|
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». |
Российская Федерация полностью завершила процесс законодательного оформления своего участия в миротворческой деятельности под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности. На днях Президент России Дмитрий Медведев подписал соответствующий закон, ратифицирующий соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, одобренное в Душанбе
6 октября 2007 года. Таким образом, развивая свои возможности в ОДКБ, Россия исходит из того, что и сегодня, и в обозримой перспективе система коллективной безопасности является той основополагающей реальностью, которая в состоянии противостоять современным нарастающим вызовам и угрозам.
Еще в июне 2004 года на саммите в Астане лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили «Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности». Свою позицию президенты обосновывали тем, что «вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой», а их предотвращение и урегулирование «без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным». Плюс к этому, по мнению глав государств, участие в миротворческих процессах «имеет ключевое значение для продвижения военно-политических событий и интересов в международных делах как самих государств, так и ОДКБ в целом».
На разработку механизма миротворческой деятельности потребовалось несколько лет. Собственно нормативно-правовой «механизм» ОДКБ состоит из четырех документов:
- Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ;
- Положение о Коллективных миротворческих силах ОДКБ;
- Положение об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ;
- Положение о Главе миротворческой миссии ОДКБ. Базовыми, безусловно, являются два первых документа.
Положениями Соглашения о миротворческой деятельности регулируются вопросы практической реализации участия ОДКБ в миротворческих процессах на мировом и региональном уровнях в целях укрепления ее международных позиций, создания на постоянной основе миротворческих сил ОДКБ и определения порядка их комплектования.
Для комплектования миротворческих сил государства - члены ОДКБ в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. Положениями соглашения предусматривается, что миротворческие контингенты государств - членов ОДКБ будут проходить подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаться едиными и совместимыми образцами вооружения и связи, принимать участие в регулярных совместных учениях.
Решение о проведении миротворческой операции на территориях государств - членов ОДКБ будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с учетом национального законодательства и на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или на основании решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.
Для участия в конкретной миротворческой операции будут создаваться коллективные миротворческие силы, подчиняющиеся командующему, который назначается и подотчетен СКБ. Состав, структура и численность коллективных миротворческих сил будут определяться решением СКБ для каждой миротворческой операции отдельно.
|