|
Сергей КАПУСТИН, «Красная звезда». |
Израильтяне объявили о переходе военной кампании в секторе Газа в завершающую стадию. Что это в действительности означает, пока неясно. Финальная фаза может продлиться дольше первых двух вместе взятых, уже унесших, по палестинским источникам, жизни 870 человек.
Из выступления на заседании правительства в воскресенье премьер-министра Эхуда Ольмерта степень «близости» наступления перемирия тоже непонятна. По его словам, «операция близка к выполнению поставленных задач, но пока будет продолжена». Цель, подчеркнул он, была и остается неизменной: «положить конец ракетным обстрелам Израиля».
Комментируя резолюцию Совета Безопасности ООН 1860, требующую немедленного прекращения огня, Ольмерт сказал, что выполнение этого требования означает, что «усилия были потрачены напрасно, в то время когда полный успех уже не за горами».
Насколько слова премьера о «полном успехе» соответствуют реальности, не могут в точности утверждать даже находящиеся в Газе журналисты и представители ООН. Война, по их наблюдениям, отличается не только жестокостью, но и применением разного рода «домашних заготовок» по введению в заблуждение противника. Военные хитрости, которые пускают в ход обе стороны, говорят о том, что столкновению предшествовала серьезная подготовка.
Боевики ХАМАС, к примеру, широко используют манекены, заправленные взрывчаткой. В их распоряжении заблаговременно отстроенные ложные укрытия, на ликвидацию которых израильтяне тратят немало сил. Да и вся партизанская система обороны напоминает разнокалиберную ловушку для израильских солдат и бронетехники. По признанию главы военной разведки израильской армии Амоса Ядлина, боевики ХАМАС, несмотря на понесенный большой урон, сдаваться не собираются. Они быстро передвигаются по знакомой местности, меняют позиции, используют подвалы, госпитали, здания иностранных представительств.
Все это вместе взятое журнал «Штерн» с немецкой основательностью называет «асимметричной войной, или конфликтом с неравным соотношением сил, в котором более сильная сторона побеждает редко». В такой войне, пишут авторы статьи, решающую роль могут сыграть «булавочные уколы» и ненависть к врагу населения. Сопротивление слабая сторона способна оказывать до полного истощения сил. «Готового решения в таких конфликтах не бывает», - утверждается в статье. Израиль может победить, если только полностью уничтожит ХАМАС. Или же если это движение утратит поддержку у населения. Однако сейчас это маловероятно, заключает «Штерн».
«Городская война - самое трудное поле боя. Здесь ХАМАС и «Исламский джихад» имеют относительное преимущество. Они знают местность, и у них есть готовые позиции», - говорит Джонатан Фигель, представляющий израильский международный институт контртерроризма.
С другой стороны, наблюдатели практически едины во мнении, что израильская армия в настоящей операции демонстрирует заметный профессиональный рост и хорошую оснащенность. Она научилась быстро корректировать свои действия соответственно обстановке и на хитрость боевиков отвечать своей хитростью.
Как отмечает «Нью-Йорк таймс», солдаты экипированы бронежилетами и касками, у каждого подразделения есть специально обученная собака, которая может распознать замаскированную взрывчатку и оповестить солдат о людях, прячущихся в тоннелях. Чтобы не попасть в западню, военные входят в здание через боковые стены, а не через главный вход. В помещении они переходят из комнаты в комнату, делая дыры в стенах, чтобы избежать встреч со снайперами или террористами-смертниками, одетыми в гражданские одежды.
Израильтяне, пишет газета, могут позвонить в какой-нибудь дом и на хорошем арабском языке вежливо представиться египтянами, ливийцами или жителями Саудовской Аравии. Выразив сочувствие, они спрашивают об условиях жизни, о том, поддерживает ли семья ХАМАС и не находятся ли случайно боевики в их доме или у соседей. В подобной же манере израильские военные, одетые по «гражданке», могут «развести» подростков, выявив у них нужные сведения.
|