают лишь в одном случае. Последний раз, сменяясь с боевого дежурства, офицеры расписываются красными чернилами и ставят в журнале замысловатый автограф, независимо от должности. Увольнение у ракетчиков Козельского соединения превращается в настоящий ритуал. К боевой машине дежурных сил привязывается в шутку метла, чтобы замести следы... Однако даже этот обычай, напоминающий детскую забаву, никому еще не помог забыть дорогу к командному пункту.
     - Я знаю офицеров, для которых увольнение в запас впоследствии превращалось в трагедию. Мне довелось видеть их муки, – признается полковник Гарагуля. – Я, как и многие мои сослуживцы, не могу жить без боевого дежурства. Поверьте, это не пустые слова. Скажу честно, даже отпуск стараешься «разорвать», чтобы поскорее вернуться на службу.
     Как командир полка, он должен заступать на пост раз в месяц, нередко это происходит дважды.
     - Стараюсь брать с собой на боевое дежурство менее обученных офицеров, – рассказывает ракетчик. – Дело в том, что у многих выпускников, даже окончивших вузы с красным дипломом, возникает боязнь аппаратуры, и переступить через психологический барьер им нелегко. Нужно помочь, и это – обязанность командира полка.
     Офицер вспоминал, как пот пробежал у него по ладоням, когда он впервые оказался в кресле «первого номера». В нем посменно по шесть часов несут свою стратегическую вахту командир и заместитель командира дежурных сил. По мнению полковника Гарагули, настоящим ракетчиком офицер становится только тогда, когда заступит «первым номером». В его биографии это событие произошло еще в лейтенантскую бытность. Тогда он служил в Красноярском крае...
     В те годы Николай Гарагуля не мог представить, что станет командиром полка, все, о чем мечтал, – дослужиться до майорских погон. Может быть поэтому ракетчик восемь месяцев «перехаживал» в этом звании! Однако и неожиданных виражей в его карьере тоже не было...
     Если суммировать время, проведенное офицером под землей, то получится несколько лет... Раньше он вел календарь, в котором ставил крестики в графике заступления на пост. Теперь этого не делает и даже сбился со счета, когда количество суток перевалило за тысячу...
     - Конечно, мой сын был обделен вниманием, – рассуждает полковник Гарагуля, – особенно когда я стал командиром дивизиона. Я не желал Артему такой же участи, поэтому и запретил поступать в военный вуз. Я знаю его характер и не сомневаюсь, что он тоже будет жить в казарме, как и я когда-то... Вы думаете, он меня послушал?
     Впрочем, стоит ли удивляться, что Артем решил пойти по стопам отца... Когда ему было семь лет, офицер брал ребенка на стрельбы, и мальчик поражал мишени не хуже солдат... Он вырос в гарнизоне без пристальной отцовской опеки и не понаслышке знает о «тяготах и лишениях»... Артем поступил в Военную академию РВСН имени Петра Великого. Отец два года не разговаривал с сыном, а потом, как взрослому, дал наказ:
     - Ну, мужик, учти, фамилия у тебя редкая, а я считаю себя неплохим офицером. Смотри, не опозорь!
     Не за горами тот день, когда Гарагуля-младший заступит на боевое дежурство.
     - Если сын попадет в войска, – рассуждает ракетчик, – и станет «осовским» офицером, то я не удивлюсь, если на этом комплексе он дослужится до майора... А что? Ракеты РС-18 все так же надежны, хотя и охраняют нас уже более 30 лет. Неисправности с этими штуками случаются в сотни раз реже, чем с автомобилями... Поэтому и сохранил Козельскую дивизию президент в боевом составе РВСН. И мы служим, чтобы всем было понятно: «С Россией лучше всего жить в мире»!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex