на главную страницу

12 Января 2009 года

События, комментарии, прогнозы

Понедельник

Газовые коллизии

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



     Новогодние каникулы мы провели под аккомпанемент двух газовых коллизий: российско-украинской и израильско-палестинской. Происхождение первой укладывается в банальный запуск Киевом «дурочки» в атмосферу отношений между Россией и Евросоюзом. Нетрудно предположить, что шитая белыми нитками, но весьма упертая транзитная хитрость была рассчитана на общеевропейскую предвзятость к российской политике. Вот только не учтено, что холод не тетка, и он, как бы тому не сопротивлялись, стал катализатором роста числа объективных оценок того, что происходит с давлением в газовых трубах, протянутых в страны ЕС.
     Правда, изобличение злоумышленников, виновных в провоцировании очередного кризиса в российско-украинских отношениях, идет не так легко, как в добрых русских сказках. Увы, все сложнее. Не надо напрягать зрение и слух, чтобы увидеть и услышать, что украинских мудрецов-бухгалтеров мощно поддерживает все та же информационно-пропагандистская машина Запада, имеющая огромный опыт в приписывании современной российской политике надуманных пороков. Вся эта пишущая и говорящая гвардия, задремавшая было под рождественскими елками, мгновенно очнулась и без всякой аналитической подготовки ринулась чернить «жадную» Москву, с «хладнокровной расчетливостью» перекрывшей поступление тепла в европейские радиаторы.
     Неистово застучали по клавишам и специалисты по российской глобальной стратегии. Дело не в жадности, солидно поясняют они скороспелым экономическим репортерам. Реальная цель намерений Путина, говорится в редакционной статье «Вашингтон пост» за 8 января 2009 года, – «реализация агрессивной российской стратегии по использованию своего энергетического экспорта для раскола Европы и подрыва ситуации в тех странах, которые Москва по-прежнему считает своими законными вассалами, начиная с Украины». По мнению газеты, «украинская администрация, как и грузинская, не лишена недостатков, чем беспощадно пользуется Путин, воплощая свою имперскую, антизападную геополитическую программу». Реакцией на эти действия, учит «Вашингтон пост», должна быть «резкая активизация Евросоюзом поисков альтернативных источников снабжения и усиление поддержки стран, которые Россия стремится поработить».
     Круто, основательно, но фальшиво. Ни одна фраза Путина, ни одна его реплика в связи со скандальным газовым вопросом не дает оснований говорить о «московском империализме». Зато риторика в указанной редакционной статье отдает изрядно имперской геополитикой. Во-первых, потому, что в ней прямо-таки сквозит стремление отгородить Россию от остальной Европы, подорвав таким путем формирование общего потенциала, способного при необходимости противостоять диктату из-за океана. Во-вторых, потому, что статья лишний раз обнажает все ту же американскую неразборчивость в средствах, которая их же, американцев, не раз наказывала. Вашингтону, как мы сейчас видим, наплевать на то, что официальный Киев опускается до логики криминала на газовых магистралях. Главное для него – поддержать кандидата на роль восточного форпоста НАТО.
     Ошибочность такой политики отмечает немецкая «Зюддойче цайтунг». «Если Киев ищет ссоры с Москвой только для того, чтобы вызвать в Европе симпатии и таким путем ускорить свое вхождение в европейские институты, то это его большая ошибка. Аналогичная попытка Грузии обернулась прошлым летом провалом», – пишет газета.
     И далее подчеркивает, что хотя Россия и не входит в ЕС, но она является частью Европы и поэтому нет ничего странного в том, что Путин пытается воплотить в жизнь собственную модель расстановки сил в Европе, что он не желает, чтобы соотношение сил между продавцом и покупателем газа складывалось не в пользу России.
     После того как украинская сторона в ночь на 11 января подписала протокол о допуске российских и европейских наблюдателей к газотранспортным объектам, появилась реальная возможность возобновить нормальное функционирование всей системы трубопроводов. В составе международной комиссии будут работать представители министерств энергетики двух стран, специалисты Газпрома, Нафтогаза и европейских компаний, члены Еврокомиссии и ряд независимых экспертов.
     Комментируя этот факт, глава Газпрома Алексей Миллер пояснил: «Уже после начала работы комиссии, если мы увидим, что Украина несанкционированно отбирает российский газ, мы будем сокращать его поставки из России на Украину на украденный объем».
     Вторая «газовая» коллизия, израильско-палестинская, для понимания существенно сложнее, поскольку ее корни теряются в старозаветных временах, в завалах многовековой вражды. Она тщательно упрятана и в нежелании радикально настроенных оппонентов с обеих сторон подавить в себе неуемные амбиции и ради благополучия соотечественников приступить к реальному строительству реального мира на Святой земле.
     Военная вспышка на Ближнем Востоке, начавшись на закате прошлого года, превзошла по масштабам применения силы и по потерям все другие вооруженные столкновения последних лет. Напомним, что эскалация конфликта началась после того, как ХАМАС объявила о завершении полугодового перемирия. В ответ израильская армия приступила к непосредственной подготовке наземной операции, перспективное планирование которой, по данным газеты Haaretz, велось еще с лета. Наземному вторжению 3 января, как это предусмотрено современной военной классикой, предшествовала мощная воздушная подготовка. Только в первый ее день израильские ВВС совершили 180 вылетов, атаковав 150 целей на территории сектора Газа.
     Операции по захвату и расчленению сектора Газа израильтяне придумали весьма подходящее оперативному замыслу кодовое название - «Литой свинец». Точечные удары по укрытиям выявленных руководителей боевиков, по бункерам, туннелям слились с бомбежками и артобстрелами «широкого профиля», жертвами которых стали, по последним данным из палестинских источников, порядка 800 человек, треть из которых - дети.
     Целью вторжения, по заявлениям представителей израильского кабинета министров и военного командования, была расправа над террористами, а никак не оккупация Газы. Радикальные группировки ХАМАС, по словам президента Шимона Переса, «нуждаются в хорошем уроке». Вновь и вновь повторяя главный довод в пользу применения силы, он подчеркивает, что израильское правительство не может согласиться с тем, чтобы не отвечать огнем на стрельбу ХАМАС.
     Переговоры с этой организацией министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни считает пустой тратой времени. «Нам нечего с ними обсуждать», - отрезала она в день начала операции, дав практически готовый заголовок для сообщений мировых информационных агентств.
     Некоторые обозреватели в этой связи сразу вспомнили июльское признание главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса, который, обвиняя ХАМАС в захвате власти, указывал на присутствие в Газе членов международной террористической организации «Аль-Каида». По его словам, ХАМАС «создал в секторе Газа убежище для «Аль-Каиды» и развязанной им кровавой резней показал, что приблизился по своим методам ведения политики к действиям «Аль-Каиды».
     Тогда эти слова были восприняты руководством ХАМАС с возмущением. Зато теперь они служат израильтянам дополнительным аргументом в пользу проведения основательной кампании по низложению ХАМАС - организации, которую, как считают в Тель-Авиве, поддерживает радикальный Иран.
     Видимо, на той же «антитеррористической» платформе был сформулирован в начале месяца отказ Тель-Авива от предложенных Москвой посреднических услуг в достижении перемирия и в возвращении к предрождественскому положению. Надо полагать, израильтян не устроила та «снисходительность» российской стороны к ХАМАС, которая основана на известном и понятном факте: это движение выражает настроения подавляющего большинства палестинского населения и реально контролирует ситуацию в Газе. Стало быть, игнорировать его - значит отказываться от реальной политики мирного пути к согласию.
     Что касается позиции США, то она и в данном случае выглядит традиционно произраильской. Американцы считают, что Израиль и ХАМАС даже нельзя сравнивать, поскольку речь идет о государстве и террористической организации. 8 января американская делегация в Совете Безопасности ООН воздержалась при голосовании за резолюцию 1860, требующую «немедленного, устойчивого и соблюдаемого всеми сторонами прекращения огня, ведущего к полному выводу израильских сил из Газы». Как отметил заместитель американского представителя в ООН Алехандро Вулф, США не ощущают желания ХАМАС выполнять прежнюю резолюцию о прекращении насилия и потому не видят смысла в новой резолюции.
     Резолюция Совбеза тем не менее была принята (14 голосами «за» и одним воздержавшимся). Однако пока она не оказала никакого воздействия на конфликтующие стороны. ХАМАС и вслед за ним Израиль отвергли документ. Представители первого заявили, что резолюция «не отвечает целям и интересам палестинского народа». А премьер-министр Эхуд Ольмерт назвал ее «неработоспособной» в текущей ситуации, когда боевики продолжают обстреливать ракетами южные районы Израиля.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex