на главную страницу

13 Января 2009 года

Армия и общество

Вторник

Роту в горы тяни – рискни

Федор БОНДАРЕНКО, «Красная звезда». Фото Юрия ШИПИЛОВА.



     Горная подготовка, военный альпинизм... На память приходят строки из «Военной песни» Высоцкого из хорошо всем знакомого фильма «Вертикаль»:

     «Бой будет завтра, а пока
     взвод зарывался в облака
     и уходил по перевалу».


     И сегодня подготовка военнослужащих к действиям в горах играет важную роль - не зря повышенное значение придается ей в странах НАТО. В последнее время все больше внимания именно этому аспекту готовности Вооруженных Сил уделяется в нашей стране. Проблемам, осложняющим организацию горной подготовки в подразделениях силовых структур, было посвящено и прошедшее недавно в Москве II Всероссийское межведомственное совещание по теме «Военный альпинизм. Актуальные вопросы подготовки военнослужащих и сотрудников спецподразделений к действиям в горах», организованное Федерацией альпинизма России (ФАР), Высшей горной школой и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ. Участие в совещании приняли представители большого количества силовых министерств и ведомств - Министерства обороны, ФСБ, МВД, МЧС, ПС ФСБ, ФСО, ФСИН, Госнаркоконтроля и СВР.
     В открывшем совещание выступлении президент ФАР, мастер спорта международного класса, доктор технических наук Андрей Волков отметил, что общее направление изменений в Вооруженных Силах идет в сторону значительного увеличения вложений в человека.
     - Это мировая тенденция, и сейчас она приходит и в нашу страну, - объяснил Андрей Евгеньевич. - При всей важности техники люди становятся все более серьезным, значимым и как следствие - дорогим элементом силовых операций. Следовательно, их подготовка должна быть профессиональной и качественной, чтобы они меньшим числом могли выполнить более сложные задачи. При этом наша армия, наши силовые структуры должны обладать большим количеством обученных в сфере горной подготовки людей - речь идет о десятках тысяч. А это значит, что и готовить их должны не единицы, а сотни и даже тысячи квалифицированных инструкторов. Именно в том, чтобы подготовить тех, кто будет вести работу на месте, и заключается задача Федерации альпинизма России.
     Конечно, горная подготовка в масштабах армейской боевой учебы - вопрос частный. Однако она затрагивает большое количество самых разных сфер: спорт, здравоохранение, образование, призыв в ряды Вооруженных Сил. К сожалению, во всех этих областях существуют проблемы, которые нужно решать. Вот только часть из них, поднимавшаяся в ходе совещания. Были утверждены предложенные ФАР типовой порядок и программа прикладной горной подготовки военнослужащих. Силовым министерствам и ведомствам рекомендовали использовать их в качестве базовых при разработке ведомственных планов и программ горной подготовки.
     Было принято решение ходатайствовать перед руководством силовых министерств и ведомств о применении к лицам, проходящим службу в горной местности, дополнительных мер по денежному, вещевому и иному довольствию, а также иных способов поощрения. Отдельно решено ходатайствовать перед руководством Министерства обороны о создании при Главном управлении боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил Российской Федерации постоянно действующей рабочей группы по вопросам военного альпинизма с привлечением уполномоченных представителей заинтересованных министерств и ведомств.
     В наступающем году планируется организовать разработку Министерством обороны и Федерацией альпинизма России единого руководства по горной подготовке, принять участие в которой рекомендовано всем заинтересованным организациям. Также планируется разработать и утвердить положение и порядок проведения чемпионата Вооруженных Сил РФ по альпинизму. Последняя из основных проблем, которой было уделено большое внимание на совещании, - разработка единой символики и атрибутики уровней квалификации в военном альпинизме.
     Кроме вышеуказанных проблем общего характера, в военном альпинизме существуют и другие проблемные вопросы. Даже сам термин «военный альпинизм» вызвал дискуссию у собравшихся. Ведь альпинизм, как сообщает Большая советская энциклопедия, - это вид спорта, восхождения на труднодоступные горные вершины. Поэтому как вариант предлагается использовать термин «горная подготовка» - понятие более широкое, включающее в себя, кроме прочего, и ведение боевых действий в условиях высокогорья.
     Широкое обсуждение вызвал представленный на совещании проект структуры горной подготовки для силовых ведомств. Проект этот предусматривает два цикла подготовки, результатом которой станет получение звания инструктора - методиста альпинизма: нормальный, сроком в 5 лет, и ускоренный (3 года). Оба срока обучения предусматривают в сумме 165 дней, проведенных в горах. Для получения же базового уровня - 3-го разряда - достаточно пройти начальную подготовку (25 дней в горах).
     Больше всего споров вызвало предложенное этой схемой обучения решение - проводить занятия по специальной подготовке (походы на выживание и отработка техники на зданиях) лишь в виде заключительного этапа обучения инструктора - методиста альпинизма и в весьма непродолжительные сроки (10 и 5 дней соответственно). Так, представители силовых структур отметили, что для многих спецподразделений именно штурмовая высотная подготовка, то есть промышленный альпинизм, имеет важнейшее значение, именно ей нужно уделять больше всего внимания. Были высказаны также предложения о введении дополнительных модулей по водно-десантной и спелеологической подготовке. Однако это, судя по всему, дело отнюдь не ближайшего будущего.
     Часть проблем лежит в области психологии. Так, в ходе совещания отдельно было отмечено, что у военных альпинистов нет страха перед опасностью - они, как военные люди, продолжают выполнять приказ, несмотря ни на что. В горах же такое поведение недопустимо и может повлечь за собой гибель людей.
     Еще одна острая проблема - сложная система обеспечения имуществом военнослужащих, занимающихся горной подготовкой. Ведь за форму военного альпиниста отвечает одно ведомство, за фонарик для него - другое, а за средство для переноски раненых - уже третье. То же и с самой горной подготовкой, которая (в разных аспектах) относится как к боевой, так и к спортивной подготовке. Для решения этой проблемы было предложено создать при Министерстве обороны координационный научный совет (научную группу), чтобы синхронизировать работу самых разных ведомств и подразделений.
     Необходимо решить также, каким образом будет выделяться время на программу военного альпинизма. Ведь, как известно, учебные часы в Вооруженных Силах расписаны от и до и просто так решением командира заменить одно занятие на другое невозможно. А по упомянутому выше проекту структуры подготовки только на начальный этап обучения альпиниста за первый год должно быть выделено 45 дней. Это значит, что придется сокращать учебные часы по другим дисциплинам...
     Были и другие проблемы, поднимавшиеся в ходе совещания. На данный момент в нашей стране есть всего лишь одна военно-учетная специальность, напрямую указывающая, что военнослужащий обучен ведению боевых действий в горах. В странах же НАТО количество вус по этой специфике составляет несколько десятков. Соответственно, и у нас необходимо увеличить количество специальностей.
     Экипировка на складах может храниться долго. Но, если для стандартного обмундирования срок хранения особого значения не имеет, то, к примеру, веревкам, использующимся в альпинизме, залеживаться нельзя - соответственно, необходимо выработать рекомендации по срокам хранения экипировки. При подготовке инструкторов оказался полностью упущен аспект применения военной техники в горах - эту недоработку тоже необходимо устранить.
     Не отработана система классности военнослужащих, необходимо прививать горным частям осознание собственной значимости и элитности, а значит, вести пропаганду, призывающую идти служить именно в горные части. Особым образом требуется организовать с ними физическую подготовку и занятия спортом. Совершенно не отработаны и не обсуждены термины, использующиеся в горной подготовке (или военном альпинизме - выбор здесь также не сделан до сих пор)...
     Напоследок упомяну еще о двух проблемах, заслуживающих отдельного обсуждения. Во-первых, это призыв. Ведь в нашей стране именно молодежь составляет, пожалуй, основную массу занимающихся альпинизмом людей. Поэтому очень важно, чтобы спортсмены-альпинисты шли служить именно в те части, где военнослужащие занимаются горной подготовкой. Во-вторых, необходим более строгий подбор командного состава таких частей. Так, на совещании прозвучало предложение о том, что каждый офицер в обязательном порядке должен и сам быть инструктором горной подготовки, уметь обучать своих подчиненных, в том числе и на личном примере.
     В общем, вопросов и проблем на сегодняшний день гораздо больше, чем ответов. Однако представители Федерации альпинизма России и различных силовых структур продемонстрировали способность к конструктивному диалогу и желание работать вместе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex