на главную страницу

14 Января 2009 года

Без камуфляжа

Среда

Семен Альтов: Не надо страдать из-за того, чего нет

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Писатель-сатирик Семен Альтов в представлении не нуждается: он автор нескольких книг, по всей России с большим успехом проходят его выступления с собственными произведениями, его ценят на телевидении. Семен Альтов был автором последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему», поставленного в Московском театре «Сатирикон», – это для юмориста, пожалуй, высшая оценка творческого потенциала. Мы встретились с ним за пять дней до Нового года, и, вполне естественно, разговор зашел о предстоящем грядущем.

     - Семен Теодорович, к кому, как не к юмористу, обращаться за прогнозом: «Что год грядущий нам готовит?» Хочется назло пессимистам-экономистам подзарядиться оптимизмом...
     - Вы считаете, коль экономисты на этот вопрос ответить не могут, то я скажу что-то дельное? Это уже смешно. Шел к вам и вспомнил, что в свое время было такое табло «До Олимпиады осталось столько-то дней». Так вот, если бы был такой умный человек и пусть даже ориентировочно мог предсказать, когда кризис закончится, то такое табло было бы как раз кстати – люди спокойнее провожали бы каждый день. К сожалению, никто этого не знает, ну а я стараюсь на эту тему немного иронично рассуждать. К примеру, считаю (не только из-за вчерашнего застолья), что кусочек хлеба, вареное яичко, колечко луча и килечка – ничего лучшего к стопочке не существует. К чему это я? Люди, надеюсь, вернутся к каким-то простым, но милым сердцу вещам. К примеру, хождение в поисках чего-то по магазинам заменят вылазки в лес за грибами – это доставит не меньше радости, чем какая-то покупка.
     Мы возвратимся к тому, от чего так стремительно и неоправданно ушли. У меня, если помните, была такая фраза: «Надо радоваться тому, что есть, вместо того чтобы мучиться из-за того, чего нет». В общем-то верная фраза.
     - Не так давно был на вашей творческой встрече в Доме офицеров ЛВО. Выяснилось, что об армии вы судите не понаслышке: за плечами обучение на военной кафедре Ленинградского технологического института. Расскажите какой-нибудь случай того периода.
     - Могу поделиться тем, как на институтских военных сборах поднимал боевой дух товарищей. Ночью с приятелем разлили по рукомойникам разноцветную тушь. Дальше утро, как обычно. Плеснув спросонья вместо воды тушью в лицо, ребята увидели вокруг разноцветные рожи и начали дико смеяться. Каждый был уверен, что перемазались все, кроме него. Не убили нас, потому что не смогли догнать...
     - Кто, по вашему опыту, лучше воспринимает юмор: мужчины или женщины?
     - Сначала немного лирики. У меня есть наивная мечта (конечно, я этого делать никогда не буду) собрать коллекцию смеха со своих выступлений. Ведь смех абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев: у каждого своя высота, тембр, окраска. Когда люди смеются, и ты источник этой радости, то как бы извлекаешь из них этот счастливый звук. Очень приятно. Вот и ушел я от вашего вопроса.
     Впрочем, отвечу. На слух (видеть в свете рампы мало что удается) смеющихся женщин больше. Они вообще чаще ходят на концерты – им чего-то больше надо там. Спасибо за это! Вызвать улыбку у красивой женщины – что может быть лучше?
     - Тем более что ваш тембр вашего голоса дамам явно импонирует...
     - Что-то женщинам чудится в этом тембре. Впервые узнал об этом, когда работал в Доме актера на Невском проспекте. Был там заведующим творческим отделом. Как-то звонок. Поднимаю трубку. Женский голос: «Будьте добры Николая Ивановича». «Вы не туда попали». Пауза, а потом: «Не бросайте трубку, поговорите еще». И я понял, что мой утробный голос, особенно по телефону, вызывает соответствующие ассоциации: он должен принадлежать солидному мужчине. Но когда видят живьем, то узнают, в ком помещается такой голос...
     - Не секрет, что юмор на некоторых телеканалах воспринимается многими неоднозначно. Как вы к такой критике относитесь?
     - Это бизнес, где просчитывается аудитория. Кто-то от передачи не в восторге, а кто-то от нее фанатеет. Поэтому не стоит мешать.
     Хотя у меня есть и свое мнение. Если я сижу с мужиками в бане и шучу, это одна история. Если в компании женщина – уже другая: есть какие-то рамки. Выхожу на зал, где тысяча зрителей, – третья. Когда на всю страну в телеэфире – четвертая история. Человек, обращающийся к людям, не должен опускать аудиторию ниже определенного уровня. Не говоря уже о том, что нужно, наоборот, поднимать. Увы, в жанре юмора все активно идет вниз. В то же время другие передачи повышают планку: документальные, исторические и иные. Надо помнить, что от уровня культуры многое зависит, в том числе в той же экономике.
     - В заключение, может быть, расскажете новогоднюю историю?
     - Вот случай из собственной жизни. Итак, Советский Союз. У меня «Жигули» и, как и у всех, проблемы с бензином. Очереди, чуть ли не сердечные связи с заправщицами... У меня на бензозаправке, на Васильевском острове, интима не было, но все приличия соблюдал: ко всем значимым праздникам возил подарки. Такой вот ритуал: в кустах я прятал пустые канистры, а спустя какое-то время забирал полные.
     И вот 31 декабря в 22 часа я уже абсолютно готов к поездке в Дом актера на празднование. Жена, естественно, только начинает приводить себя в порядок. Тогда я говорю: «Пока ты собираешься, поеду и поздравлю девушек на бензоколонке». Подъезжаю. Белый снег, тишина – все водители уже сидят по домам. Красивая картинка: заправщицы, шампанское, конфеты. Смотрим в окно и видим: подъезжает бензовоз и медленно движется задом прямиком на мои «Жигули». Я в праздничном наряде (смокинг, бабочка) выбегаю и становлюсь между бензовозом и своей машиной. Водитель наконец затормозил, выскочил разъяренным, вместо новогодних поздравлений мы начали поливать друг друга ругательствами...
     Желаю вам прожить 2009 год без подобных ЧП. Весело. С юмором.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex