на главную страницу

14 Января 2009 года

Геополитика

Среда

Эпоха перемен

Лев СМИРНОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия»



В историю отношений России с латиноамериканскими странами 2008 год войдет как год неординарных событий, которые подтвердили вывод аналитиков о наметившихся тектонических сдвигах в расстановке сил на мировой арене. Еще десять лет назад трудно было себе представить, что Латинская Америка – этот конгломерат стран, рассматриваемых как «задворки» cевероамериканской сверхдержавы, – превратится в самостоятельного игрока на поле мировой геополитики. Теперь это стало реальностью. Происходит стремительное развитие политических, военно-технических, экономических и культурных связей ведущих латиноамериканских стран с Россией, Китаем и даже Ираном, что явилось неожиданностью для Вашингтона, считавшего, что после распада СССР «дело сделано» и XXI столетие станет веком триумфа США.

     СВИДЕТЕЛЬСТВОМ нового расклада сил на мировой арене стал визит в Москву президента Никарагуа Даниэля Ортеги, который воскрес из политического небытия в ноябре 2006 года, одержав неожиданную для многих наблюдателей победу на выборах главы этого небольшого государства Центральной Америки.
     Уместным будет напомнить предысторию наших взаимоотношений. Дипломатические отношения между Москвой и Манагуа были установлены в 1944 году на фоне триумфа Красной Армии на фронтах Второй мировой войны. К этому времени в стране правил американский ставленник Сомоса. Вашингтон привел его к власти в 1930-е годы, когда дальнейшее пребывание войск США на никарагуанской территории стало невозможным (в 1912 – 1934 гг. страна была фактически оккупирована американскими войсками, которые покинули ее под давлением партизан во главе с Аугусто Сандино). Связи СССР с марионеткой США ограничивались формальными дипломатическими отношениями, и только в 1979 году после победы последователей Сандино стало развиваться разностороннее сотрудничество, включая военно-техническое. В 1980-е годы Никарагуа была в Западном полушарии вторым по значимости государством (после Кубы) для советской дипломатии. В 1990 году, когда в период правления Горбачева СССР отказался от поддержки своих союзников, Даниэль Ортега ушел с политической сцены: в результате президентских выборов власть перешла к финансировавшимся из Вашингтона либералам.
     Теперь он вновь стоит во главе Никарагуа, пользуясь поддержкой богатой нефтью Венесуэлы. Никарагуа входит в политическую коалицию латиноамериканских государств левой ориентации – Боливарианская альтернатива для Америк (Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа и ряд карликовых островных стран). Фактически это альтернатива проекту США – Зоне свободной торговли для Америк. Никарагуа, подчеркнем также, – это единственное в мире государство (помимо РФ), официально признавшее независимость Абхазии и Южной Осетии.
     «МОТОРОМ» полевения Латинской Америки стала Венесуэла, располагающая благодаря высоким (в недавнем прошлом) ценам на нефть значительными финансовыми ресурсами. Ее президент Уго Чавес в рамках провозглашенной им «новой нефтяной геополитики» предложил центрально-американским странам и государствам Карибского бассейна платить за нефть услугами или местной продукцией – к примеру, бананами и сахаром. За основу приняли модель, по которой работают Каракас и Гавана. Венесуэла поставляет на Кубу около 100 тысяч баррелей нефти в сутки (5 млн. тонн в год), а взамен кубинские врачи и учителя оказывают услуги гражданам Венесуэлы. Помощь Каракаса энергоресурсами значительно улучшила социально-экономическую ситуацию на острове Свободы, которому после распада СССР пришлось выживать в 1990-е годы в неимоверно тяжелых условиях.
     Сегодня у Кубы, ставшей в 1960-е годы для латиноамериканских стран маяком нового курса, появился шанс обрести долгожданную энергетическую самодостаточность. Государственная нефтяная компания Кубы Cubapetroleo (Cupet) объявила в прошлом году, что оценочные запасы нефти на шельфовых месторождениях страны в Мексиканском заливе превышают 20 млрд. баррелей (около 2,7 млрд. тонн). В случае, если оценки запасов подтвердятся, Куба может войти в двадцатку стран с крупнейшими нефтяными резервами. По словам представителя Cupet, добыча нефти на этих месторождениях может начаться уже в середине 2009 года. Эти заявления, видимо, близки к истине. По оценкам Геологической службы США (US Geological Survey), на шельфе Мексиканского залива, принадлежащего Кубе, может располагаться до 9 млрд. баррелей нефти (1,2 млрд. тонн) и 21 трлн. кубометров природного газа.
     Сейчас Куба производит 60 тыс. баррелей нефти в день (3 млн. тонн в год), при этом потребление нефти на острове составляет 0,2 млн. баррелей ежедневно, т.е. 10 млн. тонн в год. Согласно обнародованным данным Центрального разведывательного управления США, по состоянию на 2006 год доказанные запасы нефти у Кубы составляли всего 259 млн. баррелей (35 млн. тонн).
     Участие в освоении глубоководных кубинских месторождений углеводородов в Мексиканском заливе примет региональный лидер – Бразилия. Ее государственная нефтяная компания Petrobras получит, судя по всему, доступ к месторождениям на территории морского шельфа Кубы. Бразильцы уже подписали соглашение о строительстве на острове Свободы завода по производству технических масел. В кубинской особой экономической зоне Мексиканского залива уже работают китайские и вьетнамские компании, а также испанская Repsol и венесуэльская Petroleos de Venezuela.
     Примечательно, что интерес к участию в освоении месторождений в кубинской части залива проявляют и топливно-энергетические компании США. Их представители стали активно лоббировать снятие экономического эмбарго в отношении Кубы. Не исключено, что новый президент США Барак Обама пересмотрит показавшую свою бессмысленность политику изоляции острова Свободы.
     Судя по всему, добычей углеводородного сырья вблизи кубинского побережья могут заняться и российские нефтегазовые компании. Во всяком случае Куба не скрывает своей заинтересованности в развитии торгово-экономических отношений с Россией и совместной деятельности в области нефтедобычи и нефтепереработки. Кубинские официальные представители не раз отмечали, что в северной части острова, в 200-километровой зоне прибрежных вод, уже определены секторы, которые могут быть использованы российскими нефтяными компаниями совместно с кубинской стороной. Есть и возможности совместной с Россией работы в области очистки нефти. Пока же доля Кубы во внешней торговле России весьма скромная. По данным 2007 года, она составляла около 0,05 процента. Удельный вес России во внешней торговле Кубы – 2,2 процента.
     В прошлом году появлялись сообщения, что одна из крупнейших российских нефтяных компаний рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающих мощностей на Кубе. Кроме этого, прорабатываются варианты сотрудничества в области судостроения, в том числе в сфере создания платформ, предназначенных для морской разведки и добычи нефти и газа. Ранее оператор зарубежных проектов ЛУКОЙЛа – «ЛУКОЙЛ Оверсиз» заявлял, что в случае достижения договоренностей с государственной нефтяной компанией Венесуэлы PdVSA для переработки венесуэльской нефти может быть построен НПЗ в одной из стран Латинской Америки. В настоящее время «ЛУКОЙЛ» уже реализует несколько проектов в Венесуэле, среди которых – доразведка на блоке Хунин-3 в бассейне реки Ориноко.
     Ноябрьский (2008 г.) визит Президента РФ Д.А. Медведева в Латинскую Америку, как отмечают многие аналитики, непременно придаст сильный импульс всему спектру отношений России со странами этого континента. В программу поездки российского лидера входили, напомним, переговоры в Бразилии, Венесуэле и на Кубе, участие во встрече лидеров стран – членов форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в Перу.
     ПРОЕКТОМ ВЕКА может стать сооружение нового канала между Атлантикой и Тихим океаном. Этот вопрос обсуждался на декабрьских переговорах между Дмитрием Медведевым и Даниэлем Ортегой. Россию заинтересовало предложение Никарагуа принять участие в проекте создания межокеанского канала, заявил тогда Президент РФ. «Мы смотрим на этот проект с интересом», – сказал он на пресс-конференции после переговоров с президентом Никарагуа. Как отметил Д.А. Медведев, проект «видимо, должен осуществляться с подключением различных участников». По его словам, никарагуанские коллеги высказали интерес к привлечению России к реализации данного проекта. В Москве считают, что этот проект будет служить безопасности в Карибском регионе, в Латинской Америке и в мире в целом.
     Сообщение о возможности реализации альтернативы Панамскому каналу стала, видимо, очередной неприятной неожиданностью для Вашингтона, который оказался в первом десятилетии нового века перед лицом растущей активности в традиционно «своей» сфере геополитического влияния не только стран Евросоюза, но и таких новых (для этого континента) центров силы, как Россия, Китай и Иран.
     Сама по себе идея прорыть трансокеанский канал через территорию Никарагуа не нова. В конце XIX века существовало, как известно, два варианта строительства водной транспортной магистрали: через Колумбию (частью которой была тогда Панама) и Никарагуа. Правительство США отказалось от никарагуанского варианта из-за двух действующих там вулканов, а также из-за большей, по оценке американских инженеров, протяженности местности, по которой должен был пройти канал. Ставку сделали на панамский вариант. Чтобы надежно гарантировать инвестиции в проект, Вашингтон в 1903 году организовал «революцию» в Колумбии, отколов от нее Панаму. Построенный на американские деньги канал напрямую контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, когда он был передан правительству Панамы.
     Сегодня значение водной магистрали, связывающей два океана, возрастает в первую очередь благодаря растущим поставкам венесуэльской нефти в Китай. В этой связи встал вопрос о модернизации Панамского канала. Сегодня он может пропустить танкеры грузоподъемностью не более 70 тыс. тонн, а после модернизации, которая проводится при участии китайского бизнеса и должна быть завершена к 2015 году, до 130 тыс. тонн. Но это все равно недостаточно для повышения рентабельности океанских перевозок энергоресурсов.
     Поэтому возник проект альтернативного канала. Географическое положение Никарагуа, в общем-то, не препятствует строительству, если, конечно, не принимать во внимание вулканы. Прокладку канала облегчает наличие озера Никарагуа, а также речной сети. По мнению экспертов, на значительной части маршрута канала необходимо лишь углубить и забетонировать дно.
     Согласно имеющемуся проекту канал должен пройти по озеру Никарагуа и по руслу реки Сан-Хуан. Его протяженность должна составить 286 километров, глубина – 22 метра, максимальная ширина- 114 метров. В этом случае каналом смогут пользоваться крупнотоннажные морские суда грузоподъемностью до 270 тыс. тонн, что вдвое больше, чем на панамском маршруте. Стоимость проекта составит 18 млрд. долларов. Ожидается, что в проект вложат деньги прежде всего китайцы, заинтересованные переориентировать нефтяные экспортные потоки с США на тихоокеанские порты Поднебесной.
     КИТАЙ ведет себя довольно напористо на южноамериканском континенте. Его связи давно не ограничиваются чисто торговыми операциями. Сегодня Пекин может предложить своим латиноамериканским партнерам широкий спектр сотрудничества, включая военно-техническую помощь. Осенью прошлого года мировые СМИ сообщили о возможности продажи Венесуэле 18 учебно-боевых самолетов Hongdu JL-8, которые авиаконструкторы Поднебесной разработали совместно с коллегами из Пакистана. Поставки могут начаться в ближайшее время. Hongdu JL-8, также известный как K-8 Karokorum, был разработан китайской корпорацией Hongdu совместно с Пакистанским авиационным комплексом еще в 1980-х годах (произведено более 500 машин для более чем 10 стран, в том числе Пакистана и Египта). Самолет предназначен для подготовки пилотов, но может использоваться и в боевой обстановке в качестве штурмовика. Двигатель на самолете – украинский AI-25TLK.
     Китай оказывает экономическую поддержку Кубе. Сейчас он занимает второе место среди ее торгово-экономических партнеров, уступая лишь Венесуэле. По официальным данным, оборот китайско-кубинской торговли составил, по итогам 2007 года, 2,6 млрд. долларов США (объем товарооборота между РФ и Кубой в 2006 г. – 231 млн. долларов). В 2008 году на Кубе побывал с официальным визитом председатель КНР Ху Цзиньтао. Кубинские руководители оказали китайскому гостю самый радушный прием. Местное телевидение продемонстрировало фото, где запечатлены Фидель Кастро и Ху Цзиньтао, а нынешний руководитель Кубы Рауль Кастро исполнил несколько куплетов песни на китайском языке, посвященной Мао Цзэдуну. Но это только, так сказать, внешняя сторона визита лидера мощной мировой державы, которая целеустремленно проводит на всех континентах хорошо продуманную внешнеполитическую стратегию, рассчитанную на многие десятилетия.
     Растущие экономические и военные возможности Китая позволяют ему вести себя все более независимо на мировой арене. Потенциал стратегических ядерных сил Китая, о которых широкой публике известно немного, и обычных вооруженных сил продолжает возрастать. Под конец 2008 года стало известно, что китайцы обзаведутся собственными авианосными кораблями. К 2015 году Китай намерен построить два первых авианосца среднего класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн c неядерными силовыми установками, сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на японские СМИ.
     Строительство кораблей должно начаться в 2009 году на верфи в районе Шанхая. Одновременно китайские военные намерены, видимо, завершить модернизацию недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», купленного у Украины, чтобы использовать его для подготовки пилотов палубной авиации. В Пекине официально подтвердили наличие намерений начать создание таких кораблей. Авианосец, по словам старшего полковника Хуана Сюэпина, должен стать «символом силы нации и конкурентоспособности флота страны».
     Собственный авианосный флот повышает возможности КНР по присутствию в Мировом океане – в первую очередь Тихом и Индийском, где проходят маршруты поставок нефти и сжиженного природного газа в китайские порты. В Вашингтоне рост китайской военной мощи вызывает, естественно, раздражение. В британской газете «Гардиан» в декабре прошлого года появилась статья Тимоти Гартона Эша, в которой он не исключил возможность серьезного обострения отношений между США и Китаем. По его мнению, «даже если в Пекине и Вашингтоне у власти будут стоять самые мудрые государственные мужи, неизбежное изменение баланса сил на мировой арене в ближайшее десятилетие вряд ли пройдет без конфликтов».
     Британский журналист обратил внимание на то, что Барак Обама, представляя свою команду, занимающуюся вопросами национальной безопасности, заявил: «Державы, действующие в последнее время напористо, создают напряженность в международной системе». А бывший командующий американской военной группировкой на Тихом океане адмирал Уильям Фэллон недавно рассказал, что некоторые пентагоновские чиновники из администрации Буша «предупреждали меня: держите порох сухим, ведь рано или поздно нам предстоит война с Китаем».
     
* * *

     Вашингтон подстерегает в ближайшем будущем еще немало неожиданностей на мировой арене, в том числе в Латинской Америке. Пока внимание аналитиков разведсообщества США приковано к Венесуэле и ее ближайшим союзникам, наращивает свой экономический и научно-технический потенциал португалоязычная Бразилия, способная войти в «ядерный клуб»...
     Но далеко не все обозначившиеся в этом десятилетии тенденции станут определяющими в новой исторической обстановке. Начавшийся мировой финансовый кризис, перерастающий в общеэкономический, приведет к серьезным геополитическим изменениям в мире, четкие контуры которых аналитикам пока еще неясны. Очевидно пока одно: элиты Латинской Америки скоро окажутся перед выбором, от правильности которого будет зависеть судьба их народов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex