на главную страницу

12 Января 2009 года

С лейкой и блокнотом

Понедельник

Журналистика по-флотски

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



     Разговор о непростом надо начинать просто. Родился я в семье флотского журналиста. Детский садик, который посещал, находился в нескольких минутах ходьбы от редакции газеты Северного флота «На страже Заполярья» и корпункта «Красной звезды», располагавшихся в одном здании.
     На больших военных кораблях мне довелось впервые побывать еще в самом начале своей жизни. Помню, как нас – группу четырехлетних мальчишек и девчонок — водили на экскурсию на авианесущий крейсер «Киев». Этот корабль-красавец стоял в 1970-х годах на рейде Североморска. Из окон квартиры в доме на пятом этаже на улице Душенова, где жила наша семья, можно было любоваться этим шедевром корабельной архитектуры.
     В школе, конечно же, активно занимался в клубе юных моряков. А в 1988-м, сразу после окончания десятого класса, я поступил на журфак Львовского военного вуза. Учился в морской роте. Носил флотскую форму. Среди предметов, которые нам преподавали, были и те, что непосредственно связаны с военно-морской специализацией: кораблевождение, штурманское дело, боевые средства флота, теория устройства и живучесть корабля, история ВМФ. За четыре года учебы в военном училище у нас было пять учебных практик на флотах. В частности, я после первого курса стажировался полтора месяца в качестве матроса на сторожевом корабле «Разительный» Черноморского флота. После второго курса была стажировка в учебном отряде им. Октябрьского, что в Севастополе, в качестве заместителя командира роты. В этом же учебном отряде уже после третьего курса я закреплял полученные в вузе теоретические знания в многотиражной газете. Писал заметки о жизни и службе воинов-черноморцев.
     После этой стажировки вместе со своими сокурсниками довелось сходить и в поход вокруг Европы на учебном корабле «Перекоп». В июле – августе 1991 года мы, «львовяне», вместе с ребятами из Киевского «морполита» прошли из Севастополя в Кронштадт. Заходили и в иностранные порты. Во время того дальнего плавания, первого в нашей жизни, заступали дублерами вахтенных офицеров, несли штурманские вахты, проверяли себя на прочность крутой океанской волной, наблюдали за действиями корабельных офицеров, мичманов, матросов, как говорится, в реальных условиях.
     А на последнем курсе – за полгода до выпуска – была стажировка уже в качестве корреспондента во флотской газете «На страже Заполярья». За месяц с лишним я написал несколько десятков материалов на самые различные темы из жизни флота. Посещал корабли, встречался с людьми, вникал в смысл работы и постепенно понимал значимость труда военного моряка. Наверное, именно тогда я впервые осознал и точность выражения «труд моряка относится к категории тяжелых», прочитанного в одной из корабельных инструкций.
     После выпуска из училища получил назначение на Тихоокеанский флот – в редакцию газеты «Боевая вахта». Став старлеем, несколько месяцев исполнял обязанности посткора по ТОФу газеты «Красная звезда».
     А с 1995-го я тружусь уже здесь – в родной «Звездочке», в отделе Военно-морского флота. За прошедшие годы было множество различных командировок. Были и выезды на учения, и дальние походы на подлодках и надводных кораблях...
     Все это я рассказал читателю, чтобы было понятно – вся моя жизнь связана с флотом и флотской журналистикой. И считаю, что имею право высказать некоторые свои мысли о состоянии и перспективах флотской прессы.
     Однозначно убежден в том, что писать добротные, сильные, умные материалы о флоте может только тот, кто хорошо знаком с его жизнью, кто отдал ему не один год своей жизни. Ведь, чтобы написать очерк о командире большого противолодочного корабля или тяжелого авианесущего крейсера, надо понимать тот объем задач, которые он выполняет, «подняться» до его уровня. Это же касается и других должностных лиц: от матроса до адмирала флота. Сомневаюсь, что может получиться хороший, позитивный материал о военном моряке у газетчика, знающего о флотской службе лишь понаслышке.
     Вот, допустим, берет газетчик интервью у какого-нибудь кинорежиссера. Материал в издании вряд ли будет интересным, если журналист даже не смотрел его фильмы. Конечно, что-то выяснить, узнать какие-то детали можно в ходе беседы. Но такой материал может показать непрофессионализм, неподготовленность газетчика. Публикация будет на дилетантском уровне.
     Чтобы работать во флотской газете, необходимы две вещи – знание, хотя бы минимальное, специфики ВМФ и склонность к творческому, журналистскому труду. В годы советской власти флотских журналистов готовили во Львовском военном вузе на достаточно высоком уровне. Обучение предполагало не только обретение теоретических знаний, но и стажировки в войска и на флоты. Приходя во флотские газеты, они не были дилетантами. Потому и из-под пера лейтенанта мог появиться качественный, интересный материал. С годами офицер-журналист набирался опыта, постепенно вырастал в творческом плане.
     Сегодня, к сожалению, молодой лейтенант с образованием журналиста впервые в жизни попадает на корабль, только уже непосредственно став сотрудником флотской газеты. Не редкость и то, что во флотскую печать приходят выпускники вообще гражданских вузов. Конечно, некоторые из них – творчески одаренные люди. Но ведь, по сути, вникать в специфику флотской службы они начинают, только получив корочку о высшем образовании.
     Главная задача флотской печати – рассказывать о флотской жизни. И это не только заметки о том, как школьники приехали на экскурсию на корабль, но и серьезный анализ выполнения задач боевой подготовки. Почему экипаж одного из кораблей из года в год завоевывает призы главкома ВМФ, а у другого это никак не получается. Почему один матрос – отличник боевой подготовки, а другой – нет. В чем недоработка командиров, а в чем самого матроса? Каковы причины того или иного положения дел? Флотская газета – своеобразный источник, катализатор развития флота, в том числе в вопросах совершенствования выполнения поставленных задач, улучшения его боевого состояния.
     Помню, когда был курсантом, отец рассказывал мне: во время дальних походов журналисты из флотских газет выступали перед личным составом, где рассказывали о своих командировках, о публикациях, в которых давался тщательный анализ, поднимались проблемы флотской жизни. К словам газетчиков прислушивались и командиры, и матросы.
     Или другой пример. Еще не став лейтенантом, на стажировке в газете «На страже Заполярья» я готовил к публикации письма флотских водителей из различных воинских частей. Воины в своих письмах рассуждали, как добиться экономии топлива, какие принимать меры в тех или иных случаях при остановке двигателя. В другой раз, через некоторое время, во флотской газете вышел большой материал, в котором офицеры, мичманы и старослужащие размышляли, давали советы о том, как надо осваивать новое корабельное оборудование молодым матросам. Подобные публикации в то время появлялись часто. Сегодня они – большая редкость.
     Но есть и другая проблема. Раньше моряк, написавший с разрешения командира заметку в газету, мог получить за публикацию гонорар. Получая подобное стимулирование за свой творческий труд, воин стремился к написанию новых, интересных материалов, ведь только они могли выйти на страницах флотской печати. Сегодня такой заинтересованности уже нет. Потому и школ военкоров, подобных тем, что были еще два десятилетия назад, практически не существует.
     Конечно, это лишь маленькая толика проблем, которые необходимо решать в процессе оптимизации, придания нового облика Вооруженным Силам в отношении военно-морской прессы. Стоит, на мой взгляд, подумать как вариант о том, чтобы в создающемся новом научно-учебном центре ВМФ в Кронштадте открыть факультет или отделение, где бы готовились и кадры для флотской прессы. Военно-морскую подготовку они могли бы получать непосредственно на месте. А журналистские дисциплины им могли бы читать преподаватели, к примеру, с журфаков питерских «гражданских» высших учебных заведений...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex