на главную страницу

14 Января 2009 года

Армия и общество

Среда

Без права на ошибку

Олег ПЧЕЛОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



В ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе в СМИ довольно часто упоминались названия таких организаций, как 522-й Центр обработки и отправки погибших (Ростов-на-Дону), 598-я патологоанатомическая лаборатория СКВО, 632-я лаборатория судмедэкспертизы СКВО, 124-я Центральная лаборатория медико-криминалистических исследований Министерства обороны РФ по опознанию тел погибших военнослужащих. Зачастую между этими организациями не делалось различий, в ряде публикаций функции одних «перекладывались» на их коллег, возникала определенного рода путаница.
  За разъяснениями и уточнениями я обратился к полковнику медицинской службы Анатолию Волкову - начальнику 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО (Ростов-на-Дону).

     По его словам, ранее на территории СКВО действительно существовало несколько лабораторий: 184-я - во Владикавказе, 632-я и 124-я - в Ростове-на-Дону и судебно-медицинская лаборатория в Ставрополе.
     В 2005 г. произошло переформирование системы судебно-медицинской экспертизы в Минобороны России. Все имеющиеся на территории СКВО лаборатории данного профиля были объединены в 16-й Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, подчиняющийся Северо-Кавказскому военному округу, с отделениями в городах Владикавказ, Волгоград, Астрахань и Ростов-на-Дону.
     ОДНА из задач центра - судебно-медицинское обеспечение органов военной прокуратуры, военных судов и следственных органов. Решая эту задачу, специалисты центра исследуют предоставленные образцы тканей или крови человека, изучают графики, диаграммы и таблицы с различными данными, используя специальные компьютерные программы и новейшие технологии. И с каждой «прочитанной страницей» приближаются к разгадке очередного преступления.
     Свою лепту в этот процесс вносит и отделение судебно-химической экспертизы 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, которым заведует Елена Парахуда. В отделении занимаются экспертизой как биологических объектов, так и вещественных доказательств небиологического характера (горюче-смазочные материалы, топливо и др).
     Для прокуратуры и следственного комитета Ростовской области в центре проводится большое количество генетических экспертиз по уголовным делам. Эти исследования помогли раскрыть ряд тяжких преступлений, в том числе совершенных маньяками.
     ЕСТЬ у центра и так называемые долгосрочные задачи, не имеющие срока давности. В их числе - идентификация тел погибших военнослужащих во время первого и второго чеченских конфликтов. Это задание и сейчас остается для центра первостепенной задачей. Эксперты и криминалисты в буквальном смысле сражаются за каждого неопознанного человека, возвращая ему имя...
     Сегодня эта работа практически достигла финала, но пока еще остается некоторое количество неопознанных останков. Это связано прежде всего с тем, что в те годы еще не была отработана в совершенстве система опознания и генетические методы исследований не были столь развиты, как сегодня.
     Все останки неопознанных солдат, погибших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, захоронены в индивидуальных могилах. Пока на надгробиях этих могил указаны лишь номера, но вскоре каждому из погибших будет возращено имя. Затем, если родственники пожелают, произойдет эксгумация и перезахоронение в указанном ими месте. Если же родные и близкие решат не беспокоить останки, то на надгробии появятся воинское звание, фамилия, имя и отчество, даты рождения и смерти солдата. Для этого эксперты продолжают работать со слепками черепов и ДНК-профилями, выделенными из останков.
     ГЕНЕТИКЕ, как науке, в свое время не давали хода академик Лысенко и его последователи. И в наши дни ей не всегда доверяли. В свое время за основу был взят визуальный метод опознания павших. Для составления акта гибели достаточно было подтверждения 2-3 сослуживцев. Акт считался достаточным документом для захоронения военнослужащего. Были случаи отправки из Владикавказа и Моздока тел погибших к местам захоронения, минуя 522-й Центр обработки и отправки погибших. В нескольких случаях акты визуального опознания оказались недостоверными. Конечно, ошибки исправили, но на это ушло время, была причинена лишняя боль родным погибших...
     Сейчас по директивному требованию Министерства обороны России все без исключения погибшие военнослужащие доставляются в 522-й Центр обработки и отправки погибших, где проводится дополнительное визуальное опознание с привлечением родственников погибших. А для подтверждения этих результатов в 16-м Государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО проводят необходимые исследования, чтобы полностью исключить возможность ошибки.
     Центр имеет самое современное оборудование для установления личности погибших военнослужащих. Сегодня опознание считается завершенным только после генетического подтверждения.
     ГЕНЕТИЧЕСКАЯ лаборатория (в прошлом - 124-я Центральная лаборатория медико-криминалистических исследований Минобороны РФ по опознанию тел погибших военнослужащих), которая входит в состав 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, - единственная в Вооруженных Силах России. Подобная лаборатория существует в Главном государственном центре в Москве, но там в основном выполняют работы в ходе расследования уголовных дел, а идентификация передана ростовским военным генетикам.
     Так вот благодаря работе этой генетической лаборатории опознаны сотни и сотни людей, возращены из небытия их имена, что позволило родственникам достойным образом похоронить своих близких.
     На счету ее сотрудников - опознание погибших под Батуми пассажиров военно-транспортного самолета, погибших в 2003 году пассажиров и экипажа военно-транспортного вертолета Ми-26, сбитого над Ханкалой, офицеров и солдат, павших в первую и вторую чеченские кампании. На центр были возложены задачи по идентификационному исследованию останков пассажиров, погибших в результате авиакатастрофы под Донецком и чуть позже - под Иркутском. Все были опознаны...
     Помимо этого, подчиненные полковника медицинской службы Анатолия Волкова занимались идентификацией пятерых детей, которые в 2005 г. пропали без вести в Красноярске и найденные останки которых не были пригодны для визуального опознания.
     Отдельной главой в историю генетической лаборатории и в целом 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО вписана идентификационная работа, связанная с террористическим актом в Беслане. Взрывы и пожар в здании школы оставили после себя около сотни неопознанных школьников, их родственников и учителей...
     Трудиться приходилось практически без сна и отдыха. Использовались последние разработки в молекулярной биологии и генетике.
     Вот еще один эпизод из жизнедеятельности центра.
     В Чеченской Республике в свое время были обнаружены останки человека, предположительно принадлежащие экс-президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа, погибшему в 1993 г. при невыясненных обстоятельствах.
     Цотне, один из сыновей экс-президента, опознал прах своего отца по одежде и погребальным принадлежностям, но все же решено было провести дополнительную молекулярно-генетическую экспертизу для точного установления принадлежности найденных останков.
     В 2007 г. останки доставили в 16-й Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, где и было проведено сравнительное исследование с образцами крови сыновей Гамсахурдиа. Результаты экспертизы подтвердили, что данные останки действительно принадлежат экс-президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа. После чего с разрешения следователя из Чеченской Республики останки были переданы Цотне Звиадовичу для транспортировки в Тбилиси и перезахоронения.
     «СИСТЕМА идентификации личности», «компьютерное опознание», «визуальное опознание», «психология распознавания образа», «антропология», «дактилоскопия», «зубной статус»... Это все термины из области судебно-медицинской и криминалистической экспертиз. Несведущему человеку в них без помощи специалиста не разобраться.
     Система идентификации - это установление личности человека по останкам, которые непригодны для визуального опознания. При этом используются методы медико-криминалистической идентификации: это антропология (измерение длины костей), установление половой принадлежности, зубной статус - по его параметрам устанавливается примерный возраст и др. Завершающий этап в системе идентификации - генетическое исследование. Для этого берутся образцы крови от ближайших родственников, выделяется ДНК-профиль, который сравнивается с ДНК-профилем, выделенным из останков, представленных на исследование.
     Набор ДНК - это так называемые локусы. Работа ведется по пятнадцатилокусной системе. Если хотя бы три локуса из 15 не совпадают, выдается стопроцентное отрицание: этот человек не может принадлежать к данной родительской паре.
     Компьютерное опознание включает медико-криминалистическую идентификацию. В этом случае проводится так называемая фотопортретная экспертиза. Она, как правило, проводится с черепом погибшего и по его прижизненному изображению (фотографии). При помощи специального аппаратного комплекса трехмерное изображение черепа выводится на дисплей компьютера. Независимо друг от друга на прижизненном фотоснимке и на оцифрованном изображении черепа определяются реперные точки. Затем эти два изображения совмещаются, и с учетом количества совпавших реперных точек специальная компьютерная программа обсчитывает вероятность принадлежности того или иного черепа к той или иной прижизненной фотографии. Этот метод используется лишь в совокупности и в комплексе с другими методами и способами идентификации. Помимо фотопортретной экспертизы должно пройти исследование остальных антрометрических и молекулярно-генетических признаков, если, конечно, таковая возможность имеется.
     Метод визуального опознания погибших также должен использоваться в совокупности с другими способами экспертизы. Это своего рода первый шаг в идентификации останков. Дело в том, что здесь зачастую срабатывает субъективный человеческий фактор, приводящий к ошибкам. Этому есть научное объяснение - оно из области психологии.
     ...После бесланской трагедии отец одной из погибших девочек приехал к полковнику Волкову и долго не хотел верить, что предъявленные останки - это все, что осталось от его ребенка. Даже когда все было доказано на генетическом уровне, генопрофили погибшей девочки совпали с генопрофилями отца и матери, это мужчину не убедило. Лишь после того, как в лаборатории очистили обгоревшие ушные раковины и стали видны серьги - подарок родных, мужчина беспомощно развел руками и заплакал...
     И на поле боя при визуальном опознании сослуживцами или членами так называемых похоронных команд имеется вероятность ошибки. Бывают случаи, когда военнослужащие обмениваются предметами обмундирования, при увольнении в запас дарят свой жетон сослуживцу, как «счастливый»...
     Дактилоскопия - тоже дело нужное и, несомненно, помогает при проведении опознания. Но только в том случае, если пальцы пригодны для дактилоскопического исследования. Если нет - на помощь приходит генетика.
     Генетическая лаборатория, как и в целом 16-й Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, располагает самыми современными технологиями и оборудованием, на которое Минобороны денег не жалеет. Он находится на таком же высоком профессиональном уровне, что и передовые зарубежные центры идентификации.
     Единственный недостаток, по мнению полковника медицинской службы Волкова, заключается в том, что закупки оборудования и расходных материалов осуществляются за границей. К сожалению, в нашей стране пока не существует тест-систем и тест-наборов, которые необходимы для генетических исследований.
     ОДНА из масштабных последних задач, которые были возложены на 16-й Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, - это идентификация останков военнослужащих, погибших в Южной Осетии в ходе принуждения Грузии к миру. Все тела погибших военнослужащих, поступивших в центр, идентифицированы и опознаны. А это значит, что все российские воины будут захоронены с почестями и их родные получат причитающиеся денежные компенсации в полном объеме.
     Работа по опознанию - это сложный и кропотливый процесс, не дающий морального права на ошибку. Этические нормы требуют уважительного отношения к телу покойного и памяти о нем. Человек должен быть похоронен под своим именем...
     Ведь недаром же говорят, что война закончена лишь тогда, когда опознан и похоронен последний павший на поле сражения солдат... С этим постулатом полностью согласен начальник 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО полковник медицинской службы Анатолий Волков. Он и его подчиненные делают для опознания все возможное и невозможное, трудятся, опираясь на научные достижения XXI века.
     На снимках: заключительный этап идентификации погибших бесланских детей при помощи специальной компьютерной программы, разработанной в НИИ нейрокибернетики, проводит старший научный сотрудник генетической лаборатории Игорь КОРНИЕНКО; начальник 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО полковник медицинской службы Анатолий ВОЛКОВ (фото из архива автора).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex