на главную страницу

14 Января 2009 года

Армия в лицах

Среда

Семья особая, военная...

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



     Когда на совместный юбилей Сергея и Нины Цыганенко собрались их многочисленные друзья, впору было изучать географию: с одними сводила служба в Казахстане, с другими учеба во Львове, с третьими судьба пересеклась в Афганистане, Чернобыле, Нагорном Карабахе и на Северном Кавказе. Сюжет приключенческой книги, не иначе. Но ни один самый талантливый писатель не вообразит того, что преподносит жизнь...
     Сергей и Нина родились в одном поселке, в один год, в один месяц и практически в один день. 16 лет это было просто совпадением. Когда же они встретились и пошли по жизни рука об руку, - это стало уже предопределенностью, ниспосланной свыше. Пафос? Да, если не знать, что выпало на долю этой пары. После выпускного вечера Сергей Цыганенко отправился в Ейск - в авиационное училище. Но строгой медкомиссии показалось, что для летной работы парень не годится - сказалось чрезмерное подростковое увлечение штангой и гирями. Хотя военную форму Сергей все же вскоре примерил: военкомат направил призывника в Казахстан, в войска правительственной связи. Солдата, а затем сержанта Цыганенко в части ценили. Он был не только отличным специалистом, но и прирожденным командиром. Неудивительно, что в отпуск он ехал уже старшим сержантом. Ехал с волнением: твердо решил сделать милой Ниночке предложение. Она, не раздумывая, согласилась. Так началась их совместная жизнь, полная тревог, забот и... огромной любви.
     После срочной службы началась сверхсрочная. Еще будучи сержантом, Сергей Цыганенко около года стоял на должности прапорщика. Поэтому очередное звание не заставило себя ждать. А еще через несколько лет молодой прапорщик решил внести коррективы в свою военную судьбу. В 1977-м Сергей Цыганенко стал курсантом Львовского высшего военно-политического училища. Учился легко, пользовался непререкаемым авторитетом, поэтому уже на 1-м курсе был назначен внештатным замполитом курсантской роты. Казалось, на ближайшие годы судьба Сергея Цыганенко определена. Никто не мог предположить, что разом все изменится: летом, в своем первом курсантском отпуске, Сергей попал в страшную автомобильную аварию. «Минимум полгода проведешь в гипсе, - сказали врачи. - Дальше загадывать не будем...»
     Жена, оставив родителям двоих малышей, примчалась к мужу. Вначале постоянно дежурила в больничной палате, затем - выхаживала дома - в маленькой чердачной каморке. И помогала Сергею... учиться. Брала у однокурсников конспекты, читала ему учебники, в такси возила в училище на зачеты и экзамены. Когда сняли гипс, помогала разрабатывать не желавщую разгибаться ногу. В том, что Сергей Цыганенко не просто остался в строю и окончил училище, но еще и получил красный диплом, большая заслуга Нины.
     Распределение лейтенант Цыганенко получил в МВО - командование Кантемировской дивизии, в которой он проходил войсковую стажировку, запросило его к себе. Но сложилось иначе: офицер был отправлен в Горький, в другую танковую дивизию. А еще через год - в Афганистан. Уже потом, вернувшись, Сергей узнал: проводив мужа, Нина отправилась в военкомат проситься вслед за Сергеем. Но военком женщину не поддержал: «Если детишки только отца потеряют - полбеды, а если еще и мать там сгинет? Брать на себя грех не буду - жди мужа здесь...» И она ждала. За 25 месяцев афганской командировки офицер получил 728 писем, наполненных преданностью и нежностью. «Твоя любовь меня уберегла от пуль шальных и выстрелов прицельных...», - Сергей Цыганенко уверен, что это стихотворение именно о них с Ниной.
     В Афганистане молодой офицер был назначен в группу быстрого реагирования, так что хлебнуть военного лиха пришлось сполна. Баграм, Кандагар, Кундуз, Шиндандт, Руха - эти места Цыганенко знает не понаслышке. С «юга» он привез не только орден Красной Звезды и грамоту командующего 40-й армией, но также ранение и последствия брюшного тифа.
     После выполнения интернационального долга последовало новое назначение - Киевский военный округ, танковая дивизия. Отсюда Сергей Цыганенко отправился в Чернобыль, где вместо 30 суток провел 46. Затем - в Нагорный Карабах. Первые уроки «народной дипломатии» офицер получил именно там. Навыки эти позже очень пригодились на Северном Кавказе.
     С Украины Сергей Цыганенко уезжал на учебу в Ленинград, на Центральные офицерские артиллерийские курсы. Должна была быть и вторая поездка - в Москву, в Военно-политическую академию. Но кадровики «намудрили» с документами, и время было упущено. Офицер отправился в другом направлении - в Западную группу войск. Вскоре туда приехали и домочадцы. Нина Цыганенко к тому времени уже была опытным военнослужащим - несколько лет прослужила ротным санинструктором. В ГДР семья Цыганенко провела почти 4 года. Служить довелось и в артиллерии, и в разведке. Дочь Лариса познакомилась в Магдебурге с будущим мужем: Николай после срочной службы остался в части гражданским специалистом.
     В 94-м вчерашние «полпреды» великой державы спешно покинули Европу. Под Нижним Новгородом в полях пережили сокращения. Сергею Цыганенко пришлось в очередной раз менять квалификацию: последовал перевод в зенитный ракетный полк. А уже через месяц на крупном учении частей войсковой ПВО офицеру-воспитателю довелось работать за командира полка (!). Справился, даже был отмечен среди лучших. Однако судьба готовила гораздо более суровое испытание - на Северном Кавказе разгорался военный конфликт. Офицерам-воспитателям вместе с представителями женсовета приходилось сутками у телефонов дежурить - на звонки перепуганных родителей отвечать. Ежедневно до 500 звонков поступало, и всех успокоить как-то нужно было, о сыновьях-солдатах рассказать. Сергей этого не выдержал. Сам убыл в Чечню. Уезжал на 3 месяца, а пробыл около полугода. Должность ему досталась неспокойная - заместитель командира 245-го мотострелкового полка, который вел тяжелые бои. Впрочем, столь неспокойной ее делал сам офицер. Он то и дело, часто в одиночку, выезжал на переговоры с боевиками, договаривался об обмене пленными и убитыми, бросался к местам подрывов и обстрелов колонн, чтобы вытащить сожженную технику и останки солдат. Офицера очень ценил генерал Владимир Шаманов, который сам был сорвиголовой. Вполне закономерно, что Сергея Цыганенко несколько раз представляли к ордену Мужества. Хотя, как водится, в первую кампанию его парадный китель украсила лишь одна награда - орден «За военные заслуги». Орден Мужества он получит уже во вторую кампанию. Она, к слову, могла бы обойти стороной офицера: в 98-м - в пик очередных оргштатных мероприятий - Сергей Васильевич подал рапорт на увольнение. Ознакомившись с ним, генерал Шаманов спросил: «А воевать я с кем буду, когда снова в Чечне окажемся?» Цыганенко рапорт отозвал.
     С началом контртеррористической операции на Северном Кавказе в 1999 году все повторилось. Снова опасные поездки к командованию боевиков по поводу обмена живыми и мертвыми, снова «военно-народная дипломатия» с местными старейшинами, духовенством и руководством населенных пунктов. Жизнь часто сводила со знакомыми еще по 95-му году. Один из них - командир ичкерийского спецназа Резван Читигов (позывной «Американец») - в ходе сложных переговоров пошел на серьезные уступки, увидев, как в населенном пункте к офицеру то и дело подходят местные жители, называют по имени-отчеству и приветствуют. «Тебя здесь лучше меня знают», - ревниво сказал он, после чего согласился отдать останки наших военнослужащих и подбитую во время боя технику. Офицеру верили даже враги, его уважали как настоящего воина, а это на Кавказе дорогого стоит. Настоящей войны тоже хватало. В 2000-м в Чечню, как это повелось в семье Цыганенко, прибыла жена. А затем и сын Валерий с невесткой. Марина была такой же отчаянной, как и свекровь. И Нине Петровне, и Валерию тоже досталось повоевать. Они не прятались за спину мужа и отца, который к тому времени стал уже заместителем командира 42-й мотострелковой дивизии по воспитательной работе. Нина Цыганенко служила в разведывательном батальоне, Валерий Цыганенко - в комендантской роте.
     Скоро полковнику Сергею Цыганенко предстоит окончательно распрощаться с военной службой. Конечно же, в душе поселилась грусть. Но есть и радость, ведь позади богатая событиями жизнь. И все это время, несмотря на трудности и жизненные невзгоды, рядом был самый верный и дорогой человек - супруга, назначенная офицеру судьбой...
     На снимке: Сергей и Нина ЦЫГАНЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex