на главную страницу

23 Декабря 2008 года

Армия и общество

Вторник

УРАЛЬСКИЕ КРЕМЛЕВЦЫ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
Фото из архива Сергея КОЛЕСНИКА.



В военных комиссариатах России в ходе призывных кампаний на обращенный к кандидатам в защитники Отечества традиционный вопрос: «Кем вы видите себя в войсках?» из года в год звучат, как правило, не менее традиционные ответы: десантниками, моряками, пограничниками. Однако есть и исключения. Например, свердловские призывники вровень с «погранцами», «десантурой» и «мореманами» в последние два года все чаще выражают стремление попасть на службу в Президентский полк.
Это что – новая волна в среде призывного состава? Мол, круто носить пошитую по индивидуальным меркам «гламурную» форму с иголочки, стоять «во фронт» перед главами иностранных государств и быть участником регулярных телерепортажей о церемониальном разводе караулов в Кремле. Или, лелея мечту о срочной службе в неординарном по своему предназначению полку, нынешние призывники тем самым демонстрируют зрелость, готовность к столь ответственной воинской обязанности.
Об этих и других моментах рассказал в беседе генеральный директор уральского некоммерческого партнерства ветеранов Кремлевского Президентского полка Сергей КОЛЕСНИК.


     По словам Сергея Леонидовича, аналогичного и весьма действенного движения в интересах столь уникального воинского коллектива, как Президентский полк, в России больше нет. Есть несколько сообществ ветеранов. Но движение и сообщество – не одно и то же.
     - Хотя бы в том, – уточняет Сергей Колесник, – что мы, уральские ветераны полка, не только «за чашкой чая вспоминаем былые дни», но и ведем с молодежью Уральского федерального округа активную и, главное, спланированную информационно-разъяснительную работу о службе кремлевцев. Параллельно курируем прохождение службы нашими земляками, информируем родителей солдат об успехах их сыновей. Встречаем уволенных в запас, способствуем их последующему трудоустройству. Более того, по мере необходимости оказываем полку спонсорскую помощь.
     - И все это, стоит заметить, осуществляется группой ваших коллег, что называется, в свободное от основной трудовой деятельности время. А что стало началом развертывания этой общественной работы?
     - Лишь то, что все мы когда-то были кремлевцами. Хотя, слово «были» в данном случае, скорее всего, неуместно. В душе мы ими остаемся по сей день, хотя некоторые из нас уже пенсионеры. Например, старейший представитель уральского партнерства ветеранов – Жорж Токарев – служил в Кремлевском полку с 1942 по 1947 год. Сергей Шаров носил форменные синие погоны с буквами «ГБ» с 1969 по 1971 год. Мне повезло стать кремлевцем в 1982 году. И нас, однополчан, только в Свердловской области теперь уже свыше 1.700.
     - Что значит – повезло? Попасть на службу, пусть даже в столь неординарный по предназначению полк, было делом случая?
     - Скорее уникального стечения обстоятельств. И пусть этот факт не удивляет. Ведь речь идет о контингенте, призванном изо дня в день выполнять специфические служебные задачи, что называется, в шаге не только от членов правительства, но и от первого лица государства.
     Например, мой путь в полк начался с рядовой должности в оперотряде Свердловского дворца молодежи. Через какое-то время я стал его комиссаром. И здесь произошло стечение тех самых обстоятельств. Накануне ухода в армию предыдущий руководитель оперотряда познакомил меня с сотрудником госбезопасности, занимавшимся подготовкой уральских призывников к службе в полку. Видимо, мои анкетные данные соответствовали предъявляемым требованиям. Поэтому я оказался в списке кандидатов в кремлевцы. Правда, с конкретной рекомендацией на будущее – больше заниматься спортом.
     Затем была служба в составе строевой роты Кремлевского полка.
     Два года пролетели незаметно. В 1984 году уволился в запас. И тут уместно вернуться к вопросу, с чего началось движение уральских ветеранов Президентского полка. Вскоре убедился, что кремлевцы не забывают о бывших сослуживцах: мне пришло приглашение на празднование очередного Дня сотрудников госбезопасности. Я даже не предполагал, сколько на самом деле у меня однополчан. Тогда же запала в душу высказанная кем-то фраза о том, что мы вместе и тем не менее разобщены. К тому же было просто обидно, что о нас, кремлевцах, мало кто знает.
     - И вы решили: пришло время действовать?
     - Нет, конечно. Не забывайте: шли восьмидесятые годы прошлого столетия. К тому же я сам лишь слегка перешагнул двадцатилетний жизненный рубеж. Ни опыта, ни возможностей. Так что всерьез озаботиться данным вопросом довелось гораздо позже.
     К 2001 году количество единомышленников существенно возросло. Тем более что каждый из нас уже определился в общественной жизни, крепко стал на ноги и мог внести в развитие задуманного что-то продуктивное, существенное.
     Но и 2001-й не стал для нас отправным. Не хотелось лишь заявлять о намерениях. Рассчитывали начать официальную деятельность партнерства не с чистого листа, а с послужным списком из конкретного опыта и наработок. Вот почему еще пять лет систематизировали вырабатываемые предложения, выступали в школах, встречались с допризывниками. Словом, проверяли еще только идею на практике. И всякий раз тщательно анализировали итоги проделанного: а есть ли живой интерес у уральской молодежи к нашей инициативе?
     - Теперь, когда у вас с 2006 года есть официальный статус, несложно сделать вывод: вас завтрашние защитники Отечества принимают с интересом.
     - Судите сами: ежемесячно «лекторское» звено партнерства ветеранов (а это почти два десятка человек) проводит в школах Свердловской области по 10-12 уроков мужества. Фронтовики, такие, как Жорж Токарев, рассказывают ребятам о Великой Отечественной войне. Участники локальных войн – о событиях, происходивших в Афганистане, Чечне, Абхазии. Несомненно, весомая часть времени в ходе этих встреч отводится информационной составляющей о Президентском полку. О истории, решаемых задачах, ратных буднях, традициях и людях. В качестве наглядных пособий используем фотоархив и демонстрируем специально отснятый видеофильм.
     В том, что ребятам все это надо, мы уже не сомневаемся. Во-первых, потому что вызвать у современного подростка неподдельное внимание к военной тематике, согласитесь, достаточно сложно. А такой интерес у наших слушателей есть. Причем отмечаем данный факт не мы, инициаторы встреч, а принимавшие участие в уроках мужества школьные учителя, те, для кого фраза «держать внимание аудитории» – задача каждого рабочего дня. Во-вторых, все чаще под занавес мероприятий от допризывников звучит один и тот же вопрос: как стать кремлевцем? Выходит, для них это важно, им это надо.
     Более того, ребята дома делятся услышанным с родителями. Как следствие, к нам в партнерство ветеранов уже не раз обращались мамы, отцы десятиклассников с просьбой «взять на учет» их сыновей как потенциальных кандидатов в состав будущей команды областных призывников в Президентский полк.
     - Вы идете навстречу?
     - Честно признаюсь: изначально в наши планы не входил пункт о работе с добровольцами. Просто не ожидали, что они вообще будут. Повторюсь: замышлялось партнерство ветеранов, как информационный источник. Это позже, видя возросший интерес к службе в Президентском полку, мы расширили направления деятельности. Стали принимать участие в отправке областным военным комиссариатом команд будущих кремлевцев. Дальше – больше. Включились в процесс подбора кандидатов. И лишь совсем недавно решили уделить внимание тем желающим, кто, еще будучи школьником, поставил перед собой цель попасть на службу в Президентский полк.
     Не сомневаемся: работа на перспективу во многом продуктивна. Два, а то и три года целенаправленной подготовки – это существенный период для ответственной настройки на армейскую «волну». К тому же старания претендента вкупе с соблюдением им наших рекомендаций в ходе этапов моральной и физической подготовки дадут гарантию вхождения кандидата в состав выбранной команды призывников. Мы, в свою очередь, за это же время присмотримся к юноше, оценим его потенциал, реальные возможности. Будет видно сочетание предъявляемых норм и показателей – никаких препятствий на пути к воплощению мечты.
     Надо сказать, что в начатом деле выиграет и третья сторона – командование Президентского полка, получая в свое распоряжение восприимчивого к специфике предстоящей службы новобранца.
     - Видимо, все же нелегко работать с поколением тех самых девяностых годов, когда в обществе царили чуть ли не антиармейские настроения?
     - К счастью, число призывников с подобным восприятием воинской обязанности пошло на убыль. Хотя еще два-три года назад приходилось встречаться с крайне «тяжелыми» кандидатами. Причем как в моральном, так и в физическом отношении. Выбирать было не из кого: внешне – крепыши, но на поверку – хилые, с неоконченным средним образованием. К тому же с неприемлемым «настроем» на службу.
     Сегодня с подбором кандидатов в Президентский полк намного проще. Все чаще встречаются ребята с хорошо усвоенной программой средней школы, а часто и с высшим образованием. Мыслящие, адекватно реагирующие на сложные вопросы обязательного тестирования.
     - В то же время в начале беседы вы упомянули, что члены уральского партнерства ветеранов Президентского полка не оставляют без внимания и тех, кто возвращается на малую родину.
     - И это, кстати, одно из важнейших для нас направлений. Мы просто не имеем права терять готовые, я бы даже сказал, вышколенные кадры для отечественных силовых структур. В первую очередь, для органов государственной безопасности на местах. Каждый раз за два-три месяца до увольнения в запас либо мы «садимся» на телефон и обзваниваем возвращающихся на Урал кремлевцев, интересуясь их планами трудоустройства на «гражданке», либо они сами дозваниваются в офис партнерства, ставя нас в известность о своем стремлении продолжить службу в органах госбезопасности. Только этой осенью мы приняли одиннадцать подобных звонков. По нашим ходатайствам кадровый орган силовой структуры подобрал соответствующие штатные должности всем обратившимся парням.
     - Судя по рассказу, деятельность партнерства развивается, становится многограннее. Наверняка у вас в активе есть и перспективные наработки...
     - В свое время, выступив в роли шефов, мы поддержали деятельность тюменского областного детско-юношеского центра «Аванпост». Начинание удалось. Теперь рассчитываем запустить аналогичный проект в Свердловской области. Но это уже будет не просто ДЮЦ с элементами общефизического развития, а центр подготовки допризывников. Причем с уклоном в работе по программе спецподразделений.
     Параллельно будем развивать работу с учащейся молодежью. Уже в 2009 году рассчитываем на базе музея истории Приволжско-Уральского военного округа разместить материалы, посвященные истории Президентского полка, уральским кремлевцам различных периодов службы. Надеемся, что экспозиция станет базой для проведения школьных уроков мужества.
     Есть определенные задумки и в плане развития дальнейших отношений с командованием Президентского полка.
     - Может раскроем для читателей «Красной звезды» какие-то детали?
     - Дело в том, что в настоящее время любая подготовка допризывников сводится, как правило, к натаскиванию ребят в физическом отношении, к знакомству их с отдельными моментами общевоинских дисциплин. А элемент расширения кругозора подростков остается, как правило, без внимания. Мы же планируем подготовить следующую команду уральских новобранцев в Президентский полк с учетом повышения их информационного уровня. В частности, помимо исторических вех части, где им, возможно, предстоит служить, намерены преподать призывникам азы о государственном устройстве. Расскажем о президенте, главе правительства, лидерах нашего Федерального Собрания, ведущих партий. Для будущих кремлевцев это не лишняя информация. Ведь, неся воинскую службу в периметре Кремлевской стены, всем им доведется не единожды видеть высоких руководителей, что называется, вблизи, воочию.

     На снимке: юбилейный фотоколлаж некоммерческого партнерства уральских ветеранов Кремлевского Президентского полка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex