на главную страницу

30 Декабря 2008 года

Армия и общество

Вторник

России нужен океанский флот!

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав ПОПОВ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     - Вячеслав Алексеевич, Россия по-прежнему представляет собой объект повышенного интереса и определенных притязаний со стороны других стран. Национальные интересы России не совпадают с интересами других государств, претендующих на доминирующее положение в каком-либо регионе или в мире в целом. Эти проблемы и представляют собой главные источники внешних противоречий и военных угроз национальной безопасности России. В настоящее время все морские державы - исторические соседи России на морских театрах - располагают военно-морскими силами, сопоставимыми, а зачастую и превышающими качественно и количественно флоты, которыми обладает Россия в этих регионах. Чем мы можем ответить на существующие и возможные вызовы и угрозы с моря?
     - На вызовы и угрозы с моря Россия может ответить только способностью ВМФ эффективно решать задачи мирного времени и постоянной готовностью к решению задач военного времени.
     Следует подчеркнуть, что среди задач ВМФ мирного времени особая роль принадлежит участию в решении задачи стратегического сдерживания. Для ее решения осуществляется поддержание и качественное обновление сил и средств морской составляющей Стратегических ядерных сил. В составе Военно-морского флота есть ракетные подводные лодки стратегического назначения, оснащенные баллистическими ракетами в ядерном и обычном снаряжении (их способность решать поставленные задачи подтверждается регулярными учебными пусками, в том числе и из приполюсных районов).
     Решение задач сдерживания и защиты национальных интересов России в Мировом океане военными методами возложено на морские силы общего назначения (МСОН) ВМФ и морские силы Береговой охраны Пограничных органов ФСБ.
     МСОН представлены кораблями всех основных классов: многоцелевые подводные лодки, в том числе атомные, крупные надводные корабли (в т.ч. авианесущие и атомные крейсера, эскадренные миноносцы, большие противолодочные и сторожевые корабли), корабли и катера ближней морской зоны.
     Более чем десятилетний перерыв в строительстве и приемке в состав ВМФ кораблей основных классов предопределил сокращение состава сил флота, вызванное списанием кораблей по сроку службы и досрочно по техническому состоянию ввиду отсутствия средств на ремонт и низкого темпа строительства новых кораблей.
     Сегодня ВМФ сохраняет боеспособность и в основном способен решать эти задачи, но преимущественно в ближней морской зоне. Несмотря на общее сокращение боевого состава в Военно-морском флоте, пока удается выдерживать состав сил постоянной готовности корабельного состава.
     Воинские части и подразделения постоянной готовности береговых войск ВМФ укомплектованы личным составом, обеспечены ВВТ. Флот ведет плановую боевую подготовку. Напомню: реальная боевая готовность проверяется в ходе учений с фактическим развертыванием сил в море и применением всех видов оружия, включая пуски баллистических ракет с РПКСН. Ярким примером этого стали недавние стратегические командно-штабные учения «Стабильность-2008».
     Корабли Военно-морского флота эпизодически осуществляют передовое присутствие в оперативно важных районах Мирового океана для решения задач мирного времени и поддержания политических акций государства. Сегодня в море находятся отряды боевых кораблей Северного (Куба) и Тихоокеанского флотов (на переходе в Индийский океан).
     Наконец, наши военные корабли принимают непосредственное участие в решении задачи по борьбе с пиратством в районе Сомали.
     - Госпрограмма вооружений до 2015 года ставит модернизацию флота на один уровень с развитием Стратегических ядерных сил сдерживания. То есть это безусловный приоритет. Из 4,9 трлн. рублей, в целом выделяемых на перевооружение армии, 25% должны пойти на обновление корабельного состава ВМФ. К 2010 году в России планируется в полтора раза увеличить объемы строительства военных кораблей. Впервые за 15 лет флот заложил целую серию из 40 фрегатов. Уже в ближайшее время Россия приступит к строительству авианесущих крейсеров. И все же, каким будет ВМФ России в ближайшей перспективе?
     - Если говорить о ближайшей перспективе, то облик ВМФ существенно не изменится.
     Основу ВМФ по-прежнему будут составлять ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН). В соответствии с действующими программами ведется строительство РПЛСН нового поколения. В будущем году планируется принять в состав ВМФ первую такую лодку с новым ракетным комплексом, испытания которого находятся в завершающей стадии. Планируется их последующее серийное строительство на замену выслужившим свой срок носителям 3-го поколения. Они должны стать основным боевым ядром морских Стратегических ядерных сил России после 2018 года.
     Силы общего назначения будут представлены всеми ныне существующими родами сил. В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации Государственной программой вооружения на период до 2015 года продолжается строительство для ВМФ атомных и дизельных подводных лодок, фрегата, корветов, ракетных кораблей и различных минно-тральных, десантных, гидрографических кораблей и судов.
     Таким образом, можно сказать, что в ближайшей перспективе ВМФ по своему облику будет в основном флотом ближней морской зоны, способным решать задачу стратегического сдерживания, задачи в ближней и отдельные задачи в дальней морских зонах.
     С моей точки зрения и исходя из геополитических реалий, Россия должна иметь полноценный современный, сбалансированный по родам сил океанский Военно-морской флот. Нам необходимо немедленно приступить к строительству океанского флота. Но для этого необходима государственная программа военного кораблестроения.
     - В 1953-2004 годах СССР/Россия поставили в 45 государств мира 2.050 боевых кораблей, подводных лодок и патрульных катеров, а также 130 вспомогательных судов различного назначения. Да и в настоящее время иностранным заказчикам предлагается более 50 проектов боевых кораблей, подводных лодок и катеров - от ракетных эсминцев водоизмещением 8.000 тонн до сверхмалых подводных лодок и патрульных катеров. Как бы вы оценили уровень военно-технического сотрудничества на морском направлении?
     - Уровень военно-технического сотрудничества, который достигнут в настоящее время, насколько я информирован, вполне удовлетворительный. Однако я хотел бы обозначить проблему, которая, на мой взгляд, может иметь очень серьезные последствия. Я имею в виду тенденцию, выражающуюся в стремлении ряда иностранных государств развивать собственное судостроение и кораблестроение. Реализуется это путем использования ими технологических решений наших конструкторских бюро и судостроительных заводов для самостоятельного проектирования и строительства кораблей. Это приведет в ряде случаев к отказу от заказов у российских корабелов.
     Такое положение дел требует проведения гибкой сбалансированной политики при принятии решений на оказание технического содействия иностранным заказчикам в строительстве кораблей.
     - Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути. Международный опыт начала XXI века подтверждает этот прогноз. Учитывается ли это в проекте Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу и когда можно ожидать принятия этого документа?
     - Если ответить коротко: конечно, учитывает. Об этом говорит то, что идеологической основой проекта стратегии являются одобренные и утвержденные Президентом России Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан» и Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года.
     Проект стратегии как раз и направлен на обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, повышение эффективности основных видов морской деятельности. Это будет достигнуто путем сосредоточения организационных усилий и средств органов государственной власти Российской Федерации, и приморских субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на решении приоритетных проблем развития российской морской деятельности.
     Проект стратегии вынесен на обсуждение Морской коллегии при Правительстве РФ. После этого проект стратегии будет направлен в федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения и подготовки замечаний и предложений.
     Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике также будет рассматривать проект стратегии. На весеннюю сессию 2009 года мы запланировали проведение «круглого стола», на котором в широком кругу представителей заинтересованных ведомств и организаций обсудим документ и подготовим соответствующие предложения.
     - Приоритетными вопросами морской деятельности России остаются создание современного отечественного морского транспорта и развитие его инфраструктуры, модернизация гражданского и военного морского флота. Насколько удалось сохранить научно-производственный потенциал отечественного судостроения? Какие усилия предпринимает Объединенная судостроительная корпорация для развития эффективной конкуренции наших корабелов с зарубежными компаниями и создания благоприятных условия для завоевания внешнего рынка?
     - Решение проблемы конкурентоспособности зависит на данном этапе не столько от усилий ОСК, сколько от создания в государстве благоприятных условий для развития судостроительной отрасли. Создание таких условий - прерогатива правительства. Отмечу при этом, что в последние годы Правительством Российской Федерации предприняты серьезные меры по развитию отечественного судостроения. В частности, утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Проводятся мероприятия по интеграции научного и производственно-технологического потенциала отечественного судостроения. Утверждена ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования в целях реализации проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства.
     Однако остается нерешенным ряд серьезных проблем. В первую очередь необходимо сказать о нормативно-правовых проблемах, связанных с созданием для отечественных судостроителей сопоставимых с зарубежными конкурентами финансово-экономических условий, в том числе по таможенным и налоговым тарифам.
     Серьезным препятствием для развития является состояние основных фондов судостроительных предприятий. Оно не соответствует современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в современной информационной среде. Устаревают проектные решения, заложенные еще в 80-х годах прошлого столетия, падает конкурентоспособность российского судостроения и кораблестроения на мировых рынках, отстает общий уровень технологии и организации работ. Состояние кадрового потенциала судостроительных предприятий приближается к критическим величинам.
     Все эти вопросы требуют решения Правительства Российской Федерации и принятия соответствующих нормативно-правовых документов.
     Что же касается непосредственно ОСК, то вопросы, которые возникли в ходе ее организации, находятся в поле зрения Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. В частности, в ноябре комиссия провела в г. Северодвинске выездное заседание на тему «Проблемы нормативно-правового регулирования интеграции предприятий судостроения (на примере Северного центра судостроения и судоремонта)». Решение комиссии направлено председателю Правительства РФ.
     - Вячеслав Алексеевич, исторически Россия, исходя из ее пространственных, геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях, являлась одной из ведущих держав, активно участвующих в добыче и исследовании водных биоресурсов. Что бы вы сказали о деятельности по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и перспективах его изучения и освоения?
     - Касаясь актуальных проблем определения и закрепления границ континентального шельфа, хотел бы отметить следующее.
     В 2001 году Россия направила представление в Комиссию по границам континентального шельфа, заявив тем самым о своих правах на расширенный континентальный шельф в соответствии с критериями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Рассмотрев нашу заявку в 2002 году, комиссия пришла, в частности, к выводу о том, что представленных данных было недостаточно для классификации указанных в ней участков дна Северного Ледовитого океана в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем возникла необходимость представить дополнительное обоснование на этот счет.
     Российская научная экспедиция в район Северного полюса, осуществленная в 2007 году, - важный этап большой планомерной работы, в которой принимает участие целый ряд ведомств и организаций во главе с Министерством природных ресурсов России. На основе результатов этой и других экспедиций после их соответствующего анализа предстоит дополнительно обосновать соответствие выводов ученых о протяженности континентального шельфа России международным критериям.
     Установление границ континентального шельфа, их юридическое закрепление и международное признание - задача непростая, требующая много времени и больших ресурсов.
     - Морские порты имеют стратегическое значение в современной российской экономике как важнейшие для международной торговли транспортные узлы. Именно через них проходит значительная часть экспортных и импортных грузов, причем объемы товарооборота в этой сфере с каждым годом растут. Обладает ли Россия необходимым портовым потенциалом?
     - Да, Россия обладает мощным портовым потенциалом, и этот потенциал продолжает наращиваться. За последние годы интенсивно развивалась материальная база российских портов. Так, с 2000 по 2007 год было введено в действие более 300 млн. тонн портовых мощностей. Это строительство нефтеналивного порта Приморск и РПК - Высоцк - Лукойл-II, ввод в строй новых перегрузочных комплексов по перевозке минеральных удобрений (Балтийский балкерный терминал и Восточно-Уральский терминал), запуск порта Усть-Луга.
     Практически все крупные порты модернизируют свои мощности, обновляют технику. Параллельно осуществляется реконструкция причалов, проводятся необходимые дноуглубительные работы.
     В настоящее время нормативно-правовое регулирование деятельности морских портов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым в 2007 году. Надо отметить, что Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике принимала непосредственное участие в разработке этого закона. Кроме того, в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации по мониторингу реализации закона о морских портах члены нашей комиссии работали в портах Мурманск, Санкт-Петербург, Высоцк, Усть-Луга, портах Приморья и Южного бассейна. Мы своими глазами увидели, какая масштабная работа ведется. Встречи с руководством, портовиками убедили нас в том, что перспективы развития у морских портов России есть.
     

     ОТ РЕДАКЦИИ. Вся арктическая зона может превратиться в открытую воду из-за глобального потепления, иностранные судоходные компании смогут использовать Северный морской путь. И здесь Россия должна отстаивать свои интересы. Такое заявление прозвучало на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, прошедшем на минувшей неделе. В связи с этим предложено приступить к строительству на островах метеостанций и пунктов спасения.
     Идею поддержал главком Военно-морского флота адмирал Владимир Высоцкий. Он отметил, что необходимо в ближайшее время создать систему контроля за воздушным и судоходным движением в этом регионе. А министр транспорта Игорь Левитин проинформировал, что морской инфраструктуре будет уделяться особое внимание при освоении континентального шельфа. Например, планируется строительство государственного флота, в том числе и спасательных судов.
     Предполагается, что все это будет осуществляться в рамках Стратегии развития морской деятельности до 2020 года. За основу этот документ уже принят, окончательный вариант намечено утвердить в третьем квартале 2009 года. Как отметил ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин, этот вопрос перенесен по ходатайству министра промышленности и торговли Виктора Христенко из-за незаконченности формирования судостроительной корпорации.
     Помимо этого, Балыбердин сообщил, что в июне в Архангельске Морская коллегия рассмотрит вопросы, связанные с Арктикой, в частности, о разработке многоцелевой космической системы, а также о комплексе мер по защите интересов РФ в этом регионе.
     Кроме того, в ходе заседания в июне предполагается рассмотреть и энергетические вопросы этого региона, в частности, связанные с нефтегазовыми ресурсами.
     В следующем году Морская коллегия планирует также рассмотреть вопрос о совершенствовании федеральной целевой программы «Мировой океан», который был отложен по ходатайству Министерства экономического развития. В декабре следующего года коллегия может рассмотреть вопрос о ходе реализации Морской доктрины.
     Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий на заседании Морской коллегии сделал еще ряд важных заявлений. Так, по его словам, в настоящее время изучается возможность создания пунктов базирования российских кораблей в различных регионах мира и ведутся работы по созданию системы логистики в местах присутствия ВМФ РФ. Подчеркнув, что в настоящее время более 10 боевых кораблей и столько же танкеров РФ находятся в разных зонах мира, он заявил: «Ряд государств дает льготные условия для обеспечения нашей деятельности».
     Говоря о проекте Стратегии развития морской деятельности до 2020 года и на более далекую перспективу, он предложил после принятия документа возложить контроль за ее реализацией на Министерство обороны.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex